Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2020 г. N Ф08-9426/20 настоящее постановление изменено
город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2020 г. |
дело N А32-6621/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу: представитель Хомякова Ж.А. по доверенности от 20.12.2019,
от ООО"Формат": директор Ермилов Г.Л., представитель Клепикова И.В. по доверенности от 10.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-6621/2019 по заявлению Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Формат", при участии третьих лиц: ЗАО ЛВЗ "Георгиевское"; общество с ограниченной ответственностью "СобственникЪ", о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Формат" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 29.01.2019 N 11-11-18/1239.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Алкогольную продукцию, арестованную согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 04.12.2018 N 11-11-18/1239-2, суд направил на уничтожение в установленном порядке.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что общество, до приобретения спорных помещений, знало о нахождении в них алкогольной продукции. В дополнении к апелляционной жалобе управление указывает, что суд первой инстанции не разрешил вопрос о судьбе металлических емкостей, арестованных согласно протоколу ареста от 04.12.2018 N 11-11-18/1239-2.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В составе суда произведена замена судьи Ефимовой О.Ю. на судью Пименова С.В. ввиду пребывания в отпуске судьи Ефимовой О.Ю.
В поступившем к судебному заседанию дополнении к апелляционной жалобе (с учетом дополнительного решения) заявитель указывает на ошибочное применение позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 18.02.2019 N 11-П, к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Кроме того, апеллянт полагает неразрешенным судьбу металлической емкости N 138.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу установлено, что срок действия выданных лицензий: ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (ИНН 2365005548, КПП 236501001, ОГРН 1062365005427, дата регистрации 15.03.2006, адрес (место нахождения): 352800, Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15) N 23ПСН0002837 производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, коньяк, бренди); N 23ПВН0000571 производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина); N 23ПВН0000572 производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта); N 23ПВН0000573 производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (винные напитки с добавлением этилового спирта); N 23ПВН0000574 производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (ликерные вина); N 23ПВН0000575 производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (фруктовые вина) до 05.10.2016.
Согласно акту снятия остатков от 13.10.2016 N у3-а824/08 остатки готовой алкогольной продукции составляют:
- на складе готовой алкогольной продукции - 9738 единиц алкогольной продукции различного наименования и объемов;
- в купажном отделении - коньяки собственного производства в ассортименте - 43184 дал, виноматериалы в ассортименте - 4055,4 дал.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", срок хранения остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции после окончания срока действия лицензий, выданных ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (ИНН 2365005548) истек 05.12.2016.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32-37625/2012 на основании ходатайства конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладкова И.В. приняты обеспечительные меры, в виде ареста алкогольной продукции:
- коньяк выдержанный "Царский приз" в количестве 7 137,00 дал;
- коньяк выдержанный "Кубаньяк" в количестве 456,00 дал;
- коньяк выдержанный ВК "Царский приз" в количестве 2 002,00 дал;
- коньяк выдержанный "Георгиевский Юбилейный" в количестве 8 755,00 дал;
- коньяк Георгиевский *** в количестве 8 882,00 дал;
- коньяк Георгиевский ***** в количестве 16 330,00 дал.
В адрес Управления 14.11.2018 поступило письмо (вх. N сз-10925 от 14.11.2018) от конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладкова И.В., в котором сообщается о том, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 по делу N А32-37625/2012 отменены обеспечительные меры в виде ареста в отношении алкогольной продукции ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", наложенные ранее определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32- 37625/2012.
В связи с вышеизложенным конкурсный управляющий просил сообщить о дальнейших действиях и мероприятиях в отношении алкогольной продукции ЗАО ЛВЗ "Георгиевское".
Кроме того, в письме от 20.11.2018 (вх. N сз-11117 от 14.11.2018), конкурсный управляющий ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладков И.В. сообщил, что в период с 24.10.2018 по 26.10.2018 в городе Туапсе происходили погодные явления, приведшие к чрезвычайной ситуации. В частности, в результате выхода реки Туапсе из русла, вследствие выпадения обильных осадков, повлекших наводнение в период с 24.10.2018 по 26.10.2018 произошло затопление и частичное обрушение зданий в которых находились остатки алкогольной продукции ЗАО ЛВЗ "Георгиевское". Данный факт зафиксирован в акте осмотра территорий и помещений от 26.10.2018, составленный при участии Союза "Туапсинская торговая промышленная палата". Согласно акту, помещения, в которых находилась алкогольная продукция, разрушены либо находятся в аварийном состоянии, подвалы наполнены грязной илистой водой. Емкости с алкогольной продукцией, находящиеся в подвалах, затоплены полностью, попали под напор воды.
04.12.2018 сотрудниками Управления осуществлен выезд и проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15.
