город Томск |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А03-13069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Логачева К.Д.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" (N 07АП-4456/2020) на решение от 19.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13069/2019 (судья Ильичева Л.Ю.), по заявлению акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" (656015, город Барнаул, улица деповская, дом 19, ИНН 2221008019, ОГРН 1022200903383) к Инспекции жилищного и строительного надзора Алтайского края (656035, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070)о признании недействительным предписания от 26.04.2019 N 14-04/939.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мастер" (656049, город Барнаул, проспект Ленина, дом 49, подъезд 1, кабинет 1, ИНН 2225139020, ОГРН 113222500934),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Тишина И.А. - доверенность от 25.12.2019
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Барнаульская горэлектросеть" (далее - заявитель, общество, АО "Барнаульская горэлектросеть") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции жилищного и строительного надзора Алтайского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 26.04.2019 N 14-04/939.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мастер" (далее - ООО УК "Мастер", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Барнаульская горэлектросеть" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации запрашивать сведения о площади многоквартирных домов в каких-либо организациях. Судом сделан неверный вывод о непринятии обществом мер по выяснению сведений о площади мест общего пользования. Инспекцией не доказано нарушение обществом пункта 44 Правил N 354. Площадь мест общего пользования в спорном многоквартирном доме Инспекцией не подтверждена.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя.
Инспекция, третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием систем веб-конференции, представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в период с 15.04.2019 по 26.04.2019 Инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет обоснованности начисления платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в ходе которой установлено, что общество предъявляло к оплате за период с мая 2017 года по октябрь 2018 года по дому N 28 по проспекту Социалистический в г. Барнауле, объемы существенно превышающие установленные нормативы. Кроме того, установлено, что с 16.11.2018 обществом применялся для расчета норматива ОДН пункт 5 Приложения 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 16.11.2018 N 189, который относится к многоквартирным домам, оборудованным лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в отопительный период.
26.04.2019 Инспекцией выдано предписание N 14-04/939 ( с учетом редакции приказом от 06.05.2019 N 12-04/939/01 л.д. 1 том 2) об устранении выявленных нарушений пункта 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, в соответствии с которым на общество возложена обязанность в срок до 26.06.2019 произвести перерасчет платы по электроснабжению на ОДН с января 2017 года по 15.11.2018 исходя из утвержденного норматива на ОДН, а также произвести перерасчет с 16.11.2018 до момента исполнения предписания в соответствии с характеристиками вышеуказанного дома с учетом отсутствия в доме лифтов.
Общество, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности вынесенного Инспекцией предписания.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из требований статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользования помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступившими в силу с 01.09.2012 (далее - Правила N 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
ОДН включают в себя объемы коммунальных ресурсов, предусмотренные для содержания общего имущества многоквартирного дома, технически неизбежные и обоснованные потери электроэнергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, объемы, вызванные перерасходом (или недобором) внутри квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета, расчет в которых происходит по нормативам, а не по индивидуальным приборам учета, без учетное потребление (хищение) коммунальных ресурсов.
Расходы на общедомовые нужды включены в плату за содержание общедомового имущества. Общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками, но не более установленного норматива.
Нормативы по электроснабжению ОДН утверждены решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 14.11.2012 N 154 (до 01.06.2017 норматив потребления по электроснабжению ОДН для 3-х этажных домов составляет 2,76 кВт на 1 кв.м, площади помещений, от 29,05.2017 N 44 (с 01.06.2017 норматив 1 139 кВт на 1 кв.м.).
Сумма площадей, которые входят в состав общего имущества умножается на норматив, согласно решениям Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 14.11.2012 N 154; от 29.05.2017 N 44; от 16.11.2018 N 189 полученный объем на дом не должен превышать предъявляемый к оплате жителям на ОДН.
Судом первой инстанции установлено, что статус дома N 28 по пр. Социалистический постановлением администрации г. Барнаула N 369 от 18.02.2008 определен как жилой дом с сохранением мест общего пользования.
В силу пункта 50 названных Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 Приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что между сторонами отсутствует спор о размере норматива, имеется спор по размеру площади мест общего пользования к которому применяется норматив.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту здания по адресу: город Барнаул, проспект Социалистический, 28, площадь мест общего пользования определена Инспекцией в размере 163,4 м2 (коридоры, вестибюль, тамбур, л/клетки).
Общество, исходя из того, что площадь мест общего пользования согласно данных представленных ООО "ЖЭУ N 47" (Строитель) и данных размещенных на сайте ГИС ЖКХ составляет 467 м2, предъявляло к оплате объемы существенно превышающие установленные нормативы в период с января 2017 года по 15 ноября 2018 года.
Вместе с тем письмо N 202 от 25.07.2013 ООО "ЖЭУ N 47 (Строитель)" и информация, размещенная на сайте реформа ЖКХ, не могут быть признаны достоверной в качестве подтверждения размера площади общего имущества, поскольку указанные источники не отражают конкретный перечень помещений относящихся к местам общего пользования. При этом в анкете указана площадь подвала, тогда как площадь подвальных помещений в техническом паспорте отсутствует. Данная информация так же подтверждается ООО "Мастер" ( ответ на запрос от 02.03.2020 N 16 - л.д. 71 том 2).
Таким образом, не убедившись в размерах действительной площади мест общего пользования по спорному дому, общество неправомерно применяло повышенный тариф по электроэнергии. При этом, в настоящем случае общество не спорит с методикой расчёта, применяемой Инспекцией.
Отсутствие у заявителя обязанности по истребованию у управляющей организации информации о площади обслуживаемого дома, не приводит к возникновению у ресурсоснабжающей организации права по возложению на граждан бремени переплаты за оказываемые услуги, поскольку размер платы должен соответствовать фактической площади.
Кроме того, как следует из материалов дела в июле 2019 года заявителю собственниками спорного дома предоставлены выписки из технического паспорта на нежилое здание (строение) N 28 по проспекту Социалистический от 29.04.2000. Следовательно Общество имело возможность запросить сведения о площади мест общего пользования и уточнить сведения относительно действительной площади общего имущества в спорном доме.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о не направлении в адрес АО "Барнаульскаяч горэлекторосеть" Приказа N 12-04/939/01 от 06.05.2019, уточняющего площадь мест общего пользования, как противоречащий материалам дела. Инспекцией в материалы дела представлена копия приказа и реестр почтовых отправлений от 08.05.2019 ( л.д.1-2 том 2). Информация указанная в реестре почтовых отправлений подтверждена УФПС Алтайского края (л.д. 25 том 2 оборотная сторона).
Апелляционный суд отмечает, что общество не оспаривает, что с 16.11.2018 ресурсоснабжающей организацией применялся для расчета норматива ОДН пункт 5 Приложения 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 16.11.2018 N 189, который относится к многоквартирным домам, оборудованным лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в отопительный период. Вместе с тем указанными характеристиками дом по адресу: город Барнаул, проспект Социалистический, 28, не обладает.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания недействительными в настоящем случае не установлена.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13069/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Барнаульская горэлектросеть" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 2455 от 14.04.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13069/2019
Истец: АО "Барнаульская Горэлектросеть".
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края
Третье лицо: ООО "Мастер"