г. Чита |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А78-9444/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Першиковой Е.А. (доверенность от 29.01.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2024 года по делу N А78-9444/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, 672000, Забайкальский край, Чита город, Анохина улица, дом 63, помещение 3, далее - заявитель, УФНС России по Забайкальскому краю, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, 672007, Забайкальский край, Чита г, Чкалова ул., д. 160б, далее -ОСФР по Забайкальскому краю, фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 04.05.2023 N 750023400010304.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31.01.2024 по делу N А78-9444/2023 заявленное УФНС России по Забайкальскому краю требование удовлетворено.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что у страхователя имелась возможность представить сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в течении 3 рабочих дней с даты закрытия листка нетрудоспособности, однако меры по своевременному предоставлению сведений страхователем приняты не были, в связи с чем фондом правомерно вынесено решение о привлечении УФНС России по Забайкальскому краю к ответственности.
УФНС России по Забайкальскому краю в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.03.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УФНС России по Забайкальскому краю является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.02.2023 по 28.02.2023, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока представления сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Тонких Т.П. (при сроке представления не позднее 09.01.2023, сведения фактически представлены 27.01.2023).
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте от 29.03.2023 N 750023400010301.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 04.05.2023 N 750023400010304, которым заявитель привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в виде штрафа в размере 5000 руб. за нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Считая, что данное решение фонда не соответствует закону и нарушает права заинтересованного лица, оно обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется фондом в отношении страхователей.
Частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) (далее- Закон N 255-ФЗ) установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлен нормами Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Правила получения фондом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде осуществляется с использованием системы электронного документооборота страховщика.
В соответствии с пунктами 17, 19 Правил после размещения электронного листка нетрудоспособности в государственной информационной системе "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - информационная система страховщика) и завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) оператор информационной системы страховщика направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота.
Согласно пункту 22 Правил страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика необходимые сведения для назначения и выплаты пособий.
Сведения, указанные в пункте 22 настоящих Правил, размещаются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности.
При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя (пункт 23 Правил).
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил в случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня их получения вручает страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованному лицу (лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) под расписку либо направляет в электронной форме или по почте заказным письмом извещение о представлении недостающих сведений и документов по форме, утверждаемой страховщиком.
Страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованному лицу (лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), представившим страховщику неполные сведения и документы в электронной форме, извещение направляется в электронной форме.
При получении извещения в электронной форме страхователь или в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованное лицо (лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) подтверждает в электронной форме его получение в течение 3 рабочих дней со дня получения такого извещения. В случае отсутствия подтверждения о получении извещения страховщик в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для такого подтверждения, направляет извещение по почте заказным письмом.
Извещение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма.
Страхователь или в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованное лицо (лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) представляет страховщику недостающие сведения и документы в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
В случае представления застрахованным лицом (лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, в электронной форме с использованием единого портала страховщик направляет извещение в электронной форме в личный кабинет указанного лица на едином портале.
Подтверждение получения извещения и представление недостающих сведений и документов также осуществляются с использованием единого портала.
Пунктом 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что нарушение страхователем установленного настоящим Федеральным законом срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5000 рублей.
Как установлено судом, поскольку застрахованному лицу Тонких Т.П. оформлен электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) N 910156852049 на период с 20.12.2022 по 27.12.2022, страхователю 27.12.2022 в автоматическом режиме направлен запрос сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу с присвоением процессу по данному страховому случаю информационной системой N 156100538.
Соответственно, ответ на данный запрос требовалось направить в срок в течение трех рабочих дней, то есть не позднее 30.12.2022.
Согласно статье 26.22 Закона N 125-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновное совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)) или по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать), что следует из частей 1 - 3 статьи 26.24 названного Закона.
При этом частью 4 статьи 26.24 Закона N 125-ФЗ вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
К обстоятельствам, исключающими вину лица в совершении правонарушения, статья 26.25 Закона N 125-ФЗ относит, в том числе, иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения; при наличии таких обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
По смыслу пунктов 10, 22, 23 Правил обязанность по размещению в информационной системе страховщика необходимых сведений для назначения и выплаты пособий поставлена в зависимость от факта получения страхователем запроса страховщика (фонда).
В рассматриваемом случае ЭЛН N 910156852049 на застрахованное лицо закрыт 27.12.2022, и в этот же день фондом для подтверждения сведений о праве застрахованного лица на пособие по временной нетрудоспособности посредством электронного документооборота направлен запрос в проактивном процессе N 156100538.
Суд первой инстанции с учетом буквального содержания пункта 22 Правил сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности исходил из того, что могли быть размещены страхователем не позднее 3 рабочих дней со дня получения им данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика.
Между тем, по данным УФНС России по Забайкальскому краю возможность работы в системе "Контур Экстерн" по процессу проактивного взаимодействия с ОСФР по Забайкальскому краю (в том числе по представлению сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности) была запланирована на 2023 год и приостановлена по причине невозможности его технической реализации до особого распоряжения, а потому в 2022 году фактически отсутствовала, что подтверждается письмами Федерального казначейства от 19.07.2022 N 08-06-01/17909, ФНС России от 26.07.2022 N СД-4-4/9664@, Минцифры России N ЕФП9-070-95924 от 20.12.2022 (т. 1, л.д. 89-90, 93-96).
В этой связи в целях обеспечения непрерывности обмена данными взаимодействие сторон осуществлялось в порядке применения реестров прямых выплат.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у заявителя не имелось возможности передачи необходимых сведений в отношении застрахованного лица в установленный трехдневный срок со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности (т.е. не позднее 30.12.2022) посредством проактивного взаимодействия с фондом применительно к части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, о чем также свидетельствует отражение в процессе N 156100538 данных о том, что после отправки запросов фонда страхователю 27.12.2022 ответы на них от заявителя не поступили. Также в этом процессе содержалось указание на необходимость получения дополнительной информации путем обращения за этим к страхователю.
Между тем, фонд соответствующего обращения в УФНС России по Забайкальскому краю в этой связи не инициировал.
В последующем, после непосредственного получения 25.01.2023 страхователем от застрахованного лица сведений о закрытых листках нетрудоспособности (в том числе ЭЛН N 910157768048 от 27.12.2022 за период с 28.12.2022 по 24.01.2023, проактивный процесс N 156471001), данные о них 26.01.2023 (то есть с соблюдением установленного трехдневного срока) выгружены УФНС России по Забайкальскому краю в Единую информационную систему управления кадровым составом (ЕИСУ КС), действовавшую до технической реализации передачи информации в ФСС РФ в проактивном процессе, и определенную письмом Минфина России от 16.06.2022 N 07-04-05/08-14734 "О порядке взаимодействия с Фондом социального страхования Российской Федерации" (т. 1, л.д. 91- 92).
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности по п. 3 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 26.25 Закона N 125-ФЗ, поскольку к моменту наступления срока передачи необходимых сведений для назначения и выплаты страхового обеспечения (30.12.2022) у заявителя как страхователя объективно не имелось технической возможности их представления посредством использования процесса проактивных выплат, а при непосредственном получении от застрахованного лица информации о закрытии листков нетрудоспособности, сведения об этом для реализации прав работника в пределах установленного законом трехдневного срока заявителем были представлены фонду.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ заявленное УФНС России по Забайкальскому краю требование судом первой инстанции удовлетворено правомерно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2024 года по делу N А78-9444/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9444/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ОСП ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