Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф06-67462/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А65-27976/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак" - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Управления Росреестра по РТ - до перерыва и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года по делу N А65-27976/2019,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак", г.Казань (ОГРН 1021603467225, ИНН 1659029532),
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по РТ,
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с условием выкупа в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ап-пак" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по РТ (далее - третье лицо), об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с условием выкупа в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение по делу, исковые требования ООО "Ап-пак" удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на имеющееся право на выкуп спорного земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности по льготной цене в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости, поскольку заявитель неоднократно с 2002 года обращался к уполномоченному органу с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности..
В суд апелляционной инстанции от общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 20.04.2020 на 25.05.2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание 25.05.2020 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 25.05.2020 на 29.06.2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Сергеевой Н.В. определением председателя суда от 26.06.2020, произведена замена судьи Сергеевой Н.В. на судью Лихоманенко О.А.
В связи с заменой судьи в составе суда, судебное разбирательство в соответствии с ч. 5 ст. 18 АПК РФ произведено с самого начала.
В судебное заседание 29.06.2020 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 29.06.2020 на 15.07.2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 15.07.2020 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 40 мин. на 22.07.2020. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: oinfo@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебное заседание 22.07.2020 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В связи с болезнью судьи Лихоманенко О.А. дело N А65-27976/2019 не может быть рассмотрено в прежнем составе суда. Определением от 22.07.2020 произведена замена судьи Лихоманенко О.А. на судью Корастелева В.А.
В связи с заменой судьи в составе суда, судебное разбирательство в соответствии с ч. 5 ст. 18 АПК РФ произведено с самого начала.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - здания с кадастровыми номерами 16:50:080903637, 16:50:080527:211, 16:50:080527:212, 16:506080527:214, 16:50:080527:213, 16:50:080527:216, 16:50:080527:217, 16:50:080527:218, 16:50:080527:264, 16:50:080527:1, что подтверждается выписками из ЕГРН от 03.10.2019.
Указанные объекты недвижимости расположены на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 16:50:080527:1 по ул. Магистральная, 35 города Казани.
Постановлением Главы Администрации г. Казани N 213 от 14.02.2000 обществу "Ап пак" отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 1,307 га, занимаемый зданиями и сооружениями по ул. Магистральная, 35, под размещение производственно -складской базы (т1, л.д. 44).
Казанским городским государственным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе оформлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.04.2000 N РТ-50-022459(т.2, л.д.58-67).
25.11.2002 истец обратился в Администрацию города Казани с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в ответ на который Администрация письмом от 13.01.2003 запросила у истца дополнительные документы для рассмотрения заявления.
06.02.2006 истец повторно обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Казани с заявлением, которым просил завершить оформление земельного участка по заявлению от 25.11.2002 о предоставлении земельного участка по ул. Магистральная с восстановлением документации, утерянной в Департаменте текущего содержания администрации г. Казани (т.1, л.д. 12).
Письмом исх. N 31-19-3022 от 22.05.2006 Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани уведомило истца о том, что подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Казани проект постановления "О предоставлении ООО "Ап-пак" земельного участка по ул. Магистральная" отклонен от согласования председателем Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани М.М. Абдулхаковым в связи с необходимостью предоставления данного земельного участка в аренду на срок не более пяти лет (т1., л.д. 13).
11.04.2016 истец обратился в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением вх.N 7323 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1 площадью 13 070 кв.м. по ул. Магистральная, 35 г.Казани (т.1, л.д.14).
Письмом исх. от 10.05.2016 Комитет земельных и имущественных отношений, сообщил, что предоставление земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, возможно в порядке, предусмотренном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ с предварительным согласованием предоставления земельного участка путем уточнения границ земельного участка, а также просил истца представить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с уточненными границами и площадью 13892 кв.м. указанием планируемого вида его использования с приложением перечня всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастрового номера и адресных ориентиров, предусмотренной Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 N 1 (т.1, л.д. 15 - 16).
07.07.2016 истец представил в Комитет земельных и имущественных отношений сообщение с перечнем из семи зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке (т.1,л.д. 18-19).
Комитет земельных и имущественных отношений, рассмотрев заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, письмом от 25.07.2016 запросил у истца дополнительные пояснения относительно нахождения на испрашиваемом земельном участке незаконченных строительством объектов (т.1, л.д. 20 - 21).
