город Воронеж |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А08-5496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Лесниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Чехиринадзе Олеси Вадимовны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.02.2020 по делу N А08-5496/2019 (судья Мироненко К.В.), по заявлению управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (ИНН 3123113560, ОГРН 1043107046861) о привлечении арбитражного управляющего Чехиринадзе Олеси Вадимовны к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ,
в отсутствие представителей арбитражного управляющего Чехиринадзе Олеси Вадимовны и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - управление Росреестра по Белгородской области, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Чехиринадзе Олесю Вадимовну (далее - Чехиринадзе О.В., арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Чехиринадзе О.В. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и разрешить вопрос по существу.
Указывает на отсутствие в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения. При этом ссылается на то, что не каждое нарушение арбитражным управляющим какого-либо акта законодательства создает нарушение п.4 ст.20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ), а лишь то, которое посягает на правопорядок в сфере процедур банкротства.
Одновременно указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности по эпизоду заключения договоров об оказании услуг от 07.04.2014.
В представленном отзыве управление Росреестра по Белгородской области возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.09.2018 (резолютивная часть объявлена 17.09.2018) по делу N А08-2887/2018 акционерное общество "БСК-Старый Оскол" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утверждена Чехиринадзе Олеся Вадимовна.
Согласно положению о порядке, об условиях и о сроках продажи имущества АО "БСК-Старый Оскол", балансовой стоимостью менее ста тысяч рублей, утвержденному на собрании кредиторов АО "БСК-Старый Оскол" 07.03.2019, организатором торгов выступает конкурсный управляющий АО "БСК-Старый Оскол" Чехиринадзе О.В.
Также согласно Положению о порядке, условиях и сроках продажи имущества АО "БСКСтарый Оскол", утвержденному на собрании кредиторов от 07.03.2019 организатором торгов - конкурсным управляющим Чехиринадзе О.В. на продажу было выставлено следующее имущество должника: дремометр, дремотест, камера струйно-абразивная, станок пильный по металлу, автомобиль Ленд Круизер, автобус ЛиАЗ 525636-01, автомобиль J102 QASHQAI, МАЗ 6422А5-320 Белый, прицеп-тяжеловоз 9942L3, полуприцеп СЗАП, седельный тягач MA3-642290-2123, КАМАЗ, гос. номер С 296 ТА 31, балансовой стоимостью менее ста тысяч рублей.
10.10.2018 и 28.11.2018 конкурсным управляющим Чехиринадзе О.В. была проведена инвентаризация имущества должника, в том числе: транспортных средств, оборудования. В соответствии с инвентаризационными описями N 00000004, N00000005 балансовая стоимость оборудования, транспортных средств, за исключением автомобиля Ленд Круизер, полуприцепа СЗАП, автомобиля КАМАЗ составляет более ста тысяч рублей.
Также согласно сообщению N 3349697, размещенному в ЕФРСБ 27.12.2018, конкурсным управляющим было назначено проведение очередного собрания кредиторов АО "БСК-Старый Оскол" 11.01.2019. При этом в сообщении указано, что ознакомиться с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов можно с 09.01.2019.
Кроме того, 20.03.2019 в суд в электронном виде от Чехиринадзе О.В. поступило ходатайство о продлении конкурсного производства с приложением материалов собрания кредиторов, состоявшегося 07.03.2019, в том числе: отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства; отчет об использовании денежных средств должника; порядок продажи имущества балансовой стоимостью более 100 000,00 руб.; проект положения продажи имущества балансовой стоимостью менее 100 000,00 руб.; протокол собрания кредиторов; реестр требований кредиторов.
В управление Росреестра по Белгородской области из управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области и из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поступили жалобы Башкатова В.А., в которых указано на факты неисполнения арбитражным управляющим Чехиринадзе О.В. - обязанностей конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) АО "БСК-Старый Оскол" (вх. N 155/2-19 от 07.05.2019 и вх. N 155/3-19 от 13.05.2019).