Установлено, что объекты недвижимости (производственные и складские помещения), а также основное технологическое оборудование, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15, которые ранее использовались ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (ИНН 2365005548), в настоящее время согласно договору купли-продажи от 26.10.2017 N 42-з, принадлежат ООО "Формат" (ИНН 2365020828, КПП 236501001, ОГРН 1132365000173, Дата регистрации 30.01.2013).
В ходе проведения осмотра установлено, что в здании цеха розлива на 2-м этаже расположены металлические емкости с техническими номерами: N 146 (инв. N 1096), N 147 (инв. N 1097), N 148 (инв. N 1098), N 149 (инв. N 1099), N 151 (инв. N 1101), N 135 (инв. N 1085), N 137 (инв. N 1087), N 139 (инв. N 1089), N 140 (инв. N 1090), N 141 (инв. N 1091), N 142 (инв. N 1092), N 143 (инв. N 1093), N 144 (инв. N 1094), N 136 (инв. N 1086), N 138 (инв. N 1088), в которых осуществляется хранение алкогольной продукции в купажах, а именно коньяка обработанного (точное количество установить не представляется возможным в виду отсутствия мерников и градуировочных таблиц).
Согласно акту снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" N у3-а824/08 от 13.10.2016 в вышеперечисленных емкостях осуществлялось хранение следующей продукции:
- емкость N 146 коньяк три звезды Георгиевский в объеме 1147 дал;
- емкость N 147 коньяк три звезды "Георгиевский" в объеме 1180 дал;
- емкость N 148 коньяк три звезды "Георгиевский" в объеме 890 дал;
- емкость N 149 коньяк три звезды "Георгиевский" в объеме 1590 дал;
- емкость N 151 коньяк три звезды "Георгиевский" в объеме 1620 дал;
- емкость N 135 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1194 дал;
- емкость N 137 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1460 дал;
- емкость N 139 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1559 дал;
- емкость N 140 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1358 дал;
- емкость N 141 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 607 дал;
- емкость N 142 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1457 дал;
- емкость N 143 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1152 дал;
- емкость N 144 коньяк пять звезд "Георгиевский" в объеме 1059 дал;
- емкость N 136 коньяк КВ "Царский приз" в объеме 1393 дал;
- емкость N 138 коньяк КВ "Юбилейный" в объеме 1037 дал.
В отношении вышеуказанной алкогольной продукции, обнаруженной в ходе осмотра и в отношении емкостей, в которых хранится алкогольная продукция, применена мера обеспечения по делу в виде ареста (протокол ареста N 11-11-18/1239-2). Количество и наименование алкогольной продукции, на которую наложен арест, учитывалось согласно акту снятия остатков N у3-а824/08 от 13.10.2016.
Также в результате проведения осмотра установлено, что имеются емкости, расположенные в подвальном помещении главного корпуса, которые находятся в иле, воде и в аварийном состоянии, доступ к ним ограничен, поэтому произвести подсчет емкостей и установить их содержимое не представляется возможным.
Кроме того, в одном из складских помещений установлено хранение готовой продукции (визуально имущество имеет признаки утраты: повреждена упаковка, испорчены этикетки, акцизы). Готовая алкогольная продукция также находится в иле. Причиной этого, как указывалось выше, является то, что в период с 24.10.2018 по 26.10.2018 в городе Туапсе происходили погодные явления, приведшие к чрезвычайной ситуации. В частности, в результате выхода реки Туапсе из русла вследствие выпадения обильных осадков, повлекших наводнение в период с 24.10.2018 по 26.10.2018 произошло затопление и частичное обрушение зданий, в которых находились остатки алкогольной продукции ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", что отражено в акте осмотра территорий и помещений от 26.10.2018, акте проверки имущества от 13.11.2018 и акте проверки залогового имущества от 13.11.2018.
По данному факту Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.12.2018 N 11-11-18/1239, предусмотренное ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования, Управлением 11.12.2018 вынесены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, и направлены в адрес ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (ИНН 2365005548) и ООО "Формат" (ИНН 2365020828).
В соответствии с пояснениями конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладкова И.В., представленные в адрес Управления письмом от 14.12.2018 N 181212-01 (вх. N сз-12283 от 17.12.2018), алкогольная продукция на территории, принадлежащей ООО "Формат" (ИНН 2365020828), хранилась на основании определения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А-32- 37625/2012, согласно которому были наложены обеспечительные меры в виде ареста алкогольной продукции.
Кроме того, после чрезвычайной ситуации, возникшей в г. Туапсе в период с 24.10.2018 по 26.10.2018, установить точное количество и наименование алкогольной продукции, принадлежащей ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", хранящейся по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15, на территории, принадлежащей ООО "Формат" (ИНН 2365020828), не представляется возможным, в виду затопления и частичного обрушения зданий в которых находились остатки алкогольной продукции, что подтверждается актом осмотра территорий и помещений от 26.10.2018, актом проверки имущества от 13.11.2018 и актом проверки залогового имущества от 13.11.2018.