Письмом исх. от 24.04.2017 истец представил перечень зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке (т.1, л.д. 22-23).
Комитет земельных и имущественных отношений письмом от 20.12.2017, сообщив, что граница земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1 с учетом всех расположенных на нем зданий и сооружений не установлена и подлежит уточнению при межевании, рекомендовал обратиться в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории г. Казани (т,1 л.д. 25).
Истец 15.01.2018 обратился в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани с просьбой подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории г. Казани (т1, л.д. 26).
Комитет земельных и имущественных отношений письмом от 20.02.2018 уведомил истца о том, что срок рассмотрения обращения продлен на 30 дней в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (т.1, л.д. 31).
06.03.2018 Управление архитектуры и градостроительства письмом сообщило о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена и о необходимости обратиться в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (т,1 л.д. 32).
Истец 13.03.2018 представил в Комитет земельных и имущественных отношений ответ Управления архитектуры и градостроительства и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сообщив, что наложение границ на смежный земельный участок с кадастровым номером 16:50:080527:8 будет согласовано ими при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1 по ул. Магистральная, 35 (т,1 л.д. 36).
Комитетом 18.07.2018 подготовлено Постановление N 4075 "О предварительном согласовании ООО "Ап-пак" земельного участка по ул. Магистральная" с измененным адресом.
Истец, не согласившись с текстом постановления согл.N 2828337-1 от 28.04.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность по ул. Магистральная, 35 обратился с просьбой сохранить исходный кадастровый номер и адрес земельного участка (т.1, л.д. 37).
Письмом от 27.06.2018 Комитет земельных и имущественных отношений дополнительно сообщил, что проект постановления Исполнительного комитета г. Казани "О предварительном согласовании предоставления обществу с ограниченной ответственностью "Ап-пак" земельного участка по ул. Магистральная" в настоящее время проходит согласование в установленном порядке (т.1, л.д. 38).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4075 от 18.07.2018 Постановление Главы Администрации г. Казани N 213 от 14.02.2000 признано утратившим силу и предварительно согласовано предоставление обществу "Ап-пак" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N 16:50:080527:1 площадью 13 864 кв.м. по ул. Магистральная, расположенного согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки в зоне П-1 - зона предприятия незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности) (т1, л.д. 45).
Истец 08.02.2019 представил в Комитет земельных и имущественных отношений выписку на земельный участок с кадастровым номером 16:50:080527:1 (т.1, л.д. 30).
Письмом от 15.03.2018 Комитет земельных и имущественных отношений сообщил истцу о том, что проект договора купли - продажи земельного участка подготовлен и о необходимости явиться в Комитет для его подписания (т.1, л.д. 42).
Истец, не согласившись с условиями договора купли - продажи земельного участка в части выкупной цены, обратился в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением исх. N 5/2019 от 01.04.2019 с требованием подготовить проект договора купли -продажи земельного участка с указанием выкупной цены, равной 2,5% его кадастровой стоимости (т.1, л.д. 39).
19.04.2019, рассмотрев заявление о перерасчете выкупной стоимости земельного участка, Комитет земельных и имущественных отношений письмом указал на отсутствие оснований для перерасчета, поскольку цена продажи земельного участка произведена в соответствии с действующим законодательством (т.1, л.д. 40 - 41).
Не согласившись с установленной ответчиком в проекте договора купли - продажи земельного участка выкупной ценой земельного участка, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как верно определено судом, фактически между сторонами возникли разногласия при определении выкупной цены земельного участка.
Заявитель полагает, что цена выкупаемого земельного участка должна определяться на основании нормативных актов, действовавших на дату подачи первого заявления -15.10.2002, Комитет земельных и имущественных отношений настаивает на применении действующего законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением, а сам договор должен соответствовать обязательным правилам, содержащимся в законе, действующем на момент подачи обращения за выкупом земельного участка.
Кроме того судом указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уклоняется от реализации нормативных предписаний ЗК РФ, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Однако, в рассматриваемом случае бездействия уполномоченных органов, выразившиеся в нерассмотрении заявления общества в 2002 году и отказ в предоставлении в собственность земельного участка в 2006 году, истцом в судебном порядке не обжаловались. Доказательств направления истцом согласия на предложение получить земельный участок в аренду материалы дела не содержат.
