г. Чита |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А19-28066/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Барковской О.В., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
при участии в судебном заседании представителя ПАО "Иркутская энергосбытовая компания" по доверенности N 311 от 09.07.2018 Пановкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2020 по делу N А19-28066/2019 по исковому заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 3) к Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001122, ИНН 3808172165, адрес: 664022, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, д. 41) о взыскании 530 463 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области о взыскании убытков в размере 530 463 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2020 исковые требования Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом при вынесении решения допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, а также сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, на основании следующего. Выводы суда первой инстанции не основаны на надлежащих доказательствах о наличии безусловной причинно-следственной связи между убытками общества и действиями (бездействием) Министерства в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Помимо этого, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что недостижение показателей Программы в установленные сроки, лишило общество возможности в 2017 производить сбросы сточных вод содержащих загрязняющие вещества в соответствии с установленными нормативами.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Иркутской области от 3 сентября 2012 года N 480-пп утверждена долгосрочная целевая программа "Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС" на 2012 - 2013 годы (далее - Программа).
Целью Программы являлось выполнение отдельных мероприятий по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС, в частности решение экологических проблем, связанных с подготовкой зоны затопления (пункт 2 раздела 1 Программы).
Согласно подпункту 1 пункта 6 раздела 3 Программы, в план мероприятий по подготовке ложа Богучанской ГЭС к затоплению включалось выполнение отдельных мероприятий, входящих в состав технического проекта "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара", в том числе: Система водоотведения. Инвестиционный проект "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара".
В рамках данного мероприятия планировалось выполнить мероприятия по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск и реконструкцию участка напорного канализационного коллектора в п. Невон; 1) строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск намечено в г. Усть-Илимске в водоохранной зоне р. Ангары (200 м) и зоне влияния Богучанского водохранилища (до отметки 212,0 м) в районе ул. Заводская, где находится существующий русловой рассеивающий выпуск канализационно-очистных сооружений.
Основной причиной строительства нового руслового рассеивающего выпуска является изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища. Трасса проектируемого руслового рассеивающего выпуска начинается от существующего колодца К-105 и заканчивается подводным оголовком. Протяженность нового участка сбросного коллектора составляет 621,77 м, в том числе береговой части - 126,77 м, подводной - 495,0 м. 2) реконструкция участка напорного канализационного коллектора в п. Невон.
Общая протяженность напорного канализационного коллектора - 4,6 км. Протяженность участка реконструкции напорного канализационного коллектора составляет 200,0 м. Реконструкция участка напорного канализационного коллектора намечается в районе ул. Мичурина п. Невон Усть-Илимского района в водоохраной зоне р. Невонка (100 м) и зоне влияния Богучанского водохранилища (до отметки 212,0 м).
В рамках реконструкции запланирована перекладка в проектное подземное исполнение.
В соответствии с пп. 1.2.1. Приложения N 1 к Программе в качестве целевых показателей результативности указанного мероприятия установлено приведение к нормативным требованиям: - напорного коллектора в п. Невон; - канализационно-напорной станции в п. Невон; - выпуска канализационно-очистных сооружений в г. Усть-Илимске.
Согласно разделу 5 Программы "Механизм реализации программы и контроль за ходом ее реализации" в Программу включены мероприятия, входящие в состав Технического проекта. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации Программы, является министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство лесного комплекса Иркутской области; министерство культуры и архивов Иркутской области. Контроль за исполнением Программы возложен на министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
В иске истец указал, что до настоящего времени мероприятия, предусмотренные п. 6 раздела 3 Программы, в частности, строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимска, не выполнены.
ПАО "Иркутскэнерго" является гарантирующей организацией для центрального водоснабжения и водоотведения на территории города Усть-Илимска.
Участок системы водоотведения канализационно-очистных сооружений "Левый берег" эксплуатируется ПАО "Иркутскэнерго" с 11.11.2005 на основании договора аренды, с 22.12.2011 - на праве собственности.
