Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2020 г. N Ф10-4401/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А35-1982/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области: Романенко Р.А., представитель по доверенности N 38 от 30.12.2019, сроком на один год.
от акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" на решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2020 по делу N А35-1982/2019 по заявлению Акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951) в лице филиала "Курская атомная станция" к Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области о признании недействительным решения ИФНС,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" (далее - налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области (далее - налоговый орган) от 29.10.2018 от 07-19/18872 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017.
Решением суда от 18.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, налогоплательщик, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.05.2020 по настоящему делу и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель полагает, что судом области ошибочно сделан вывод о том, что налогоплательщик не имеет права на льготу поскольку является производителем электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной станции и не является субъектом электроэнергетики, осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражал против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель налогоплательщика не явился.
В материалах дела имеется ходатайство, о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке статей 156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в порядке статьи 373 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество организаций АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" предоставило в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения филиала "Курская атомная станция" 21.03.2018 в Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2017 года c суммой налога к уплате 147806375 руб. Данная сумма налога на имущество была уплачена полностью 28.03.2018.
11.05.2018 АО "КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ" представило в указанный налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2017 с суммой налога к уплате 147806375 руб.
Согласно статьи 88 НК РФ налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, результаты которой зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки N 07-19/44670 от 27.08.2018, согласно которому по результатам проверки установлено, что в представленной 11.05.2018 уточненной налоговой декларации среднегодовая стоимость имущества за налоговый период по налоговой ставке 2,2% отражена в размере 27152092795 руб., среднегодовая стоимость имущества за налоговый период по пониженной налоговой ставке 1,6 % отражена в размере 1380133873 руб.
Налогоплательщиком в налоговый орган был представлен перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов, общая остаточная стоимость которых составила 1314600015 руб. 84 коп.
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно применил пониженную ставку налога по указанному имуществу в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ, поскольку имущество, используемое в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию в силу положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, не подлежит, по смыслу статьи 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ имущественный комплекс в области использования атомной энергии представляет собой совокупность недвижимого и иного имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс, согласно данным нормам атомные станции АО "Концерн Росэнергоатом" не могут иметь оборудование, осуществляющее передачу электрической (тепловой) энергии, а имеющиеся объекты основных средств, согласно ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ имеют свой жизненный цикл, который не предусматривает функцию энергопередачи, то есть не являются электросетевыми.
Исходя из вышеизложенного, все спорые объекты не относятся и не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и, соответственно, в отношении данных объектов не могут быть применены положения пункта 11 статьи 381, пункта 3 статьи 380 НК РФ.
По результатам проверки была установлена неуплата налога на имущество в сумме 8280803 руб., предложено начислить пени за несвоевременную плату налога в сумме 309004 руб. 68 коп., привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Ксерокопия акта приобщена к материалам проверки.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом 29.10.2018 было принято решение N 07-19/18872 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым было решено привлечь к налоговой ответственности, а также начислить пени АО "Концерн Росэнергоатом" по состоянию на 29.10.2018: на недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 2280803 руб. штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 20702 руб. 07 коп., пени в сумме 539282 руб. 04 коп., предложить уплатить указанные в пункте 3.1 решения недоимку, пени и штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в указанном решении и 21.11.2018 обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на указанное решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области.
Исполняющий обязанности заместителя руководителя УФНС России по Курской области решением N 477 от 27.12.2018 апелляционную жалобу оставил без удовлетворения, а оспариваемое решение - без изменения.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области N 07-19/18872 от 29.10.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым было решено привлечь к налоговой ответственности, а также начислить пени АО "Концерн Росэнергоатом" по состоянию на 29.10.2018: на недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 2280803 руб. штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 20702 руб. 07 коп., пени в сумме 539282 руб. 04 коп., не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, так как, по мнению заявителя, доводы налогового органа основаны на неверном толковании положений законодательства, регулирующих отношения в области электроэнергетики, а также законодательства о налогах и сборах: в силу п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2017 году 1,6 процента, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области правомерно руководствовался следующим.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Налогоплательщик в обоснование своих требований полагает, что перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, в котором указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Таким образом, в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства N 504, подлежит льготированию объект, код которого по ОКОФ содержится в данном Перечне, с учетом технологической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание".
Согласно Постановления Правительства N 504 от 30.09.2004 "линии энергопередачи" включают в себя линии электропередач и тепловые магистрали. Под линиями электропередач в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической безопасности электроустановок потребителей" понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии.
В соответствии с ГОСТ 19431-84, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электроподстанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние. С учетом ГОСТ 24291-90 линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Таким образом, законодатель связывает понятие "линии электропередач" с процессом передачи электроэнергии от источника к потребителю, при этом к оборудованию линий электропередач компетентный орган относит кабели, провода, инженерные конструкции, предназначенные для прокладки воздушных и кабельных линий.
Право на применение пониженной ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество вне зависимости также и от вида деятельности налогоплательщика.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, электроснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
Согласно статьи 5 Закона об электроэнергетике экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии и единая система оперативно-диспетчерского управления. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основаниям субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" представляет собой сложный инженерно-технический комплекс по производству (генерации) электрической энергии, перераспределению электроэнергии между линиями электропередач, передачи электроэнергии до сетей электроснабжения потребителей, обеспечение защит линий электропередач.
Для передачи выработанной электрической энергии от энергогенерирующего оборудования атомной станции до сетевой компании, в филиале имеются объекты собственного электросетевого хозяйства: кабельные линии электропередач, силовое оборудование, открытые распределительные устройства, трансформаторные подстанции, аппараты испытания диэлектриков, установки контроля и диагностики, сети надежного питания системы аварийного электроснабжения.
Электросетевое хозяйство филиала технологически нераздельно связано с линиями электропередач, которые не принадлежат акционерному обществу, но без которого невозможна дальнейшая передача электрической энергии до потребителя.
Именно наличие технологической связи между оборудованием, участвующем в передаче электроэнергии, указанном в Перечне N 504, утвержденном Правительством РФ, позволяет пользоваться пониженной ставкой в 2017 году при исчислении налога на имущество.
В Постановлении Правительства РФ N 504 нет указаний, на какие конкретно организации распространяется его действие (генерация, передача и т.д.). Главное условие - имущество должно быть на балансе организации и должно быть технологически связано с сетями по доставке электрической энергии конечным потребителям. Электрическая станция и сетевая организация являются технологически взаимосвязанными для доставки потребителям вырабатываемой электрической энергии, поскольку, как указано в пункте 5 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004, при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Министерство финансов РФ в письме от 14.05.2018 N 03-05-04-01/32171 разъяснило, что установленные пунктом 3 статьи 380 Кодекса ставки по налогу на имущество организаций применяются в отношении поименованных в Перечне N 504 объектов, относящихся к магистральным трубопроводам и к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой их технологической частью, вне зависимости от осуществления вида экономической деятельности или статуса организации.
Таким образом, право на применение пониженной ставки возникает у организации при одновременном соблюдении следующих условий:
- имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ;
- имущество поименовано в Перечне N 504, утвержденном Правительством Российской Федерации;
- имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
По мнению заявителя, все указанные условия им соблюдены и представлены все соответствующие доказательства.
Вместе с тем, апелляционная коллегия находит указанные выводы налогоплательщика ошибочными, исходя из следующего.
На основании статьи 373 НК РФ заявитель является плательщиком налога на имущество организаций.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании данных норм применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Исходя из изложенного, право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Согласно введению в ОКОФ, он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей, в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: - имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; - имущество поименовано в Перечне N 504; - имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета; - налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие применение льготы.
В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России", Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, Правилами устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России от 20.05.2003 N187, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, ГОСТ 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N1029, установлено, что к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N504, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Поскольку АО "Концерн Росэнергоатом" является собственником всех атомных станций России, то в отношении него в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" распространяются правила оптового рынка как для организации - владельца генерирующих мощностей, то есть законодательно закреплена деятельность только на производство электрической (тепловой) энергии.
С учетом изложенного, АО "Концерн Росэнергоатом" является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики, но не осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
Соответственно, все спорные объекты не относятся к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, а являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности АО "Концерн Росэнергоатом" и ПАО "ФСК ЕЭС", и в отношении данных объектов не могут быть применены положения пункта 11 статьи 381 и пункта 3 статьи 380 НК РФ.
Выводы Арбитражного суда Курской области подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2018 по делу N N А40-179979/18-20-4277 по заявлению АО "Концерн Росэнергоатом" о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, в котором также рассматривается вопрос о применении пониженных налоговых ставок по налогу на имущество, предусмотренных п. 3 ст. 380 НК РФ в отношении объектов, признанных соответствующими требованиям постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральными автомобильными дорогами общего пользования, магистральным трубопроводом, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектом".
Указанное решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2019, а жалобы АО "Концерн "Роснергоатом" оставлены без удовлетворения.
Определением от 09.01.2020 Верховный суд Российской Федерации отказал АО "Концерн "Росэнергоатом" в передаче кассационной жалобы по делу N А40-179979/18-20-4277 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, как отражено в оспариваемом решении, согласно представленного налогоплательщиком перечня имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов за 2015 г., 2016 г., 2017 г., объекты имущественной собственности модернизации, реконструкции ли перерегистрации по своей структуре, и назначению или по месту нахождения другого ответственного обособленного подразделения или головной организации в 2017 г. филиалом "Курская атомная станция" не подвергались.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности филиала общества "Концерн Росэнергоатом" является производство электроэнергии атомными электростанциями (код ОКВД - 40.10.13).
На основании п. 29 ГОСТ 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, атомная электростанция (АЭС) - электростанция, преобразующая энергию деления ядер атомов в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло.
Основная задача электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей - производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (энергопроизводство).
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в составе атомного энергопромышленного имущественного комплекса следует понимать совокупность недвижимого и иного движимого имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс в области использования атомной энергии.
Применение льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ должно производиться с учетом ограничений в осуществляемых видах деятельности и имуществе, которым вправе владеть субъекты электроэнергетики, установленных ст. 6 Федерального закона от 26.093.2003 N 36-ФЗ.
Из изложенного следует, что с учетом указанной специализации субъектов электроэнергетики спорная льгота установлена в интересах организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии (сетевых компаний) или лиц, владеющих объектами электросетевого хозяйства, но не генерирующих компаний, которым с учетом требований ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36- ФЗ владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, прямо запрещено.
С учетом указанных норм по существу все имущество, которым налогоплательщик обладает, используется им для осуществления именно этой хозяйственной функции. Атомные станции общества "Концерн Росэнергоатом" не могут иметь оборудование, осуществляющее передачу электрической (тепловой) энергии, а имеющиеся объекты основных средств, согласно Федерального закона от 21.11.1995 N 170-фз имеют свой жизненный цикл, который не предусматривает функцию энергопередачи, то есть не являются электросетевыми.
Доводы налогоплательщика о том, что Курская атомная станция представляет собой сложный инженерно-технологический комплекс по производству (генерации) электрической энергии, перераспределению электроэнергии между линиями электропередач, передачи электроэнергии до сетей электроснабжения потребителей, для чего в филиале имеются объекты собственного электросетевого хозяйства - кабельные линии электропередач, силовое оборудование, открытые распределительные устройства, трансформаторные подстанции, аппараты испытания диэлектриков, установки контроля и диагностики, сети надежного питания, системы аварийного электроснабжения, не могут служить доказательством обоснованности применения данной льготы, поскольку данные функции являются сопутствующими (вторичными) основной функции (функциональной принадлежности) указанных объектов - генерации мощности.
Налогоплательщиком доказательств того, что схема использования спорного имущества в 2017 изменилась по сравнению с 2013-2015, представлено не было.
Таким образом, Арбитражным судом Курской области правомерно сделан вывод о том, что АО "Концерн Росэнергоатом" является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
На основании вышеизложенного, в отношении спорных объектов имущества не могут быть применены положения пункта 3 статьи 380 НК РФ, соответственно, Курская атомная станция не имеет права пользоваться пониженной ставкой по налогу на имущество.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований налогоплательщика.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
С учетом положений статьи 333.21 НК РФ сумма государственной пошлины, уплаченная платежным поручением N 4601 от 16.06.2020, подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2020 по делу N А35-1982/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1982/2019
Истец: АО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала "Курская атомная станция"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 5 по Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4401/20
30.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3354/20
18.05.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1982/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-1982/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-1982/19