На основании заявления гражданина Башкатов В.А. управлением Росреестра по Белгородской области проведена проверка исполнения требований законодательства о банкротстве.
Определением от 21.05.2019 в отношении арбитражного управляющего было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Письмом от 29.05.2019 N 02-11/5412-МХ арбитражный управляющий извещен о необходимости явки 18.06.2019 для составления прокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено арбитражным управляющим 27.05.2019 согласно уведомлению о вручению почтового отправления.
По результатам рассмотрения материалов административного дела в присутствии арбитражного управляющего 18.06.2019 составлен протокол N 00393119, согласно которому в действиях арбитражного управляющего усматриваются следующие нарушения:
1) конкурсным управляющим при размещении в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сообщения от 15.04.2019 N 3655109 о проведении торгов по реализации имущества должника, оценочной стоимостью не менее ста тысяч рублей не указан адрес электронной почты организатора торгов (нарушение п.10 ст. 110 Закона N127-ФЗ);
2) имущество должника, балансовая стоимость которого согласно результатам инвентаризации более 100 000 руб., не могло быть реализовано путем заключения прямых договоров купли-продажи и по цене, отраженной в отчете об оценке. Данное имущество подлежало продаже на торгах в общеустановленном порядке (нарушение ст.110, пунктов 3, 4 ст.139 Закона о банкротстве);
3) в сообщении от 27.12.2018 указано, что ознакомление с материалами, представленным участником собрания кредиторов для ознакомления и(или) утверждения, возможно с 09.01.2019, то есть конкурсным управляющим не обеспечена возможность ознакомления конкурсных кредиторов с данными материалами не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов - 11.01.2019 (нарушение п.3 ст.13 Закона о банкротстве);
4) в сообщениях о проведении торгов от 15.04.2019 N 3673361 и от 20.05.2019 N 3774731, размещенных в ЕФРСБ, не включены проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке (нарушение п.10 ст.110 Закона о банкротстве);
5) к протоколу от 07.03.2019 собрания кредиторов не были приложены копии бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; документов, являющихся доказательствами надлежащего уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов (нарушение п.7 ст.12 Закона о банкротстве);
6) протокол собрания кредиторов от 07.03.2019 был представлен в суд 20.03.2019 посредством направления документа в электронном виде, то есть по истечение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов (нарушение п.7 ст.12 Закона о банкротстве).
В соответствии с письмом арбитражного управляющего от 18.06.2019, представленным в управление Росреестра по Белгородской области, считает доводы жалоб гражданина Башкатова В.А. неправомерными и необоснованными, в связи с чем просит прекратить производство по делу об административном правонарушении. Также в протоколе имеется запись арбитражного управляющего о том, что приложенные пояснения не учтены и не рассмотрены.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Указанное нарушение влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве предусмотрено, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
В нарушение указанных положений к протоколу от 07.03.2019 собрания кредиторов арбитражным управляющим не были приложены копии бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; документов, являющихся доказательствами надлежащего уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов.
Также протокол собрания кредиторов от 07.03.2019 был представлен в суд 20.03.2019 посредством направления документа в электронном виде, то есть по истечение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов.
Согласно абз. 7 п. 3 ст. 13 Закона N 127-ФЗ лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен Законом о банкротстве.
Из содержания сообщения от 27.12.2018 (т.1 л.д.51) следует, что предварительно ознакомится с материалами собрания кредиторов можно с 09.01.2019, тогда как датой проведения собрания является 11.01.2019. Указанное нарушение носит формальный характер. То обстоятельство, что на собрании кредиторов планировался только один вопрос о принятии к сведению отчета конкурсного управляющего, который был вручен конкурсным кредиторам на самом собрании, не опровергает факта нарушения и не свидетельствует об отсутствии у арбитражного управляющего вины в его совершении.
В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
начальная цена продажи предприятия;
величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов;
порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
сведении об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
В нарушение данной нормы арбитражный управляющий в сообщении о торгах N 3673361, размещенном на сайте ЕФРСБ от 15.04.2019, не указал адрес электронной почты (т.1 л.д.36).
Также в сообщения о проведении торгов N N 3673361 и 3774731, размещенные на сайте ЕФРСБ от 15.04.2019 и 20.05.2019 (т.1 л.д.53) соответственно, не включены проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке.
Пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
В связи с этим отчуждение имущества должника путем заключения прямого договора купли-продажи без проведения торгов является исключительным способом пополнения конкурсной массы, который используется при наличии совокупности условий: если балансовая стоимость продаваемого актива составляет менее 100 000 рублей и такой способ продажи санкционирован решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Между тем, представленными в материалы дела инвентаризационными описями унифицированной формы N ИНВ-1 от 10.01.2018 N00000005 и от 28.11.2018 N00000004 в полном объеме опровергают доводы апелляционной жалобы. При этом ссылка апелляционной жалобы на идентичность балансовой и остаточной стоимости имущества не противоречит выводу суда области, в том числе с учетом отсутствия в инвентаризационной описи от 10.01.2018 N00000005 указания остаточной стоимости соответствующих транспортных средств.
Принимая во внимание, что рыночная стоимость имущества должника значительно меньше их балансовой стоимости и что конкурсный управляющий не предпринял мер направленных на получение максимальной прибыли от активов должника, суд первой инстанции, правомерно, указал, что действия конкурсного управляющего по реализации имущества должника по цене, определенной оценщиком, не могут быть признаны добросовестными и разумными.
Ссылка апелляционной жалобы на необоснованное привлечение к ответственности по данному нарушению в связи с отнесением вопроса к компетенции арбитражного суда в рамках дела о банкротстве на основании требований п.5 ст.20.7 Закона N 127-ФЗ подлежит отклонению.
Так положения пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве регулируют порядок признания необоснованными расходов арбитражного управляющего при привлечении им лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. В рассматриваемом случае нарушения, допущенные арбитражным управляющим, касаются установленных сроков представления протокола собрания кредиторов, опубликования соответствующей информации, обеспечения доступа к ознакомлению с ней и исполнению обязанностей по реализации имущества должника в установленном законодательством порядке, в связи с чем ссылка на указанную норму основана на неверном толковании положений законодательства.
Доказательств выполнения арбитражным управляющим соответствующих Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом от 18.06.2019 N 00393119; решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.09.2018 (резолютивная часть объявлена 17.09.2018) по делу N А08-2887/2018; сообщениями от 15.04.2019 N3673361, от 05.04.2019 N3644613, от 27.12.2018 N3349697, от 20.05.2019 N3774731, от 14.03.2019 N3571943; инвентаризационными описями от 10.01.2018 N00000005 и от 28.11.2018 N00000004, информацией о документе от 20.03.2019 по делу NА08-2887/2018; протоколом собрания кредиторов от 07.03.2019; пояснениями арбитражного управляющего.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у арбитражного управляющего объективных причин, препятствующих исполнению обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве, лицом, привлекаемым к административной ответственности, представлено не было. Доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия у арбитражного управляющего сведений о введении в отношении должника соответствующих процедур банкротства не могут быть приняты во внимание с учетом приведенной правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина арбитражного управляющего заключается в неисполнении обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве, при наличии такой возможности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При указанных обстоятельствах выводы суда о наличии в деянии состава вменяемого ему административного правонарушения являются обоснованными.
Обстоятельств, исключающих вину арбитражного управляющего, не установлено.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности по одному из эпизодов не влияет на результат рассмотрения заявления, поскольку состав вмененного правонарушения усматривается по иным эпизодам.
Проверка проведена и протокол от 18.06.2019 N 00393119 должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено.
Наказание назначено в виде предупреждения, то есть наиболее мягкое из предусмотренных санкцией ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и признания нарушения малозначительным апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.02.2020 по делу N А08-5496/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5496/2019
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
Ответчик: Чехиринадзе Олеся Вадимовна