Новое заявление от 11.04.2016 о предоставлении земельного участка в собственность обществом "Ап - пак" было уже после 01.07.2012.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения указанного заявления вынесено постановление о продаже земельного участка по цене, действующей на дату подачи заявления, определяемой в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 (с внесенными в него изменениями постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2015 N138) "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации".
Как указано судом первой инстанции в решении, буквальное содержание вышеприведенных нормативных положений и необеспечение обществом осуществления до 01.07.2012 переоформления права собственности на земельный участок (недоведение процедуры оформления земельного участка до конца), фактическое согласие общества с отказом в предоставлении земельного участка в 2006 году, препятствовали Комитету земельных и имущественных отношений в принятии решения о предоставлении обществу в собственность по льготной цене (в пределах двух с половиной процентов от кадастровой стоимости) как исходного, так и вновь образованного земельного участка.
Суд первой инстанции, исходя из оценки материалов дела, доводов сторон, сделал вывод о том, что общество "Ап - пак" хоть и обращалось в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность в 2002 года и в 2006 году, однако ни по одному из них соответствующий орган не принимал решения о предоставлении земельного участка истцу в собственность, а отказы в предоставлении земельного участка общество в суде не оспорило, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для определения выкупной цены земельного участка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, а, следовательно, и правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка материалам дела, допущено неправильное применение норм материального права, что, в силу положений п.3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса, является основанием для отмены решения суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления.
Как указано в п. 21 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019), критериями применения льготных цен при выкупе указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 г.
Как следует из материалов дела, 26 мая 1999 года истец приобрел по договору купли-продажи у Оптово-розничного объединения "Таткооплесстройторг" нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Казань, ул.Магистральная, 35, на земельном участке площадью 1,307 га, предоставленному продавцу на основании типового акта от 29.08.53 г., выданного на основании решения Горисполкома от 16.11.50 за N 642 и Государственного акта на право владения, пользования землей за N 234 от 08.06.1994 г., выданного на основании Постановления Главы администрации г. Казани от 26.04.94г. N371 (т.2, л.д.68-71).
Право собственности на приобретенные объекты недвижимости - здания с кадастровыми номерами 16:50:080903637, 16:50:080527:211, 16:50:080527:212, 16:506080527:214, 16:50:080527:213, 16:50:080527:216, 16:50:080527:217, 16:50:080527:218, 16:50:080527:264, 16:50:080527:1, подтверждается выписками из ЕГРН от 03.10.2019.
Постановлением Главы Администрации г. Казани N 213 от 14.02.2000 обществу "Ап пак" отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 1,307 га, занимаемый зданиями и сооружениями по ул. Магистральная, 35, под размещение производственно -складской базы (т1, л.д. 44).
Казанским городским государственным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе оформлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.04.2000 N РТ-50-022459(т.2, л.д.58-67).
Заявитель, став собственником объектов недвижимости, 15.10.2002 обратился в Администрацию города Казани с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором находились объекты недвижимости заявителя, в ответ на который Администрация письмом от 13.01.2003 запросила у истца дополнительные документы для рассмотрения заявления.
Как указал заявитель, 15.10.2004 г по запросу уполномоченного органа представлен недостающий пакет документов, что подтверждается записью в журнале входящей корреспонденции за N 14463.
Ответчиком не опровергнуты доводы заявителя о предоставлении им 15.10.2004 г всех необходимых для заключения договора документов.
В срок, предусмотренный законом, ответчиком соответствующее решение не принято, документы по сведениям ответчика были утеряны, что также не опровергнуто ответчиком.
06.02.2006 истец повторно обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Казани с заявлением, которым просил завершить оформление земельного участка по заявлению от 25.11.2002 о предоставлении земельного участка по ул. Магистральная с восстановлением документации, утерянной в Департаменте текущего содержания администрации г. Казани (т.1, л.д. 12).
