Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф06-67166/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А49-2267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
Старцева Елена Владимировна (паспорт),
от государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2020 в помещении суда апелляционную жалобу государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2020 года по делу N А49-2267/2020 (судья Петрова Н.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Старцевой Елены Владимировны (ОГРН 319583500028694; ИНН 580310811194)
к государственному учреждению - Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025801359715; ИНН 5836110830)
о признании недействительным отказа в выплате пособия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Старцева Елена Владимировна (далее - ИП Старцева Е.В., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) о признании недействительным решения от 03.03.2020 N 14-20/18-159л в части отказа в назначении и выплате пособия по беременности и родам и обязании ответчика устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем выплаты пособия по беременности и родам за период с 08.10.2019 по 24.02.2020 и с 25.02.2020 по 11.03.2020.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи 2, 4.5, 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела уточнила заявленные требования и просила по основаниям, указанным в заявлении, признать незаконным отказ государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в назначении и выплате индивидуальному предпринимателю Старцевой Елене Владимировне пособия по беременности и родам, содержащийся в письме от 03.03.2020 N 14-20/18-159л, и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным как несоответствующий Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ отказ государственного учреждения -Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в назначении и выплате индивидуальному предпринимателю Старцевой Елене Владимировне пособия по беременности и родам, содержащийся в письме от 03.03.2020 N 14-20/18-159л.
Возложена обязанность на ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взысканы с государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Старцевой Елены Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, оставить без удовлетворения требования индивидуального предпринимателя Старцевой Е.В.
В жалобе ссылается на то, что ИП Старцева Е.В. вступила в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 04.10.2019 и уплатила страховые взносы в сумме 3925,50 руб. 15.10.2019. Следовательно, право на получение страхового обеспечения у нее возникло 01.01.2020. Между тем, полагает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что 11.03.2020 индивидуальный предприниматель Старцева Е.В. обратилась в отделение Фонда с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.01.2020 по 05.06.2021. Данное пособие ей назначено с 01.01.2020, поскольку право на получение страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством у Заявителя возникло 01.01.2020.
Индивидуальный предприниматель Старцева Е.В. представила письменные возражения на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не явился, извещен надлежащим образом.
Индивидуальный предприниматель Старцева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Информация о принятии, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Старцева Елена Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2019, основной государственный регистрационный номер 319583500028694.
04.10.2019 ИП Старцева Е.В. обратилась в ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 07.10.2019 ей выдано соответствующее уведомление. Страховые взносы по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2019 год в сумме 3925,50 руб. оплачены предпринимателем 15.10.2019.
05.12.2019 ИП Старцева Е.В. родила дочь.
14.01.2020 заявитель обратился в Кузнецкое отделение ФСС с заявлением о назначении и выдаче ей пособия по беременности и родам, предоставив два листка нетрудоспособности N 335834425635 с 08.10.2019 по 24.02.2020 и N 335834347613 с 25.02.2020 по 11.03.2020. Ответ ею не был получен, в связи с чем 18.02.2020 предприниматель обратилась на сайт ФСС РФ с жалобой, которая для рассмотрения была направлена в ГУ- ПРО ФСС.
03.03.2020 ответчик письмом N 14-20/18-159л разъяснил предпринимателю, что у нее отсутствует право на получение пособия по беременности и родам, поскольку страховой случай наступил в 2019 году (08.10.2019) и страховые взносы на ОСС были уплачены страхователем также в 2019 году, что противоречит нормам Закона N 255-ФЗ.
Считая данный отказ учреждения незаконным и нарушающим права и интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпунктов 7, 10 и 11 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - закон N 165-ФЗ) страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а также пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны:
- уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2);
- вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме (подпункт 4);
- выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее - Закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие при рождении ребенка являются видами государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В силу положений статьи 4 Закона N 81 -ФЗ выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Статья 8 Закона N 81 -ФЗ предусматривает, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Условия, размер и порядок обеспечения пособием по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, установлены Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 255-ФЗ, данный Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по данному виду страхования, и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 указанного Закона.
Согласно части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 данной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 этой же статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В силу части 4 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790 (далее - Порядок).
В силу пункта 6 Порядка страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае право на получение пособия по беременности и родам) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающими за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, и наличием листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по установленной форме.
Суд первой инстанции верно отметил, что поскольку в перечне страховых случаев, приведенном в статье 1.3 Закона N 255-ФЗ, к таковым отнесены беременность и роды, а не факт выдачи застрахованному лицу листка нетрудоспособности, то для назначения и выплаты пособия по беременности и родам имеет значение наличие самого страхового случая, подтвержденного в установленном порядке медицинской организацией, и уплата застрахованным лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году обращения за пособием.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Таких обстоятельств в рассматриваемом случае не установлено.
Из материалов дела видно, что ИП Старцева Е.В. 15.10.2019 уплатила страховые взносы за 2019 в сумме 3925,50 руб., как это предусмотрено частями 3 - 4 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ, то есть в полном объеме, что Фондом не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что в 2019 году предприниматель Старцева Е.В. добровольно вступила в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплатила за 2019 год за себя страховые взносы в полном объеме. За выплатой пособия Старцева Е.В. обратилась в 2020 году, то есть в следующем календарном году после уплаты годовой суммы страховых взносов и в период действия листка нетрудоспособности, подтверждающего наступление страхового случая.
В части 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ определено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием указанной выше правовой нормы, страховой случай беременность и роды как единый физиологический процесс не подлежит разделению, и описан в законе как единый страховой случай. Поэтому разделение беременности и родов на самостоятельные составляющие противоречит нормам закона, определяющего страховой случай как совокупность "беременность и роды".
Суд первой инстанции верно отметил, что то обстоятельство, что листок нетрудоспособности выдан 08.10.2019, не может препятствовать реализации страхователем в целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному страхованию.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции верно указал, что требование предпринимателя о выплате пособия по беременности и родам заявлено в 2020 году при уплате страховых взносов в соответствующем размере за календарный год (2019), предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, в связи с чем пришел к правильному выводу, что требование заявителя является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 11.12.2018 г. N 307-КГ18-16410 и от 09 января 2020 г. N 310-ЭС19-21957.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2020 года по делу N А49-2267/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2267/2020
Истец: Старцева Елена Владимировна
Ответчик: ГУ Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации