г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А42-11176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсоновой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился (извещен),
от ответчика: представитель Гришанов А.О., на основании доверенности от 10.02.2020,
от 3-их лиц: представители не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13053/2020) акционерного общества "Гелан-3" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2020 по делу N А42-11176/2019, принятое по иску:
истец: акционерное общество "Гелан-3" (адрес: Россия, 117279, город Москва, улица Профсоюзная, дом 93А, этаж 5 пом. 1 ком 24, ОГРН: 1025100510291, Дата присвоения ОГРН: 18.11.2002, ИНН: 5101304981)
ответчик: муниципальное образование город Кировск с подведомственной территорией в лице Администрации города Кировска с подведомственной территорией (адрес: Россия, 184250, Мурманская область, город Кировск, проспект Ленина, 16, ОГРН: 1025100561661, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2002, ИНН: 5103020946)
третьи лица: 1. Алексеев Виктор Иванович; 2. Муниципальное казенное учреждение "Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска" (адрес: Россия, 184250, Мурманская область, город Кировск, улица Олимпийская, дом 52, ОГРН: 1155190009567, Дата присвоения ОГРН: 30.07.2015, ИНН: 5103300647)
о признании незаконными действий и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Гелан-3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о признании незаконными действий муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в лице Администрации города Кировска с подведомственной территорией (далее - Администрация) по сносу объекта незавершенного строительства "Гараж для бензовозов на 3 машино-места" общей площадью 241,4 кв.м с кадастровым номером 51:16:0040116:306, который располагался в городе Кировске в районе ул. Хибиногорская и взыскании 3 594 656 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Алексеев Виктор Иванович и муниципальное казенное учреждение "Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска".
Решением от 03.03.2020 суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает на наличие разрешительной документации на строительство объекта, выданной Администрацией; ссылается на отсутствие в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления города Кировска (адрес: https://kirovsk.ru/) в 2019 году какой-либо публикации, касающейся постановления Администрации города Кировска с подведомственной территорией от 29.07.2019 N 981 "О сносе самовольной постройки: объекта незавершённого строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:306". По мнению подателя жалобы, Администрация надлежащим образом не уведомила Общество о необходимости сноса объекта и, тем самым лишило Общество права самостоятельно осуществить снос объекта. Податель жалобы полагает необоснованным вывод суда об отсутствии документов, подтверждающих, что именно ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также фактов причинения вреда и наличия в связи с этим убытков. По мнению подателя жалобы, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие несоответствие строительных конструкций объекта требованиям механической безопасности и надежности.
В настоящее судебное заседание представитель Общества не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Представитель Администрации представил отзыв, в котором просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представители третьих лиц не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 N 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ), а также в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в отсутствие представителей Общества и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.04.2010 постановлением Администрации N 354 установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 51:16:040116:0011, категории - земли населенных пунктов, площадью 1 581 кв.м, местоположение: Мурманская область, город Кировск, ул. Хибиногорская, в 6 районе школы N 1, для строительства гаражных боксов на 3 машины.
Между Администрацией в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью (арендодатель) и Обществом (арендатор) 23.06.2010 заключен договор N 21-2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 51:16:040116:0011, расположенного по адресу: Мурманская область, город Кировск, улица Хибиногорская, в районе школы N 1, в границах, указанных в прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1 581 кв.м. Цель использования: для строительства гаражных боксов на 3 машины. Срок аренды установлен договором с 30.04.2010 по 28.04.2011.
18.08.2019 между Обществом (сторона 1) и гражданином Алексеевым В.И. (сторона 2) подписан договор переуступки прав аренды земельного участка, согласно пункту 1.1 которому сторона 1 передает, а сторона 2 принимает права и обязанности арендатора земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 51:16:0040116:11, расположенного по адресу: Мурманская область, МО г. Кировск с подведомственной территорией, ул.Хибиногорская, площадью 1 581 кв.м.
Письмом от 05.10.2018 N 15-1717 Администрация проинформировала Общество, что на текущий момент договор считается действующим (возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок).
15.10.2018 Администрация направила в адрес Общества уведомление от 05.10.2018 N 15-1718 об отказе от договора в соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) через 3 месяца с момента получения уведомления.
29.12.2018 объект незавершенного строительства (сооружение: гараж для бензовозов на 3 машино-места) на основании декларации об объекте недвижимости, представленной Алексеевым В.И., поставлен на кадастровый учет, объекту присвоен кадастровый номер 51:16:0040116:306.