Согласно пояснениям представителя ООО "Формат" по доверенности Серкуш А.А., изложенных в письме от 17.12.2018 N 217-юр, общество приобрело комплекс зданий, сооружений, а также основное технологическое оборудование, систем станков, емкостей, оборудования кондиционирования, электро- и водоснабжения, на электронных торгах, заключив с конкурсным управляющим ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладковым И.В. договор купли-продажи от 03.05.2017, договор N 38-э от 22.10.2017 и договор N 42-э от 26.10.2017. ООО "Формат" в своем пояснении указало на то, что обществом направлялись письма в адрес конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладкова И.В. с требованиями освободить занимаемые помещения от содержащейся там спиртосодержащей продукции.
Управлением в адрес ООО "Формат" 22.01.2019 направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно объяснений директора ООО "Формат" Ермилова Г.Л., представленных в адрес Управления 25.01.2019 письмом от 24.01.2019 N 137-юр, между ООО "Формат" и конкурсным управляющим ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладковым И.В. акт передачи недвижимого имущества, приобретенного по договору N 42-э от 26.10.2017, не подписывался, ввиду того, что здания были опечатаны судебными приставами, в рамках обеспечения исполнения определения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32-37625/2012. Кроме того, ООО "Формат" после заключения договора купли-продажи от 26.10.2017 N 42-з, в адрес конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" и залогодержателя АО "Россельхозбанк", направлял требования о необходимости принять меры по освобождению занимаемых помещений принадлежащих ООО "Формат" от содержащейся там спиртосодержащей продукции принадлежащей ЗАО ЛВЗ "Георгиевское". Кроме того, общество не является собственником алкогольной продукции, находящейся в емкостях, приобретенных по договору купли-продажи от 26.10.2017 N 42-з; договоров хранения алкогольной продукции либо договоров аренды помещения и (или) емкостей, в которых находится алкогольная продукция, между ООО "Формат" и конкурсным управляющим ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладковым И.В. не заключалось. ООО "Формат" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", в лице конкурсного управляющего Гладкова И.В., о взыскании платы за пользование имуществом (дело А32-27321/2018) и неосновательного обогащения (дело А32-36455/2018).
Также в своих пояснениях ООО "Формат" сообщает, что после произошедшего в период с 24.10.2018 по 26.10.2018 масштабного и разрушительного наводнения и введения режима чрезвычайной ситуации на территории г. Туапсе, здания принадлежащие ООО "Формат" по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15, отнесены к числу аварийных. На территории ООО "Формат" по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15, Обществом совместно с Комиссией по ликвидации последствий ЧС в Туапсинском районе, принято решение о предоставлении территории, принадлежащей ООО "Формат", для прокладки труб, с целью восстановления водоснабжения в городе. Таким образом, подъезд автотранспорта технически невозможен, ввиду того, что по территории, принадлежащей ООО "Формат", проходят трубы большого диаметра. Кроме того, установлен запрет на нахождение третьих лиц на территории Общества.
13.11.2018 представители залогодержателей АО "Россельхозбанк" и ПАО "Сбербанк", совместно с представителем конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Мамоновой М.Н., произвели осмотр залогового имущества, согласно акту проверки имущества от 13.11.2018 и акту проверки залогового имущества от 13.11.2018, залоговое имущество имеет признаки утраты.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу установлено, что согласно государственному сводному реестру лицензий, ООО "Формат" не имеет лицензий, выданных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Посчитав, что ООО "Формат" в нарушение положений статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции": осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Набережная, 15 (место совершения правонарушения) - без соответствующей лицензии, управление 29 января 2019 года, в присутствии законного представителя общества Ермилова Г.Л., составило в отношении ООО "Формат" протокол об административном правонарушении по признакам ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, составляет производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Статьей 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона 171-ФЗ спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ.
Учитывая изложенное, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Согласно пункту 16 статьи Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции;
- перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
- производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
При этом хранение алкогольной продукции за пределами двухмесячного срока, установленного законом для реализации остатков, является нарушением и влечет привлечение к административной ответственности по ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении от 29.01.2019 N 11-11-18/1239 послужил вывод Управления о том, что ООО "Формат" в нарушение положений статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ без соответствующей лицензии осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции, которая с момента утверждения Положения о порядке и сроках реализации имущества должника, перечня имущества должника ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" до настоящего времени находилась и находится по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе ул. Набережная, 15.
Как следует из материалов дела и установлено судом, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-37625/2012 ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-37625/2012, измененным постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016, утверждено положение о порядке и сроках реализации имущества должника и перечень имущества ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (далее - Положение о реализации имущества).
02.02.2016 на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве размещена информация об определении начальной продажной цены, утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога (Сообщение ЕФРСБ N 918697 от 02.02.2016).
