Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 октября 2020 г. N Ф04-3974/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А45-7269/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Логачев К.В.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЕлИСей" (N 07АП-5337/2020) на решение от 11.06.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7269/2020 (судья Рубекина И.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЕлИСей" 660021, г. Красноярск, ул. Робеспьера, д. 1А, пом. 9, ком. 19, ИНН 1901110360, ОГРН 1121901005313) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630132, г. Новосибирск, уд. Дмитрия Шамшурина, 53) об оспаривании постановления от 23.03.2020 N 6-09-20/728ю-2019,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от административного органа: Бирюкова С.Ф. - доверенность от 26.02.2019
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЕЛИСЕЙ" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об изменении постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 23.03.2020 N 6-09-20/728ю-2019.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.06.2020 постановление о назначении административного наказания от 23.03.2020 N 6-09-20/728ю-2019, вынесенное Управлением в отношении ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ" изменено в части размера назначенного административного штрафа 150 000 рублей, размер штрафа снижен до 75 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, оспариваемое постановление изменить в части назначенного административного штрафа, назначив административное наказание в виде предупреждения.
По мнению общества в настоящем случае административное наказание в виде штрафа носит неоправданно карательный характер. Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о повторности привлечения ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ" к административной ответственности.
В дополнениях к апелляционной жалобе ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ" ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2020 N 23-П, на положения статьи 4.6 КоАП РФ указывает на незаконность отказа применения судом первой инстанции и административным органом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Общество о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя апеллянта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в результате анализа информационных систем, проведенного на основании задания руководителя Управления на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 21.10.2019 N 91 установлены расхождения сведений об объемах, поставленной контрагентами-поставщиками в адрес ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ" в период с 01.07.2019 по 30.09.2019, алкогольной продукции и закупленной обществом алкогольной продукции, содержащихся в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), что указывало на наличие признаков события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, а именно: не фиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
26.12.2019 должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 6- 09-20/728ю-2019 и продлении административного расследования по статье 14.19 КоАП РФ в отношении ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ".
22.03.2020 Управлением вынесено постановление N 6-09-20/728ю-2019 о привлечении ООО "ТД "ЕЛИСЕЙ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не оспаривая события и состава совершенного административного правонарушения, полагая возможным снизить назначенный административный штраф в два раза, а также применить малозначительность, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Изменяя постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа, суд первой инстанции исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, характер нарушения, финансовое положение предприятия, значительность суммы штрафа для общества, посчитал возможным снизить установленный постановлением административного органа размер административного штрафа до 75 000 руб.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Субъектом данного административного правонарушения являются юридические лица.
С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется виной форме умысла и неосторожности.
Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила функционирования, Правила N 1459, Правила ЕГАИС).
Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе, согласно пункту 4.1 приложения 4 к которому Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.
Пунктом V.I. приложения к Приказу N 84н установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
Факт нарушения обществом сроков фиксации в ЕГАИС сведений об объемах закупки алкогольной продукции и не фиксации актов списания алкогольной продукции, подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции неправомерно не применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку постановление об административном правонарушении от 23.03.2020 N 6-09-20/727ю-2019 не вступило в законную силу на момент вынесения оспариваемого постановления.
Вместе с тем, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их принятия по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ.
Основополагающим условием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушение впервые, учитывая, что ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению, субъектом, привлекаемым к ответственности, не совершались.
При этом вступление постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению в законную силу не влияет на возможность замены административного штрафа на предупреждение.
Из материалов дела следует, что постановлением от 23.03.2020 N 6-09-20/727ю-2019 ООО "ТД "Елисей" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде предупреждения. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Следовательно, административное правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным административным правонарушением.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для оценки совершенного обществом правонарушения как малозначительного.
Обстоятельства совершения обществом вмененного административного правонарушения установлены полно и правильно, материалами дела подтверждены, нарушений законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При снижении размера административного штрафа судом первой инстанции учтены характер нарушения, финансовое положение общества, значительность суммы штрафа для общества в результате чего суд первой инстанции снизил назначенный обществу административный штраф до 75 000 руб.
Поскольку наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в действия общества подтверждается представленной в материалы дела совокупностью доказательств, факт совершения административного правонарушения обществом не оспаривается, оснований для замены назначенного административного наказания не установлено, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.06.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7269/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЕлИСей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7269/2020
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЕЛИСЕЙ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд