г. Чита |
|
29 июля 2020 г. |
дело N А19-172/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2020 года по делу N А19-172/2020 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН 1053811066308, ИНН 3811087738; 664003, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Маркса, дом 8) к индивидуальному предпринимателю Ворониной Валентине Андреевне (ОГРНИП 304381233700224, ИНН 381201058026) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - заявитель, Управление или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к индивидуальному предпринимателю Ворониной Валентине Андреевне (далее - предприниматель, ИП Воронина В.А. или лицо, привлекаемое к административной ответственности) с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2020 года в удовлетворении заявления Управления отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу, что пропущен трехмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением суда, управление обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что срок исполнения предписания N 001801 истек 23.10.2019, следовательно, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться 24.10.2019 и истекает 24.10.2020.
Предприниматель Воронина В.А. письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 13 мая 2020 года судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено до 10 часов 30 минут 22 июля 2020 года.
Рассмотрение дела начато в составе судей Сидоренко В.А. (председательствующий), Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.
Ввиду нахождения судьи Басаева Д.В. в отпуске определением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2020 года судья Басаев Д.В. заменен на судью Ломако Н.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и протокольного определения об отложении судебного разбирательства, однако предприниматель и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприниматель Воронина В.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ОГРНИП 304381233700224.
Главным специалистом-экспертом отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области при проведении проверки в отношении предпринимателя выявлены нарушения в сфере технического регулирования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
23.08.2019 предпринимателю выдано предписание N 001801 об устранении нарушения законодательства в области государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
На основании распоряжения административного органа от 19.11.2019 N 003722 (т. 1, л.д. 16-18) в отношении ИП Ворониной В.А. в целях проверки исполнения предписания от 23.08.2019 N 001801 проведена проверка, по результатам проведения которой составлен акт N 003722 от 19.12.2019 (т. 1, л.д. 19-23).
Проведенной проверкой установлено, что предприниматель предписание от 23.08.2019 N 001801 не выполнила в полном объеме. Данный факт был зафиксирован в акте проверки N 003722 от 19.12.2019.
На основании акта проверки заявителем в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N ИП/М-1764/19-06 от 26.12.2019 (т. 1, л.д. 12-15).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ИП Ворониной В.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Диспозиция части 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Как указывалось выше, у предпринимателя по адресу осуществления предпринимательской деятельности были выявлены нарушения в сфере технического регулирования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
23.08.2019 предпринимателю выдано предписание N 001801 об устранении нарушения законодательства в области государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
На основании распоряжения административного органа от 19.11.2019 N 003722 проведена проверка в отношении предпринимателя Ворониной В.А. в целях исполнения предписания от 23.08.2019 N 001801, по результатам проведения которой составлен акт N 003722 от 19.12.2019.
Проведенной проверкой установлено, что предприниматель предписание от 23.08.2019 N 001801 не выполнила в полном объеме.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Пункт 1 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, N 001801 от 23.08.2019, срок исполнения которого 23.10.2019, исполнен.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" представлено экспертное заключение N ОИ/3998 от 04.12.2019, о соответствии (не соответствии) санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям инженерных систем, согласно которого, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения в цехе по переработки рыбы предпринимателя Ворониной В.А., по адресу: г. Иркутск, ул. Киренская, д. 11, соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СапПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции".
Пункт 2 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, N 001801 от 23.08.2019, срок исполнения которого 23.10.2019 исполнен.
В цехе дефростации, моечном отделении, отделении засолки, проведен ремонт, санитарное состояние производственных помещений в удовлетворительном состоянии, что соответствует требованиям пункта 22, главы 6 Технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", пункта 8 части 3 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Пункт 3 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, N 001801 от 23.08.2019, срок исполнения которого 23.10.2019, выполнен не в полном объеме, а именно: индивидуальным предпринимателем представлена система менеджмента и безопасности пищевых продуктов, основанная на принципах ХАССП. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" представлены протоколы лабораторных испытаний, экспертные заключения. Согласно протокола лабораторных испытаний N 13442 от 25.11.2019, смывы в объеме проведенных испытаний соответствуют требованиям нормативных документов. Согласно протокола лабораторных испытаний N 27525 от 27.11.2019, образец "ряпушка вяленая" сорт 1 - в объеме проведенных испытаний соответствует требованиям нормативных документов. Согласно экспертного заключения от 28.11.2019, выполненного на основании протокола лабораторных испытаний N 27524 от 27.11.2019, проба N 27524 "пелядь холодного копчения" не соответствует требованиям пункта 1 статьи 7 Главы 2 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", пункта 8 Раздела IV, Приложения N 1 ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" по санитарно-показательным микроорганизмам: Бактерии группы кишечных палочек/БГКП/колиформы, Количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов/КМАФАнМ, что свидетельствует о нарушении санитарных норм в процессе производства продукта. Данный образец "Пелядь холодного копчения" является эпидемиологически не безопасным продуктом.
Пункт 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, N 001801 от 23.08.2019, срок исполнения которого 23.10.2019, выполнен не в полном объеме, а именно: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" представлено заключение по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением у санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 03.12.2019, согласно которого установлено, что в программе в перечне отсутствуют документы, регламентирующие работы в осуществляемой сфере деятельности; в программе отсутствует информация о поточности технологических операций, с описанием схемы движения выпускаемой продукции. Вышеизложенное является нарушением пп. 2 ч. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Пункт 5 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, N 001801 от 23.08.2019, срок исполнения которого 23.10.2019, не исполнен. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" представлено заключение по бланкам личных медицинских книжек. Согласно заключению по бланкам личных медицинских книжек, а также приложения к заключению от 25.11.2019, представлено 3 бланка личных медицинских книжек (ЛМК). Все бланки ЛМК выданы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" и зарегистрированы в автоматизированной системе учета и выдачи ЛМК Роспотребнадзора. В 1 бланке ЛМК отсутствует подлинная информация о месте работы в настоящее время и занимаемой должности, т.к. отсутствует информация в листе II "отметки о переходе на работу в другие организации" (Дидятьева О.П.). У 1 сотрудника нет информации (Дидятьева О.П.) нет информации о профилактических прививках. У 1 сотрудника (Дидятьевой О.Н.) нет информации о проведении клинико-диагностических обследований на посительство возбудителя брюшного тифа, кишечных инфекционных заболеваний. У 3 сотрудников (Воронина В.А., Проскурина М.Г., Дидятьева О.Н.) профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация по программе "рыбоперерабатывающая промышленность" отсутствует. Индивидуальным предпринимателем Ворониной Валентиной Андреевной были допущены к работе сотрудники, у которых отсутствуют документы, подтверждающие их безопасность состояния здоровья и санитарно-гигиенические навыки для выполнения своих трудовых обязанностей, что является нарушением ст. 11,34,36 Федерального закона от 30.03.1999, N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека; приказа от 12.04.2011, МЗ РФ N 302 - н "Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда; Приказа ФС Роспотребнадзора от 20 мая 2005, N 402 (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 10.07.2007 N 215) "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте"; Приказа Минздрава РФ от 29 июня 2000 г., N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций"; ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"; СанПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции"; СП 3.3.2367-08 Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней"; СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории РФ" пункт 4.1.
Пункт 6 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, N 001801 от 23.08.2019, срок исполнения которого 23.10.2019 исполнен. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" представлен акт обследования/исследования объекта на наличие синантропных насекомых от 22.11.2019, согласно которого, синантропные насекомые не обнаружены 18.12.2019.
По результатам проверки составлен акт N 003722 от 19.12.2019.
На основании акта проверки заявителем в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N ИП/М- 1764/19-06 от 26.12.2019, в котором установлено, что предпринимателем не в полном объеме исполнено предписание административного органа от 23.08.2019 N 001801.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 Кодекса. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, учитывая позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, составляет три месяца.
Статьей 4.5. КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ предусмотрено, что сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Выявленное административным органом правонарушение не является длящимся, в связи с чем срок давности начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем установленного административным органом для устранения выявленных недостатков.
Как установлено судом первой инстанции, следует из содержания протокола об административном правонарушении от 26.12.2019 N ИП/М-1764/19-06 и указывается административным органом в апелляционной жалобе, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, которое вменяется в вину лицу, привлекаемому к ответственности, является 24.10.2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения ИП Ворониной В.А. к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ истек 24.01.2020.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ.
Доводы административного органа, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких фактических обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2020 года по делу N А19-172/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-172/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области
Ответчик: Воронина Валентина Андреевна