В составе лота N 41 перечислены купажи собственного производства, находящиеся по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе, ул. Набережная, 15.
Согласно постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 по делу N А32-37625/2012, готовая продукция, купажи собственного производства, сырье, выступающие в качестве залога ПАО "Липецккомбанк", находятся по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15 в литерах В, В1, К, А, О, Ж.
Согласно реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий адрес осуществления ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" лицензируемого вида деятельности: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе, ул. Набережная, 15.
05.10.2016 у ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" истек срок действия лицензий на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (водка, коньяк, бренди, ликероводочные изделия, вино, винные напитки без добавления этилового спирта, винные напитки с добавлением этилового спирта, ликерные вина, фруктовые вина).
13.10.2016 Управлением в отношении ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе ул. Набережная, 15, в присутствии представителя ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Ребизовой Т.А. проведены мероприятия по снятию остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов (Акт N у3-а824/08 от 13.10.2016).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32-37625/2012 на алкогольную продукцию ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", которая указана в лоте N 41 Положения о реализации имущества, наложен арест.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 по делу N А32-37625/2012 обеспечительные меры отменены.
04.12.2018 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении, остатки продукции производства ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" арестованы.
01.04.2011 между ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" и ООО "СобственникЪ" был заключен договор аренды недвижимого имущества, согласно условиям которого ООО "СобственникЪ" (Арендодатель) обязуется предоставить ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (Арендатору), а арендатор обязуется принять во временное пользование недвижимое имущество, указанное в приложении к договору, расположенное, в том числе, по адресу: 352800, Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15.
Предметом договора являются:
1.Административное здание Литер Б, назначение - нежилое, площадь - 805,3 кв. м, кадастровый номер: 23:51:0301001:210;
2. Главный корпус винзавода, Литер А, А1, А2, А3, назначение - нежилое, площадь - 6190,8 кв. м, этажность - 3, подземная этажность -1, кадастровый номер: 23:51:0301001:241;
3. Здание - Склад Литер К, назначение - нежилое, площадь - 965, 9 кв. м, кадастровый номер: 23:51:0301001:481;
4. Основное строение Литер М, назначение - нежилое, площадь - 959,3 кв. м, этажность - 2, кадастровый номер: 23:51:0301001:531;
5. Мастерские Литер Л,Л1,Л2, назначение -нежилое, площадь- 402,5 кв. м, кадастровый номер: 23:51:0301001:530;
6. Проходная Литер Г, назначение - нежилое, площадь - 43,4 кв. м, этажность - 2, кадастровый номер: 23:51:0301001:702;
7. Склад (для стеклотары) Литер Ж, назначение - нежилое, площадь - 1264,8 кв. м, кадастровый номер: 23:51:0301001:703;
8. Спиртохранилище Литер О, назначение - нежилое, площадь - 91,5 кв. м, кадастровый номер: 23:51:0301001:519;
9. Нежилое здание (Цех крепких напитков) Литер В, назначение - нежилое, площадь - 707,4 кв. м, этажность - 2, кадастровый номер: 23:51:0301001:211.
Согласно пункту 5.1, срок действия договора составляет 6 (шесть) лет, то есть до 01.04.2017. Указанное недвижимое имущество, расположенное, в том числе, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15, переданное в аренду ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" реализуется конкурсным управляющим ООО "СобственникЪ" на торгах.
Данная информация отражена в Определении Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2017 по делу N А32-37625/2012.
Информация об обременении данного имущества ООО "СобственникЪ" арендой в пользу ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" отражена также в объявлении о проведении торгов имущества должника ООО "СобственникЪ", опубликованного на сайте федерального реестра сведений о банкротстве (сообщение ЕФРСБ N 1455001 от 30.11.2016).
01.04.2017 между ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" и ООО "СобственникЪ" составлен акт возврата недвижимого имущества к договору аренды от 01.04.2017.
03.05.2017 между ООО "СобственникЪ" и ООО "Формат" по результатам торгов заключен договор купли-продажи имущества, согласно которому продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора объекты недвижимости, расположенные, в том числе по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15 (предмет договора аренды между ООО "СобственникЪ" и ЗАО ЛВЗ "Георгиевское"): Административное здание, литер Б; Главный корпус винзавода, литер А, А1, А2, А3; Здание-склад литер К; Основное строение литер М; Мастерские литер Л, Л1, Л2; склад Литер Ж; Спиртохранилище литер О; Нежилое здание (Цех крепких напитков) литер В и др.
Согласно постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 по делу N А32-37625/2012 (об изменении Положения о реализации имущества должника ЗАО ЛВЗ "Георгиевское"), готовая продукция, купажи собственного производства, сырье, выступающие в качестве залога ПАО "Липецккомбанк", находятся по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15 в литерах В, В1, К, А, О, Ж, то есть в литерах, приобретенных ООО "Формат" по договору с ООО "СобственникЪ".
Факт нахождения алкогольной продукции в помещениях, ранее арендуемых ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" у ООО "СобственникЪ", подтверждается также пояснениями ООО "Формат" (исх. от 28.06.2019 N 27/юр/19), представленными в материалы дела.
02.06.2017 между ООО "СобственникЪ" и ООО "Формат" подписан Акт приема-передачи к Договору от 03.05.2017.
Информация о заключении данного договора размещена на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Административный орган ссылается на то, что ООО "Формат" знало о нахождении алкогольной продукции в помещениях по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе ул. Набережная, 15.
Согласно общедоступной информации, размещенной на сайте федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru/):
-17.08.2015 размещен Отчет оценщика об оценке имущества должника N О15/45/3, а именно алкогольной и спиртосодержащей продукции ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (Сообщение ЕФРСБ N 712591 от 17.08.2015);
-14.10.2016 размещено объявление о проведении торгов ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" (Сообщение ЕФРСБ N 1349635 от 14.10.2016).
На торги выставлено следующее имущество ЗАО ЛВЗ "Георгиевское":
Лот N 1. Коньяк обработанный (сырье для производства другой пищевой продукции):
1. Коньяк выдержанный "Царский приз" 2008 г., 7 137 дал. Залог: АО "Россельхозбанк" (первоначальный залогодержатель в пределах 4300 дал), ПАО "Липецккомбанк";
2. Коньяк выдержанный "Кубаньяк" 2008 г., 456 дал. Залог: ПАО "Липецккомбанк";
3. Коньяк выдержанный ВК "Царский приз" 2008 г., 2 002 дал. Залог: ПАО "Липецккомбанк";
4. Коньяк выдержанный "Георгиевский Юбилейный" 2008 г., 8 755 дал. Залог: АО "Россельхозбанк" (первоначальный залогодержатель в пределах 6500 дал), ПАО "Липецккомбанк";
5. Коньяк Георгиевский *** 2009 г., 8 882 дал. Залог: АО "Россельхозбанк" (первоначальный залогодержатель), ПАО "Липецккомбанк";
6. Коньяк Георгиевский ***** 2010 г., 16 330 дал. Залог: АО "Россельхозбанк" (первоначальный залогодержатель), ПАО "Липецккомбанк".
Однако 29.11.2016 на сайте ЕФРСБ размещена информация о том, что торги признаны несостоявшимися (Сообщение ЕФРСБ N 1450746 от 29.11.2016).
Движимое имущество ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", отраженное в лотах N N 2-39 (автобусы, автомобили, погрузчики, полуприцепы) Положения о реализации имущества, согласно общедоступной информации, размещенной на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru/), отчуждено по договорам купли-продажи физическим и юридическим лицам 08.08.2016, 06.10.2016, 23.01.2017, 30.01.2017, 08.02.2017, 03.08.2017, 14.08.2017, 17.08.2017, 21.08.2017, 22.08.2017, 23.08.2017, 12.09.2017, 13.09.2017, 21.09.2017, 23.10.2017, 07.11.2017, 19.01.2018, 16.03.2018.
Недвижимое имущество, принадлежащее ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" и находящееся по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе, ул. Набережная, 15, отражено в лоте N 1.
Для участия в торгах участникам торгов необходимо ознакомиться с информацией об определении начальной продажной цены, порядком и условиями проведения торгов по реализации предмета залога, порядком и условиями обеспечения сохранности предмета залога (Данная информация была размещена на ЕФРСБ 02.02.2016).
Положение о порядке реализации и перечень имущества должника ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" утверждены Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-37625/2012 (изменено постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016).
22.09.2017 по результатам проведения торгов между ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" и ООО "Формат" заключен договор купли-продажи N 38-н, согласно которому ООО "Формат" приобрело:
1) Площадка производственная (под емкости), инв. N 1165 (залог ПАО Сбербанк) стоимость 210 401 рублей;
2) Навес над Ж/Д путями, инв. N 1017 стоимость 1 078 000 рублей;
3) Навес над СГП, инв. N 1016 стоимость 398 000 рублей;
4) Навес над холодильной компрессорной, инв. N 1034 стоимость 100 000 рублей; Местонахождение объектов: Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная д.15;
5) Нежилое здание - стеклопункт, инв. N 752 стоимость 219 000 рублей; Местонахождение объекта: Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Софьи Перовской;
6) Право аренды земельного участка. Категория земель - земли поселений. Разрешенное использование - для содержания производственной базы. Площадь: 114 кв.м. кад. N 23:51:01 02 006:0127 (сроком до 29.10.2053 г.) стоимость 170 000 рублей;
7) Нежилое здание - тарный склад, инв. N 911 стоимость 17 151 000 рублей; Местонахождение объектов: Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная д. 19;
8) Площадка производственная (под емк. хран. спирт), инв. N 402 стоимость 381 000 рублей;
9) Подъездные Ж/Д пути, инв. N 907 стоимость 2 886 000 рублей;
10) Беседка для курения, инв. N 773 стоимость 60 000 рублей;
11) Площадка производственная (гараж), инв. N 400 стоимость 47 000 рублей;
12) Площадка производственная (Ж/Д тупик), инв. N 401 стоимость 984 000 рублей;
13) Площадка производственная (под емк.), инв. N 754 стоимость 190 000 рублей, Местонахождение объектов: Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная д.15.