15.02.2019 Общество вручило Администрации информационное письмо, в котором выразило намерение произвести демонтаж недостроенных боксов в районе АЗС N 2 во втором квартале 2019 года.
19.02.2019 на основании распоряжения Администрации от 18.02.2019 N 117-р начальником Отдела муниципального контроля Администрации проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 51:16:0040116:11, в ходе которого выявлены признаки самовольной постройки: возведение объекта на земельном участке с кадастровым номером 51:16:0040116:11 без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений. По результатам проведенного осмотра составлен акт осмотра, обследования территорий (объекта) от 21.02.2019.
21.02.2019 Отдел муниципального контроля Администрации направил Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска (далее - Комитет) уведомление о выявлении самовольной постройки N 1 от 21.02.2019.
06.03.2019 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правилами благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, утвержденными решением Совета депутатов города Кировска от 31.10.2017 N 95, специалистами Комитета был проведен визуальный осмотр объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:306, расположенного по ул. Хибиногорской в городе Кировске на земельном участке с кадастровым номером 51:16:0040116:11, на предмет установления его технического состояния и соответствия требованиям безопасности.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке возведен объект незавершенного строительства, разрешение на строительство которого застройщику Администрацией не выдавалось. Выполнены работы нулевого цикла (столбчатые монолитные фундаменты), кирпичный цоколь, частично возведен металлический каркас здания, все элементы металлического каркаса обработаны составом серого цвета, поражены коррозией (наименьшую степень повреждения имеют колонны каркаса, наибольшую - балки и прогоны), выполнена внутренняя кирпичная перегородка, разделяющая здание на две части, толщиной 250 мм из силикатного кирпича, армирование перегородки отсутствует, кирпичные перегородки в северо-западной части здания находятся в полуразрушенном состоянии, наблюдаются высолы и частичное выветривание раствора из швов кирпичной кладки внутренних перегородок здания, ограждающие конструкции здания отсутствуют, внутренние инженерные системы здания отсутствуют, благоустройство территории отсутствует. Строительная площадка не организована, замусорена (в т.ч. строительным мусором), ограждение площадки отсутствует.
По результатам визуального осмотра комиссия пришла к следующим выводам: 1. Строительство объекта длительное время не ведется. 2. Не предпринимаются меры, препятствующие несанкционированному доступу на объект посторонних лиц, вследствие чего имеется свободный доступ на объект и земельный участок. 3. Металлический каркас здания возведен частично, что не обеспечивает его пространственную жесткость и механическую безопасность, существует опасность потери устойчивости и последующего обрушения здания.
4. Элементы металлического каркаса поражены коррозией, вследствие чего их несущая способность снижена; состояние металлических конструкций каркаса не соответствует требованиям надежности и безопасности. 5. В связи с отсутствием ограждающих конструкций здания и отопления, не соблюдаются температурно- влажностные условия работы для кирпичной перегородки, разделяющей здание на две части. Кирпичная перегородка продолжительное время подвергалась агрессивному воздействию внешней среды, в т.ч. попеременному замораживанию и оттаиванию, увлажнению и высушиванию, вследствие чего имеются дефекты кладки в виде высолов и выветривания раствора из швов, свидетельствующие о ее разрушении. Толщина кирпичной перегородки составляет всего 250 мм, армирование отсутствует, соответственно, в условиях воздействия сильных ветровых нагрузок существует опасность бесконтрольного обрушения перегородки.
В результате обследования комиссия пришла к выводу о несоответствии строительных конструкций требованиям механической безопасности и надежности, что создает угрозу жизни, здоровью и безопасности для граждан.
Выводы комиссии отражены в акте визуального осмотра объекта незавершенного строительства от 06.03.2019.
15.03.2019 в связи с выявлением самовольной постройки - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Кировск, ул.
Хибиногорская, площадью 241,40 кв.м с кадастровым номером 51:16:0040116:306, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, и отсутствием разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, Администрация вынесла постановление N 442 "О принятии решения о сносе самовольной постройки - объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:306".
Указанное постановление 15.03.2019 в 17:22 размещено специалистами службы информационных технологий МКУ "Центр учета и отчетности муниципальных учреждений города Кировска" на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети интернет по адресу: www.kirovsk.ru, о чем имеется подтверждение в виде лога записей программы UML.cms, посредством которой осуществляется размещение информации на официальном сайте Администрации.
23.04.2019, в ответ на информационное письмо Общество от 15.02.2019 о намерении производства демонтажа Объекта, Администрация направила в адрес Общества письмо от 19.04.2019 N 01-7076 "О сносе объекта незавершенного строительства", в котором сообщила о необходимости получения в МКУ "Управление Кировским городским хозяйством" ордера (разрешения) на демонтаж объекта незавершенного строительства в соответствии с Порядком производства земляных работ на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, утвержденным постановлением Администрации от 21.06.2011 N 738 и административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача ордеров (разрешений) на производство земляных работ на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией", утвержденным постановлением Администрации от 05.09.2012 N 1106.
В указанном письме Администрация также просила Общество рассмотреть возможность проведения демонтажных работ в срок до 30.05.2019.
Также данным письмом Администрация направила в адрес Общества бланки заявления о выдаче ордера и бланк ордера. Письмо получено адресатом 06.05.2019.
31.05.2019 Администрация направила в адрес Общества письмо от 30.05.2019 N 01-1447 "О сносе объекта незавершенного строительства", в котором просила подтвердить намерение демонтажа Объекта с кадастровым номером 51:16:0040116:306, расположенного на улице Хибиногорской, на земельном участке с кадастровым номером 51:16:0040116:11 (напротив АЗС N 2) во втором квартале 2019 года и проинформировать о дате начала демонтажных работ. Письмо вручено адресату 07.06.2019.
24.05.2019 Общество обратилось в межмуниципальный отдел по г. Кировску и г. Апатиты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление) с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:306, расположенного по адресу: Мурманская область, городской округ Кировск, ул. Хибиногорская.
Уведомлением от 06.06.2019 N КУВД-001/2019-6330737 Управление сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации прав до 06.07.2019, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы выявлены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, а именно: отсутствие разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 ГрК РФ.
24.06.2019 Управлением было вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.
05.07.2019 Управление вынесло уведомление об отказе в государственной регистрации прав, сославшись на поступление 24.06.2019 ответа КУМС от 14.06.2019 N 15-105 на запрос Управления, в котором указано на отсутствие разрешения на строительство гаражных боксов на 3 машины по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Хибиногорская; кроме того, в ответе указано, что уведомлением от 15.10.2018 N 15-1715 договор, заключенный с Обществом, был расторгнут Администрацией в одностороннем порядке.
Непредставление Обществом разрешения на строительство объекта, а также правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, послужили основанием для отказа в государственной регистрации прав на Объект.
Письмом от 05.07.2019 N 01-1824 Администрация повторно уведомила Общество об одностороннем отказе от договора на основании уведомления от 05.10.2018 N 15-1718.
26.07.2019 Прокуратура Мурманской области вынесла в отношении Общества представление об устранении нарушений земельного, природоохранного, градостроительного законодательства, законодательства о благоустройстве при содержании объекта незавершенного строительства, в котором указала, что объект представляет непосредственную опасность для граждан, в том числе, несовершеннолетних лиц, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут беспрепятственно проникнуть на территорию объекта.
29.07.2019 Администрация издала постановление N 981 "О сносе самовольной постройки: объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:36", которым в связи с отсутствием разрешения на строительство объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, постановила осуществить снос самовольной постройки: объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Кировск, ул. Хибиногорская, площадью 241,40 кв.м, кадастровый номер 51:16:0040116:306, расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 51:16:0040116:11, адрес местоположения: Мурманская обл., МО г. Кировск с подведомственной территорией, г. Кировск, ул. Хибиногорская, в районе школы N 1, установив срок сноса самовольной постройки в течение 3 месяцев с даты подписания постановления.
Указанное постановление 30.07.2019 в 15:43 размещено специалистами службы информационных технологий МКУ "Центр учета и отчетности муниципальных учреждений города Кировска" на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети интернет по адресу: www.kirovsk.ru, о чем имеется подтверждение в виде лога записей программы UML.cms, посредством которой осуществляется размещение информации на официальном сайте Администрации.
Объект снят с кадастрового учета 02.08.2019.
02.08.2019 МКУ "Управление Кировским городским хозяйством" выдало Комитету (заказчик) и подрядчику Кировский филиал АО "Апатит" ордер (разрешение) N 1851 на производство земляных работ: снос самовольной постройки: объекта незавершенного строительства "Гараж для бензовозов на 3 машино-места", кадастровый номер 51:16:0040116:306, площадью 241,40 кв.м, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 51:16:0040116:11, местоположение: Мурманская область, МО г. Кировск с подведомственной территорией, г. Кировск, ул. Хибиногорская.
Согласно указанному ордеру работы производятся согласно проекту организации работ по сносу объекта капитального строительства шифр Т 42/19. Срок производства работ с 03.08.2019 по 02.09.2019.
02.08.2019 между Кировским филиалом АО "Апатит" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Айрон Краш" (далее - ООО "Айрон Краш") (исполнитель) подписан акт передачи земельного участка с кадастровым номером 51:16:0040116:11 для сноса самовольной постройки.
По результатам сноса объекта комиссией в составе представителей Комитета, Кировского филиала АО "Апатит" и ООО "Айрон Краш" был составлен акт о сносе самовольной постройки от 22.08.2019.
18.10.2019 Общество вручило Администрации письмо от 15.10.2019, в котором предложило в течение пяти рабочих дней с момента получения данной претензии возместить ущерб в сумме 4 314 000 руб., причиненный в результате действий по сносу объекта.
Письмом от 28.10.2019 N 01-3003 Администрация отказала Обществу в удовлетворении требований, изложенных в претензии, указав на законность действий по сносу самовольной постройки.
Полагая, что действия Администрации по сносу объекта были незаконными и указанными действиями Обществу причинен материальный ущерб в сумме 3 594 656 руб., Общество обратилось в суд с соответствующим иском.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно части 1 статьи 1061 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике (пункт 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами").
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что возведенный Обществом объект является самовольной постройкой.
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Исходя из положений статьи 51 ГрК РФ и статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Из материалов дела следует, что разрешение на строительство объекта органом местного самоуправления Обществу не выдавалось. Более того, за получением указанного разрешения Общество не обращалось. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы Общества как о том, что на дату начала строительства объекта Обществу не требовалось получать разрешение установленной формы, поскольку форма такого разрешения была утверждена только в 2015 году, так и о том, что имеющуюся у него совокупность документов (постановление Администрации от 30.04.2010 N 354 "Об установлении разрешенного использования земельного участка", решение Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Кировска от 09.11.2007 N 06-325) следует рассматривать как разрешение на строительство, суд первой инстанции правомерно отклонил.
В силу части 16 статьи 51 ГрК РФ форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент начала спорных правоотношений форма разрешения на строительство была установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство была утверждена приказом Минрегиона России от 19.10.2006 N 120.
Новая форма разрешения на строительство была утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Обществом разрешение установленной формы получено не было. Также истец не представил и доказательств того, что вообще когда-либо обращался в орган местного самоуправления за получением соответствующего разрешения.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанная истцом совокупность документов разрешением на строительство по смыслу статьи 51 ГрК РФ не является.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В силу части 1 статьи 55.32 ГрК РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ.
По правилам части 2 статьи 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление соответствующего надзора уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, обязан рассмотреть указанные уведомление и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Согласно пункту 3.1. статьи 222 ГК РФ, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
В соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
В силу положений абз. 5 пункта 4 статьи 222 ГК РФ предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 51:16:0040116:11 является участком, государственная собственность на который не разграничена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности административного сноса самовольной постройки, расположенной на данном земельном участке.
Довод Общества о недоказанности того обстоятельства, что объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, также отклонен судом. Именно на Обществе, как на лице, возведшем объект без получения установленного законом разрешения на строительство, лежит обязанность по доказыванию этого обстоятельства, чего истцом сделано не было.
Одновременно из акта визуального осмотра объекта незавершенного строительства от 06.03.2019, а также представления Прокуратуры Мурманской области от 26.07.2019, вынесенного в отношении Общества, следует, что несоответствие строительных конструкций объекта требованиям механической безопасности и надежности создает угрозу жизни, здоровью и безопасности для граждан, в том числе несовершеннолетних.
Довод Общества относительно нарушения Администрацией его прав в связи с нарушением порядка опубликования решения о сносе самовольной постройки, а также сроков сноса, также правильно отклонен судом.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена в действие глава 6.4 ГрК РФ, регулирующая порядок и особенности сноса самовольных построек.
Частью 6 статьи 55.32 ГрК РФ предусмотрено, что снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
В случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных частями 7 и 13 настоящей статьи, соответственно новый правообладатель земельного участка, орган местного самоуправления по своему выбору осуществляют снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями (часть 9 статьи 55.32 ГрК РФ).
