Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2020 г. N Ф08-7950/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2020 г. |
дело N А32-12479/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии прокурора Гаринина Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2020 по делу N А32-12479/2020 по заявлению Прокуратуры Краснодарского края к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при участии третьих лиц акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар"; Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район; общества с ограниченной ответственностью "Южная сетевая компания"; администрации муниципального образования Динской район, о признании незаконным решения; об обязании
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Краснодарского края (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными решения, оформленного в виде сообщения от 24.12.2019 N 23/999/001/2019-232069, 232072, 232080, 232087, 232094 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования на объекты газоснабжения; об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования на объекты газоснабжения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных отказов.
Заявитель и третье лицо администрация муниципального образования Динской район с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заинтересованное лицо и третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2019 N А32-30343/2018 удовлетворены требования прокуратуры края об истребовании из незаконного владения АО "Газпром газораспределение Краснодар" в пользу администрации муниципального образования Динской район.
В целях регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) на указанные объекты газоснабжения управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район данное решение направлено в Динской отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ 24.12.2019 N 23/999/001/2019-232069, 232072, 232080, 232087, 232094 МО Динскому району было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причине не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие документа, подтверждающего передачу вышеуказанного имущества из собственности АО "Газпром газораспределение Краснодар" в собственность МО Динской район.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как указано в части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 3-5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При этом государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. (ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2019 N А32-30343/2018 удовлетворены требования прокуратуры края об истребовании из незаконного владения АО "Газпром газораспределение Краснодар" в пользу администрации муниципального образования Динской район:
1) газораспределительные сети (трубопроводы) ул. Садовая от места врезки до ГГРП и до ШГРП N 2 (1-я очередь - 1-ый этап) с кадастровым номером 23:07:0000000:114, расположенные по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская
2) газораспределительные сети (трубопроводы) ул. Колхозная, Советская, Таманская от ШГРП-3 до ШГРП-11 с кадастровым номером 15:07:0000000:117, расположенные по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская.
3) сооружения газораспределительных сетей (трубопроводов) по л. Садовой, ул. Колхозной от ШГРП N 2 до ШГРП N 3 (2 - ой этап) кадастровым номером 23:07:0000000:106, расположенные по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская.
4) газораспределительные сети (трубопроводы) ул. Таманская, ул. Свердлова от ШГРП-11 до ШГРП-12 с кадастровым номером 23:07:0000000:104, расположенные по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская.
5)распределительные газопроводы среднего и низкого давления ШРП N 9 по ул. Свердлова, ШРП N 10 по ул. Леваневского в л. Нововеличковской Динского района. Газопроводы среднего и низкого давления по ул. Фрунзе, ШРП N 9, ШРП N 101-й пусковой комплекс: кадастровым номером 23:07:0000000:120, расположенные по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская, ул. Свердлова, ул. Леваневского, ул. Фрунзе.
В целях регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) на указанные объекты газоснабжения управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район данное решение направлено в Динской отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Из уведомления от 22.08.2019 о приостановлении государственной регистрации следует, что органом местного самоуправления не представлен документ, подтверждающий передачу данного имущества АО "Газпром газораспределение Краснодар" органу местного самоуправления. Кроме того, на спорное имущество наложен арест определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2018 (по делу А32-30343/2018).
По ходатайству прокуратуры края определением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2019 обеспечительные меры в виде ареста и запрета Управления Росреестра по Краснодарскому краю совершать регистрационные действия на спорное имущество отменены.
Из сообщения от 24.12.2019 об отказе в государственной регистрации следует, что в регистрации права муниципальной собственности на спорное имущество отказано, так как на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий передачу данного имущества АО "Газпром газораспределение Краснодар" органу местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что основанием для внесения записи в ЕГРП является судебный акт, в резолютивной части которого решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника.
В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2019 указано, что администрацией муниципального образования Динской район спорные объекты газоснабжения 18.03.2018 проданы ООО "Южная сетевая компания", которое впоследствии продало их. АО "Газпром газораспределение Краснодар" не является добросовестным приобретателем, объекты подлежат истребованию в собственность муниципального образования Динской район. Следовательно, для регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты газоснабжения достаточно решения Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2019, без каких-либо дополнительных документов, подтверждающих передачу имущества от АО "Газпром газораспределение Краснодар" органу местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 52, 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае незаконные отказы регистрационного органа нарушают интересы муниципального образования Динской район, поскольку являются препятствием для регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты газоснабжения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2020 по делу N А32-12479/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12479/2020
Истец: Прокуратура КК, Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация МО Динской район, Администрация муниципального образования Динской район, АО Газпром газораспределение Краснодар ", ООО "Южная Сетевая Компания", Управление имущественных отношений администрации МО Динской район, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район