13.10.2016 Управлением в отношении ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, г. Туапсе ул. Набережная, 15, в присутствии представителя ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Ребизовой Т.А. проведены мероприятия по снятию остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов (Акт N у3-а824/08 от 13.10.2016).
23.10.2017 по результатам проведения торгов между ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" и ООО "Формат" заключен договор купли-продажи N 42-з, согласно которому ООО "Формат" приобрело имущество, указанное в лоте N 40 (Положение о реализации имущества).
В перечень приобретенного ООО "Формат" имущества входят, в том числе, емкости, в которых согласно Акту снятия остатков у3-а824/08 от 13.10.2016 находится спорная продукция.
Актом снятия остатков Управления (13.10.2016) установлен факт нахождения спорной алкогольной продукции в емкостях с инвентарными номерами N N 1085, 1086, 1087, 1088, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1094, 1097, 1098, 1099, 1101.
ООО "Формат" у ООО "СобственникЪ" приобретены недвижимые помещения с находящимися в них емкостями, в которых находилась алкогольная продукция.
Вместе с тем, суд принял во внимание, что после заключения 03.05.2017 с ООО "СобственникЪ" по результатам торгов договора купли-продажи объектов недвижимости, расположенных, в том числе по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15: Административное здание, литер Б; Главный корпус винзавода, литер А, А1, А2, А3; Здание-склад литер К; Основное строение литер М; Мастерские литер Л, Л1, Л2; склад Литер Ж; Спиртохранилище литер О; Нежилое здание (Цех крепких напитков) литер В и др., - ООО "Формат" письмом от 05.06.2017 уведомило МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО о смене собственника помещений, в которых хранилась арестованная алкогольная продукция.
Аналогичные письма направлены обществом в адрес конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевский", залогодержателям ПАО "Сбербанк", АО "Россельхозбанк".
Конкурсный управляющий ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладков Игорь Владимирович, г. Краснодар обратился в Арбитражный суд Краснодарского края по делу о несостоятельности (банкротстве) ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета ООО "Формат", другим третьим лицам владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом ЛВЗ "Георгиевское" (ЗАО), а также совершать любые действия, направленные на самовольное перемещение, порчу, ухудшение состояния имущества ЛВЗ "Георгиевское" (ЗАО) (по списку), расположенного в том числе по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15.
Основанием для обращения конкурсного управляющего с указанным ходатайством послужило то обстоятельство, что в связи с приобретением ООО "Формат" объектов недвижимости, которые ранее находились на праве аренды у ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" для осуществления лицензируемого вида деятельности, имущество должника ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" с момента передачи объектов недвижимости от ООО "СобственникЪ" ООО "Формат" находилось на территории юридического лица, правоотношения с которым в настоящий момент документально не оформлены.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2017 по делу N А32-37625/2012 указанное ходатайство удовлетворено; приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО "Формат", другим третьим лицам владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом ЛВЗ "Георгиевское" (ЗАО), а также совершать любые действия, направленные на самовольное перемещение, порчу, ухудшение состояния имущества ЛВЗ "Георгиевское" (ЗАО).
ООО "Формат", другим третьим лицам запрещено владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", а также совершать любые действия, направленные на самовольное перемещение, порчу, ухудшение состояния имущества ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" по списку, в том числе емкостей.
Кроме того, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32-37625/2012 на основании ходатайства конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладкова И.В. приняты обеспечительные меры в виде ареста алкогольной продукции:
- коньяк выдержанный "Царский приз" в количестве 7 137,00 дал;
- коньяк выдержанный "Кубаньяк" в количестве 456,00 дал;
- коньяк выдержанный ВК "Царский приз" в количестве 2 002,00 дал;
- коньяк выдержанный "Георгиевский Юбилейный" в количестве 8 755,00 дал;
- коньяк Георгиевский *** в количестве 8 882,00 дал;
- коньяк Георгиевский ***** в количестве 16 330,00 дал.
Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка запрещено совершать действия по изъятию имущества из конкурсной массы должника, включая консервацию оборудования, используемого для хранения остатков продукции, иного оборудования должника и конфискацию остатков алкогольной продукции - коньяка обработанного (сырья для производства другой пищевой продукции).
Емкости с алкогольной продукцией опечатаны и опломбированы; двери помещений, в которых находилась спорная алкогольная продукция, опечатаны с наложением печати и подписи судебного пристава.
