г. Вологда |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А13-20357/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Меркурий" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 мая 2020 года по делу N А13-20357/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Меркурий" (ОГРН 1143528001913, ИНН 3528211051; место нахождения: Вологодская область, город Череповец, улица Белинского, дом 23/1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Мэрии города Череповца (ОГРН 1023501268053, ИНН 3528009720; адрес: 162600, город Череповец, проспект Строителей, дом 2; далее - мэрия) о признании незаконным предписания от 02.10.2019 N 723-1309-р-2019/П об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам общества, не исследованы представленные обществом документы, которыми заявитель руководствовался при исключении из тарифа на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Также указывает на то, что услуга по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома не является коммунальной, в платежных документах до января 2019 года услуга обращению с ТКО отдельной строкой не выделялась, так как обращение с ТКО не являлось коммунальной услугой и входило в стоимость услуги по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома. Полагает, что ни одним законодательным актом не утверждена форма перечня к договору управления и распределение стоимости услуг по видам работ является для управляющей компании не обязательным.
Мэрия в отзыве доводы жалобы отклонила, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в период с 27.09.2019 по 02.10.2019 должностным лицом мэрии на основании распоряжения от 27.09.2019 N 1309-р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Остинская, дом 15.
Поводом для проведения проверки послужило направленное в мэрию письмом Государственной жилищной инспекции Вологодской области обращение гражданина от 27.08.2019 N ОГ-1171/01-01-32.
В ходе указанной проверки мэрией выявлено нарушение обществом требований пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 7 статьи 156 и частей 1, 2, 3, 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), выразившееся завышении платы за содержание жилого помещения, которая применялась в расчетах в отношении жилого помещения N 86 многоквартирного дома в период с января по август 2019 года.
Мэрией установлено, что фактически размер ежемесячной платы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома установлен обществом в одностороннем порядке в размере 15,52 руб. с 1 кв.м. Документы, подтверждающие факт проведения собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу изменения размера платы за содержание жилого помещения до размера 15 руб. 52 коп. с 1 кв.м, общество не представило.
По результатам проверки составлен акт от 02.10.2019 N 723-1309-р-2019/А и выдано предписание от 02.10.2019 N 723-1309-р-2019/П об устранении выявленных нарушений. Данным предписанием обществу вменена обязанность в срок не позднее 15.11.2019 привести порядок расчета размера платы за содержание и ремонт по жилому помещению N 86 многоквартирного дома за период с января по август 2019 года в соответствие с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ и обеспечить порядок расчета платы за содержание названного жилого помещения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
На основании статьи 2 Закона Вологодской области от 15.12.2017 N 4260-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по лицензионному контролю" (далее - Закон N 4260-ОЗ), пунктов 2.7, 3.5 Положения о контрольно-правовом управлении мэрии города Череповца, утвержденного постановлением Мэрии от 07.09.2012 N 4734, решения Череповецкой городской Думы от 26.02.2013 N 9, судом первой инстанции верно установлено, что предписание от 02.10.2019 выдано должностным лицом мэрии в пределах предоставленных полномочий.
По сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в сети Интернет обществу выдана лицензия от 27.04.2015 N 035000046 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Деятельность по управлению названным выше многоквартирным жилым домом осуществляется обществом (прежнее наименование - общество ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6") на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 19.03.2015) и договора управления многоквартирным домом от 01.04.2015.
В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к рассматриваемому виду деятельности являются в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ).
По результатам конкурсного отбора с 01.01.2019 статус регионального оператора на территории Вологодской области присвоен обществу с ограниченной ответственностью "Чистый След" - по Западной зоне деятельности регионального оператора, которая включает город Череповец.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 14.12.2018 N 664-р, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, установлены ООО "Чистый след" предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области согласно приложению 1 к настоящему приказу. Пунктом 2 данного Приказа определено, что тарифы, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, действуют с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Таким образом, с 01.01.2019 после начала деятельности регионального оператора, стоимость услуг управляющей компании должна измениться на стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
Основанием для выдачи мэрией предписания от 02.10.2019 послужил факт невыполнения обществом в полной мере обязанности по исключению с 01.01.2019 из состава платы за содержание жилого помещения расходов по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно заключил, что мэрией доказано наличие оснований для выдачи обществу предписания от 02.10.2019.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 19.03.2015) утверждены перечень услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 15 руб. 57 коп. с 1 кв.м общей площади собственника помещения в многоквартирном доме.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 30.04.2018 N 93) с 01.05.2018 утвержден "новый перечень услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме" и стоимость указанных услуг в размере 17 руб., из них 16 руб. за услуги по управлению и содержанию общего имущества, 01 руб. за текущий ремонт с 1 кв.м общей площади помещения собственника дома.
Согласно данному перечню работы по обеспечению вывоза бытовых отходов включают вывоз твердых бытовых отходов (цена услуги - 01 руб. 89 коп.); вывоз крупногабаритного мусора (цена услуги - 0 руб. 26 коп.).
Кроме того, в составе перечня услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества поименованы услуги по уборке контейнерной площадки.
Таким образом, по условиям договора управления от 01.04.2015 стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов определена по состоянию на 01.01.2019 в размере 02 руб. 15 коп. (01,89 + 0,26).
С 01.01.2019 после начала деятельности регионального оператора, стоимость услуг управляющей компании должна измениться на стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
Вместе с тем при начислении за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 платы за содержание общего имущества обществом применялся тариф 15 руб. 52 коп. за 1 кв.м, то есть без уменьшения на полную величину цены услуг по вывозу ТКО, включенного в плату за содержание жилого помещения. Данный размер платы исчислен заявителем с учетом частичного (на сумму 01 руб. 48 коп. за 1 кв.м) уменьшения тарифа (17 руб. за 1 кв.м), действовавшего по состоянию на 31.12.2018, утвержденного собранием собственников помещений многоквартирного дома.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оспариваемое предписание выдано мэрией правомерно.
Грубых нарушений, перечисленных в пункте 1 части 2 статьи 20 названного Федерального закона, при осуществлении мэрией проверки в материалах дела не усматривается.
Заявителем не доказано, что предписание от 02.10.2019 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы общества о правомерности применения тарифа платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15 руб. 52 коп. с учетом необходимости исполнения обязанности по содержанию и организации мест (площадок) накопления ТКО правомерно не приняты судом, поскольку увеличение размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома на 0,57 руб. за 1 кв. м противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", поскольку в данном случае представляет собой одностороннее изменение управляющей организацией условий заключенного с собственниками договора без принятия ими соответствующего решения.
Кроме того, как установлено выше, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 30.04.2018) услуги по уборке контейнерной площадки включены в состав услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (пункт 2.4.1 Приложения N 1 к договору управления).
Доказательства, позволяющие установить, что рассматриваемый тариф исчислен обществом в порядке индексации суммы платы за содержание и ремонт дома на основании договора управления, в материалы дела не представлены.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие оснований для удовлетворения требований общества.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы. Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная по платежному поручению от 19.03.2020 N 233 государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 мая 2020 года по делу N А13-20357/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Меркурий" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Меркурий" (ОГРН 1143528001913, ИНН 3528211051; место нахождения: Вологодская область, город Череповец, улица Белинского, дом 23/1) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.03.2020 N 233.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-20357/2019
Истец: ООО УК "Меркурий"
Ответчик: Мэрия города Череповца