г. Москва |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А40-317678/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал N 3
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2020 по делу N А40-317678/19
по заявлению ООО "ПЭТРУСКО"
к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации (Филиал N 3)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Коротовская Е.А. по дов. от 14.05.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПЭТРУСКО" (далее также - заявитель, плательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным принятого Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ответчик, Фонд, ГУ МРО ФСС) решения от 01.10.2019 г. N 25ДВ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и доначислении страховых взносов в сумме 1 152 624,58 руб., пени в размере 9 698,38 руб. и штрафа в размере 230 524,92 руб., обязании применить страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2019 год, соответствующий виду осуществляемой им деятельности "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 с 1 (первым) классом профессионального риска в размере 0,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору; обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы, пени и штрафы в общей сумме 1 392 847,88 руб. (с учетом уточнения требований по заявлению от 29.01.2020).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество 15.07.2019 представило в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за полугодие 2019 г., в котором определило свои обязанности по уплате страховых взносов исходя из страхового тарифа 0,2%.
Фондом проведена камеральная проверка данного расчета, по итогам которой составлен акт камеральной проверки от 30.08.2019 года N 25ДВ. По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 01.10.2019 г. N 25ДВ о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данным решением обязанности Общества по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 определены исходя из тарифа страховых взносов 3,4% к начисленнной оплате труда, в связи с чем, установлена недоимка по страховым взносам на сумму 1 152 624,58 руб.; Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 26.29 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 230 524,92 руб.; ему доначислены неуплаченные страховые взносы на сумму 1 152 624,58 руб.; пени за их неуплату в сумме 9 698,38 руб., предложено их уплатить.
Фондом приняты меры к исполнению решения от 01.10.2019 г. N 25ДВ: Обществу выставлено требование об уплате страховых взносов, пени и штрафов от 24.10.2019 г. N 25Д, которое было добровольно исполнено заявителем, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Не согласившись с указанными действиями Фонда, Общество обратилось с вышеуказанным заявление в арбитражный суд.
Удовлетворяя все заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы устанавливаются ежегодно федеральными законами и дифференцируются по классам профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713 Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Пункт 8 Правил предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок, согласно пункту 2 которого основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в действующей с 26.02.2017 г. редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размера страхового тарифа, соответствующего этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с позицией, установленной в Определениях ВС РФ от 11.09.2018 г. N 309-КГ18-9969 и от 12.11.2018 г. N 304-КГ18-9969 по смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых фонд, с учетом их оценки, обязан принять решение об определении размера страхового тарифа, с учетом данных документов.
Отказ Фонда в пересмотре ранее вынесенного уведомления об установлении страхового тарифа ввиду представления документов предусмотренных пунктом 5 Порядка или бездействие по не рассмотрению документов может быть обжаловано в суде, при этом, бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в предыдущих периодах осуществляло основной вид экономической деятельности "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 года N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Фонд Уведомлениями о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подтверждал данные ООО "ПЭТРУСКО": на период в 2017-2018 гг. ООО "ПЭТРУСКО" были выданы уведомления о размере страхового тарифа 0,2% к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включенных в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Однако, в 2019 г. в срок, установленный в пункте 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (до 15.04.2018 года), заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение Уведомления от 24.04.2019 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и с 2019 года установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%, что соответствует виду экономической деятельности "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 77.39.26, имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс) из видов экономической деятельности Общества, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, указанное уведомление заявителем получено не было, доказательств его направления в адрес Общества в материалы дела не представлено. Указанное уведомление Общество получило лишь 12.09.2019 на личном приеме, что ответчиком подтверждено в отзыве на заявление.
Заявитель, считая данное уведомление неправомерным, исчислял и уплачивал страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 и 1-му классу профессионального риска.
Фондом в отношении Общества была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 (акт камеральной проверки N 25ДВ от 30.08.2019 года), по результатам которой было вынесено оспариваемое решение о привлечении к ответственности, взыскании недоимки, штрафа и пеней, за неверное применение размера страхового тарифа в размере 0,2% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вместо установленного Фондом страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%.
Заявитель пояснил, что поскольку никогда не осуществлял вид деятельности "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 77.39.26"; сумма недоимки 1 152 624,58 руб., доначисленная по данному страховому тарифу (3,4%), суммы штрафа 230 524,92 руб. и пеней 9 698,38 руб. являются незаконными и необоснованными, поскольку были рассчитаны Фондом в соответствии со страховым тарифом (3,4%) по виду экономической деятельности, которая Заявителем не осуществляется и никогда не осуществлялась.
Согласно представленным в материалы дела документам, основным видом деятельности ООО "ПЭТРУСКО" на протяжении длительного периода времени является "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8., доля доходов от данного вида деятельности составила 67%, что подтверждается справкой - подтверждением от 16.04.2019 г.
Основной вид деятельности Общества - "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 относится к 1 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается ответчиком, что Обществом представлены все необходимы документы, подтверждающие право заявителя рассчитывать страховые взносы исходя из тарифа 0,2 процента.