При этом, из имеющихся в деле пояснений конкурсного управляющего ЗАО ЛВЗ "Георгиевское" Гладкова И.В., представленных в адрес Управления письмом от 14.12.2018 N 181212-01 (вх. N сз-12283 от 17.12.2018), алкогольная продукция на территории, принадлежащей ООО "Формат", хранилась на основании Определения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32-37625/2012 о принятии обеспечительных мер в виде ареста алкогольной продукции.
Данное обстоятельство административным органом также не оспаривается.
Таким образом, какое-либо решение об упомянутой продукции не было принято, а юридическая возможность распоряжения указанным имуществом каким-либо способом у ООО "Формат" отсутствовала; при этом, частью 1 статьи 312 УК РФ за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, предусмотрена уголовная ответственность.
В связи с чем, доводы заявителя о хранении ООО "Формат" алкогольной продукции в помещениях по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, д. 15, - судом отклонены, поскольку в данном случае фактически алкогольная продукция находилась под арестом Туапсинского РОСП.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2018 по делу N А40- 249922/16-122-2227 отказ Росалкогольрегулирования в продлении сроков хранения и реализации алкогольной продукции, содержащийся в письме исх. N25723/10-02 от 14.11.2016 г., признан правомерным. Указанное решение вступило в законную силу 10.09.2018.
С ходатайством об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016, административный орган обратился 24.10.2018.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016, отменены 01.11.2018.
Как указано в пункте 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2016 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СГИВ", в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в целях пресечения их незаконных производства и (или) оборота подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц, в частности, в случае, если их производство и (или) оборот, включая хранение, осуществляются без соответствующей лицензии. Данное предписание - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - распространяется и на остатки произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не были реализованы лицензиатом по истечении двух месяцев с момента прекращения действия лицензии.
Изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для их незаконных производства и (или) оборота, в том числе сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), в силу пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац первый); порядок их уничтожения по решению суда также определяется Правительством Российской Федерации (абзац второй). Полномочия по определению порядка вывоза и хранения вне мест изъятия изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложены на Правительство Российской Федерации также частью 13 статьи 27.10 Кодекса. Во исполнение этих предписаний Правительством Российской Федерации издано постановление N 1027. Способы уничтожения изъятых или конфискованных по решению суда этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.12.2015 N 424.
Изъятие остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот, включая хранение, которых осуществляются без соответствующей лицензии, производится, в частности, в рамках применения такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как изъятие вещей (статья 27.1 Кодекса).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования положение, содержащееся в пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, означает, что по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной и спиртосодержащей продукции остатки соответствующей продукции подлежат на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц обязательному (при необходимости - принудительному) безвозмездному изъятию с последующим уничтожением по решению суда. Такой порядок, исключающий возмещение их стоимости бывшим собственникам, - при формальном соблюдении конституционного требования о прекращении права собственности только по судебному решению - влечет для юридического лица прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, которое в данном случае не является санкцией за совершение им административного правонарушения и по своему содержанию сопоставимо с гражданско-правовым институтом принудительного изъятия имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, в целях пресечения незаконного оборота подлежит изъятию из незаконного оборота на основании уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц алкогольная продукция в случае осуществления ее оборота без соответствующей лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 Закона.
Указанное ограничение касается продукции, на хранение остатков которой (возврат поставщику, поставку иной организации, имеющей соответствующую лицензию) в течение двух месяцев имеют право организации, у которых аннулирована лицензия, под контролем лицензирующего органа.
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции (абзац второй пункта 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Изъятая алкогольная продукция, указанная в том числе в пункте 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ (в том числе находящаяся в незаконном обороте без соответствующей лицензии (кроме хранящихся в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии товарных остатков)), подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона N 171- ФЗ).
Пунктом 3 Правил N 1027 установлено следующее.
Уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которых произведено изъятие продукции и (или) предметов в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - уполномоченный орган), в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их изъятия, направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции и (или) предметов (далее - территориальный орган), уведомление о готовности к передаче продукции и (или) предметов на хранение, в котором указываются местонахождение, вид и количество (объем) продукции и (или) предметов.
Вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организация) (пункт 2 Правил N 1027).
Территориальный орган в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о готовности к передаче продукции и (или) предметов направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, телефонограмма, электронная почта) заявку о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов и одновременно отправляет на бумажном носителе эту заявку и копию указанного уведомления, после чего информирует уполномоченный орган об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс) (пункт 4 Правил N 1027).
Организация в целях исполнения заявки, указанной в пункте 4 Правил N 1027, осуществляет прием продукции и (или) предметов от уполномоченного органа по акту приема-передачи для ее вывоза и хранения (пункт 5 Правил).