Письмом исх. N 31-19-3022 от 22.05.2006 Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани уведомило истца о том, что подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Казани проект постановления "О предоставлении ООО "Ап-пак" земельного участка по ул. Магистральная" отклонен от согласования председателем Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани М.М. Абдулхаковым в связи с необходимостью предоставления данного земельного участка в аренду на срок не более пяти лет (т1., л.д. 13).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, фактически уполномоченным органом было отказано заявителю в реализации его права на приобретение земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости без указания оснований, что повлекло для заявителя невозможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности в установленный законом срок, т.е. до 01 июля 2012 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что факт отсутствия признания незаконным бездействия органов муниципальной власти в судебном порядке по обращению заявителя сам по себе не является основанием для отказа в защите права, в рассматриваемом случае подлежит оценке законность и обоснованность действий органов муниципальной власти, повлекших установление выкупной цены земельного участка в размере кадастровой стоимости земельного участка, без учета права заявителя на приобретение спорного земельного участка по льготной цене.
Вывод суда соответствует правовому подходу Верховного Суда РФ, приведенному в Определении от 14.03.2016 г. по делу N А41-44783/2014.
Суд апелляционной инстанции, исходя из анализа материалов дела, представленных заявителем пояснений, приходит к выводу о том, что заявитель, обращаясь в 2002 году к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, справедливо рассчитывал на разумность сроков рассмотрения его обращения и процедуры предоставления земельного участка, в соответствии с установленным на момент рассмотрения порядком, т.е. определением выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1 в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости.
Тогда как ввиду обстоятельств, повлекших необоснованное продление процедуры предоставления земельного участка в собственность, по обращению заявителя, из-за ошибочных действий ответчика, заявителю было безальтернативно предложено осуществить выкуп земельного участка за кадастровую стоимость.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
В п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления о выкупе, предусмотрено, что в соответствии с данным пунктом до 1 июля 2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения либо если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
Таким образом, по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 г.
При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г.).
Суд апелляционной инстанции полагает, что у заявителя возникло право на выкуп земельного участка с определением в договоре выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости, поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что на момент обращения с заявлением за обществом было зарегистрировано право собственности на комплекс зданий и сооружений, которые в 1999 году были переданы в его собственность и расположены на спорном земельном участке, сформированном для эксплуатации данного комплекса, поэтому общество в любом случае было вправе приобрести по льготной цене участок, занятый его объектами недвижимости и необходимый для их использования.
Кроме того, как следует из материалов дела, до принятия ответчиком решения о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1. по кадастровой стоимости, земельный участок был сформирован и в установленных границах был передан заявителю по акту от 3 апреля 2000 года (т.2, л.д.66).
Таким образом, из материалов дела не усматривается, что площадь испрашиваемого земельного участка, сформированного только для использования объектов заявителя, изменялась.
Ответчиком такие доказательства не представлены.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение таких земельных участков в собственность, в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, осуществлялось в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.07.2012 редакции.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретали права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в актуальной редакции предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации, как в редакции на дату первого обращения Общества за выкупом земельного участка, так и на последнее обращение, процедура выкупа земельного участка инициируется путем подачи заинтересованным лицом в компетентный орган заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
В установленный законом срок уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением, а сам договор должен соответствовать обязательным правилам, содержащимся в законе, действующем на момент подачи обращения за выкупом земельного участка.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 по делу N 310- КГ14-5503 сформулирована правовая позиция, согласно которой для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ достаточно установить факт своевременного (до 1 июля 2012 года) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ООО "Ап-пак" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка 15.10.2002.
По результатам рассмотрения заявления истца о предоставлении земельного участка от 06.02.2006 орган местного самоуправления отказал в предоставлении земельного участка в собственность в отсутствие оснований.
В абзаце 2 пункта 4 указанного постановления Пленума от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Поскольку заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости в собственность в установленный в законе срок, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, в соответствии с п. 1 ст 2 Закона N 137-ФЗ, выкупная цена участка подлежала определению в льготном размере 2,5 % от кадастровой стоимости участка, установленной на дату обращения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года по делу N А65-27976/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак".
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года по делу N А65-27976/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак" удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Ап-пак" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:080527:1 с условием выкупа в пределах 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 6000 руб.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ап-пак" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 3000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27976/2019
Истец: ООО "Ап-пак", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Управление Росреестра по РТ
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67462/20
28.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3583/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27976/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27976/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27976/19