Кроме того, исходя из буквального содержания вышеприведенных норм, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока.
При этом законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности организацией осуществляются; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
27.09.2019 Общество направило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, с нарушением установленного Порядком N 55 срока (до вынесения Фондом оспариваемого решения), а также обратилось к руководителю филиала ГУ - МРО ФСС РФ с заявлением, в котором выразило несогласие с установлением ему повышенного класса профессионального риска, и сообщило, что не осуществляло и не осуществляет вид деятельности - "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 77.39.26, в отношении которого Фондом был установлен страховой тариф в размере 3,4%, а также просило внести изменения в Уведомление от 24.04.2019 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (получено Обществом 12.09.2019), установить в 2019 году страховой тариф в размере 0,2%, соответствующий основному виду экономической деятельности "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 и 1-му классу профессионального риска, осуществляемой ООО "ПЭТРУСКО" с приложением подтверждающих документов (согласно расписке-уведомлению от 27.09.2019 года).
25.09.2019 ООО "ПЭТРУСКО" направило в адрес Фонда возражения на акт камеральной проверки от 30.08.2019 года N 25ДВ с приложением документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности - "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8.
Основной вид деятельности, фактически осуществляемой ООО "ПЭТРУСКО" "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 за периоды с 2017 по 2020 гг. подтверждается следующими документами: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2017 год; заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2018 год; Уведомление от 16.04.2018 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год; справки-подтверждения основного вида экономической деятельности за 2017, 2018, 2019 годы, бухгалтерская отчетность Общества за 2016, 2017, 2018 годы, оборотно-сальдовые ведомости, первичные документы, уведомление от 14.01.2020 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год; расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС за 2019 год.
Так как фактически осуществляемый в 2018 году основной вид деятельности Общества "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 относится к 1 классу профессионального риска, то с учетом положений ст.1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ, в отношении него на период 2019 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Между тем, возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством РФ не предусмотрено.
Фонд, возражая в отношении доводов Общества о необоснованности применения к нему тарифа в размере 3,4%, ссылался на представление им 13.09.2019 уточненного расчета по форме 4-ФСС за полугодие 2019 г. с тарифом 3,4% (корректировка N 1), свидетельствующего, по мнению Фонда, о согласии Общества с данным тарифом.
Общество против такой оценки его действий возражало, указывая, что представление 13.09.2019 уточненного расчета имело вынужденный характер. В ходе рассмотрения настоящего дела Общество с учетом заявляемых им доводов 27.01.2020 представило второй уточненный расчет по форме 4-ФСС за полугодие 2019 г. (корректировка N 2), в котором определило свои обязанности по уплате страховых взносов с учетом тарифа 0,20% и настаивало на том, что отраженные в нем и первичном расчете данные соответствуют основному виду осуществляемой им деятельности.
Суд первой инстанции верно определил, что уточнение Обществом сведений по форме 4-ФСС не лишает его права на пересмотр размера страхового тарифа, отсутствие в нормативных правовых актах утверждённой процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа на основе представленных страхователем уточнённых сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на страхователя обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решения Фонда от 01.10.2019 N 25ДВ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и доначислении страховых взносов в сумме 1 152 624,58 руб., пени в размере 9 698,38 руб. и штрафа в размере 230 524,92 руб.
Судом установлено, что поскольку у Фонда отсутствовали основания для определения Обществу на 2019 г. 22 класса профессионального риска со страховым тарифом в размере 3,40%, то суммы страховых взносов, пени и штрафа по решению от 01.10.2019 г. N 25ДВ на общую сумму 1 392 847,88 руб. являются излишне взысканными и подлежат возврату ему в порядке, предусмотренном статьей 26.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Факт излишнего взыскания с Общества недоимки, пени и штрафа по страховым взносам на общую сумму 1 392 847,88 руб. в связи с необоснованным применением Фондом ставки 3,4% по страховым взносам, не соответствовавшей осуществляемой Обществом деятельности, материалами дела подтвержден.
Общество в установленном порядке 31.01.2020 представило в Фонд заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1 152 624,58 руб.; пени - 9 698,38 руб., штрафа - 230 524,92 руб. Однако Фондом по результатам его рассмотрения принято решение от 12.02.2020 г. N 20 об отказе в возврате в связи с отсутствием сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени и штрафов, следовательно, право Общества на возврат излишне взысканных средств подлежит защите в судебном порядке - на Фонд подлежит возложению обязанность по возврату данных сумм как излишне взысканных.
Суд также пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования Общества о возложении на Фонд обязанности применить в отношении Общества страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год, соответствующий виду осуществляемой им деятельности "Торговля оптовой техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 46.69.8 с 1 (первым) классом профессионального риска в размере 0,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020 по делу N А40-317678/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317678/2019
Истец: ООО "ПЭТРУСКО"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 3, ГУ мро фсс филиал N3