Предусмотренные статьей 55.32 ГрК РФ, в частности, частями 4, 5 данной статьи, сроки для опубликования решения органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки, направлены на обеспечение права лица, которое создало или возвело самовольную постройку, осуществить снос самовольной постройки.
В силу пункта 1 части 11 статьи 55.32 ГрК РФ лица, указанные в части 6 настоящей статьи, обязаны осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 55.32 ГрК РФ в случае, если указанными в части 6 настоящей статьи лицами в установленные сроки не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки направляет в течение семи рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, уведомление об этом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Общество как лицо, которое создало (возвело) самовольную постройку, информационным письмом от 15.02.2019 поставило Администрацию в известность о своем намерении произвести демонтаж (снос) объекта во втором квартале 2019 года.
В свою очередь Администрация, в целях реализации истцом права на самостоятельный снос самовольной постройки, письмами от 19.04.2019 N 01-7076 и от 30.05.2019 N 01-1447 предоставила Обществу информацию о необходимости получения в МКУ "Управление Кировским городским хозяйством" ордера (разрешения) на демонтаж объекта незавершенного строительства, направив также в адрес Общества образец бланка соответствующего заявления. Указанные письма были истцом получены, что подтверждается представленной в материалы дела информацией с сайта ФГУП "Почта России".
Письмом 30.05.2019 N 01-1447 Администрация также просила Общество подтвердить намерение демонтажа Объекта во втором квартале 2019 года и проинформировать о дате начала демонтажных работ.
До конца второго квартала 2019 года Общество снос самовольной постройки не осуществило.
Напротив, после вынесения Администрацией постановления от 15.03.2019 N 442 "О принятии решения о сносе самовольной постройки - объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:306" и направления истцом в адрес Администрации информационного письма от 15.02.2019 Обществом были осуществлены действия, направленные на государственную регистрацию права собственности на объект.
В соответствии с требованиями статьи 55.32 ГрК РФ постановление от 15.03.2019 N 442 "О принятии решения о сносе самовольной постройки - объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:306" и постановление от 29.07.2019 N 981 "О сносе самовольной постройки: объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 51:16:0040116:36" были размещены специалистами службы информационных технологий МКУ "Центр учета и отчетности муниципальных учреждений города Кировска" на официальном сайте Администрации в информационно телекоммуникационной сети интернет по адресу: www.kirovsk.ru, о чем имеется подтверждение в виде лога записей программы UML.cms, посредством которой осуществляется размещение информации на официальном сайте Администрации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что мероприятия по сносу самовольной постройки правомерно осуществлены Администрацией по истечении более четырех месяцев со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки, а также после несовершения лицом, которое возвело самовольную постройку, в определенные им же сроки действий по ее сносу.
Довод Общества о направлении Администрацией ему корреспонденции по ненадлежащему адресу судом отклонен правомерно, поскольку спорный адрес (Мурманская область, г. Апатиты, ул. Московская, д. 1а) указан Обществом в договоре как адрес арендатора, доказательств направления истцом в адрес ответчика извещения об изменении адреса для корреспонденции суду не представлено. Более того, в информационном письме (вх. от 15.02.2019) спорный адрес указан Обществом на разработанном самим Обществом бланке в числе других реквизитов стороны. Также в судебном заседании суда первой инстанции представитель Общества подтвердил, что по указанному адресу фактически располагается представительство Общества, не указанное в его учредительных документах. Кроме того, именно данный адрес Общества использовался для осуществления переписки с Управлением при осуществлении в мае-июле 2019 года действий по государственной регистрации права собственности на объект.
Придя к выводу о законности процедуры сноса самовольной постройки, а также установив отсутствие нарушений права Общества на осуществление самостоятельного сноса самовольной постройки, судом правомерно признано, что оспариваемые действия Администрации соответствуют гражданскому и градостроительному законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления Общества о признании незаконными действий Администрации по сносу объекта отказано обоснованно.
Поскольку Общество не доказало наличие обстоятельств, с которыми закон связывает возможность взыскания убытков, в удовлетворении иска в части требования о взыскании убытков судом первой инстанции также отказано.
Доводы жалобы были предметом детального изучения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта ввиду неподтвержденности их какими-либо доказательствами.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2020 по делу N А42-11176/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Гелан-3" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-11176/2019
Истец: АО "ГЕЛАН-3"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВСКА С ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ
Третье лицо: Алексеев Виктор Иванович, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА КИРОВСКА"