Продукция и (или) предметы до передачи организации либо направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) хранятся в местах, определенных уполномоченным органом, который принимает меры для обеспечения их сохранности (пункт 8 Правил N 1027).
ООО "Формат" указанные действия по передаче арестованной алкогольной продукции при установленных судом обстоятельствах совершить не могло как в силу отсутствия названных полномочий, так и запретов в отношении продукции.
В силу требований части 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как было указано ранее, ООО "Формат" сообщало управлению о наличии остатков алкогольной продукции, принимало меры по освобождению находящихся в его собственности помещений от спорной алкогольной продукции. Юридическая возможность распоряжения указанным имуществом каким-либо способом у ООО "Формат" отсутствовала в силу административного запрета, в связи с чем доводы административного органа об осуществлении обществом оборота алкогольной продукции в форме хранения в своей хозяйственной деятельности являются необоснованными.
Управлением не представлено доказательств, что неисполнение установленной пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ обязанности обусловлено противоправным поведением ООО "Формат".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела пришел к выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку общество проявило максимально возможную степень заботливости и осмотрительности, которая требовалось по характеру обязательств и условиям оборота, а самостоятельное распоряжение остатками алкогольной продукции, в отношении распоряжения которой наложены ограничения, без контроля лицензирующего органа было невозможным.
Таким образом, в действиях ООО "Формат" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
Из материалов дела следует, что спорная алкогольная продукция арестована на основании протокола ареста от 04.12.2018 N 11-11-18/1239-2.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
В соответствии с абзацем 3 пункта 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом.
Из материалов дела следует, что спорная алкогольная продукция принадлежала ЗАО ЛВЗ "Георгиевский".
Действие лицензии ЗАО ЛВЗ "Георгиевский" прекращено 05.10.2016.
Алкогольная продукция, находящаяся в остатках должника, включена конкурсным управляющим в конкурсную массу, за счет получения денежных средств от реализации которой должно происходить финансирование процедуры банкротства, расчеты с кредиторами, в том числе, с бюджетом.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; с содержанием в своем составе виноматериалов, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, из приобретенных у других лиц винограда, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как разъяснено в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018) (далее - Обзор от 19.09.2018), указанные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
При этом принадлежность алкогольной продукции определенному лицу для разрешения вопроса о ее изъятии правового значения не имеет (пункт 4 Обзора от 19.09.2018).
Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте (пункт 2 Обзора от 19.09.2018).
Согласно пункту 3 Обзора от 19.09.2018 этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
Пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 131 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Из совокупности приведенных норм следует, что в течение двухмесячного срока алкогольная и спиртосодержащая продукция, как ограниченно оборотоспособное имущество должника, может быть включена в конкурсную массу и реализована под контролем лицензирующего органа.
Однако, после истечения данного срока алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит исключению из конкурсной массы и возвращению ее собственнику для принятия им мер по определению судьбы данной продукции в соответствии с действующим законодательством - Законом N 171-ФЗ и подзаконными актами, согласно которым она подлежит изъятию и направлению на переработку или уничтожению, как находящаяся в незаконном обороте.
Также, положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" распространяются на любой вид имущества должника, тем самым представляют собой общие нормы в части определения и реализации имущества, составляющего конкурсную массу.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством - Федеральным законом N 171-ФЗ и подзаконными актами, после истечения двухмесячного срока после окончания действия лицензии, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит изъятию и направлению на уничтожение, как находящаяся в незаконном обороте.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что алкогольная продукция, арестованная на основании протокола ареста от 04.12.2018 N 11-11-18/1239-2, подлежит направлению на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, дополнительным решением от 18.06.2020 суд отказал в удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в части изъятия из оборота и направлении на уничтожение многооборотной тары (металлических емкостей N 146, 147, 148, 149, 151, 135, 137, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 136, 139), арестованных согласно протоколу ареста товаров и иных вещей N 11-11-18/1239-2 от 04.12.2018. Возвратил собственнику ООО "Формат" (ОГРН 1132365000173, ИНН 2365020828) многооборотную тару (металлические емкости N 146, 147, 148, 149, 151, 135, 137, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 136, 139).
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апеллянта о не разрешении судьбы металлической емкости N 138 сами по себе не могут служить основанием для отмены решения суда, расцениваются судом апелляционной инстанции как опечатка, заявление об исправлении которой вправе подать управление в порядке ч. 4 ст. 179 АПК РФ. При этом судебная коллегия учитывает двойное указание емкости N 139 в дополнительном решении от 18.06.2020.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-6621/2019 с учетом дополнительного решения от 18.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6621/2019
Истец: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО
Ответчик: ООО "Формат"
Третье лицо: ЗАО ЛВЗ "ГЕОРГИЕВСКОЕ", ЗАО ЛВЗ "Георгиевское", ООО "Собственникъ", ООО "СобственникЪ"
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9426/20
28.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19755/19
18.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6621/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6621/19