Существующая схема очистных сооружений "Левый берег" не предусматривает очистку сточных вод от фосфатов.
В соответствии с действующим законодательством водопользователями, осуществляющими сброс сточных вод в водный объект, разрабатывается Проект нормативов допустимых сбросов (Проект НДС), который утверждается уполномоченными государственными органами, после чего выдается разрешение на сброс сточных вод.
Проект НДС, разработанный в соответствии с указанными в Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333, напрямую зависит от характеристик водного объекта и производственного процесса водопользователя, а также от состава принимаемых сточных вод абонентов.
Сброс сточных вод в водный объект (р. Ангара) осуществляется ПАО "Иркутскэнерго" на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26.12.2014 N 38-16.01.03.001-Р-РСВХ-С-2014-01832/00.
Данным решением установлены тип очистных сооружений, в том числе состав оборудования, проектная и фактическая производительность очистных сооружений, степень очистки сточных вод, утвержденные свойства сточных вод, норматив НДС. Кроме указанных сведений, решением установлены морфометрическая и гидрологическая характеристики водного объекта в месте сброса, качество воды в водном объекте в месте водопользования, перечень гидротехнических и иных сооружений на водном объекте. изменение характеристик водного объекта в месте водопользования (сброса сточных вод) повлечет изменение условий водопользования, предусмотренных разрешительными документами.
Заполнение ложа Богучанского водохранилища началось в мае 2012 года и завершилось в ноябре 2015 года.
После заполнения ложа Богучанского водохранилища р. Ангара, на водохозяйственном участке сброса сточных вод от канализационных очистных сооружений "Левый берег", перешла в режим водохранилища, скорость течения р. Ангара снизилась с 0,65 м/с в 2012 году от начала заполнения ложа Богучанского водохранилища до 0,22 м/с в 2015 году на момент заполнения ложа Богучанского водохранилища, то есть в 3 раза.
Действующие с 25.11.2015 нормативы допустимого сброса для ПАО "Иркутскэнерго" разработаны с учетом изменения условий водопользования (снижения скорости реки и ухудшения условий смешения сточных вод) и установлены намного жестче предыдущих.
Так, допустимая концентрация по фосфатам в 6,7 раза ниже ранее действовавшей, а норматив допустимого сброса составляет 3,895 т/год против ранее действовавшего норматива 26,28 т/год.
Согласно заключению специалиста - директора ООО НПФ "РЭП" Мисюркеева Ю.А., полученному ПАО "Иркутскэнерго" 28.06.2019, снижение допустимой концентрации по фосфатам напрямую связано с ухудшением водохозяйственной обстановки в месте выпуска сточных вод КОС левого берега, а именно со снижением скорости реки и ухудшением условий смешения сточных вод. Тем не менее, несмотря на изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища, технологическая схема работы очистных сооружений ПАО "Иркутскэнерго" не изменилась, существующая схема очистных сооружений "Левый берег" не предусматривает очистку сточных вод от фосфатов.
Именно для этой цели в Программу и было включено мероприятие по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимска, что подтверждается самой Программой. Задачей Программы является решение экологических проблем, связанных с подготовкой зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС.
В соответствии с Приложением N 1 к Программе в качестве целевого показателя решения данной задачи является приведение к нормативным требованиям выпуска канализационно-очистных сооружений в г. Усть-Илимске. Программой абсолютно четко сформулирована причина необходимости данного мероприятия - изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища. Именно для достижения нормативов допустимых сбросов ПАО "Иркутскэнерго" инвестиционным проектом "Зона затопления Богучанской ГЭС, Иркутская область. Система водоотведения" предусмотрены компенсационные мероприятия по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимска.
По итогам неоднократно проведенных Министерством совещаний, в том числе с участием представителей истца, установлено, что построенный рассеивающий выпуск сточных вод КОС левого берега является "неработоспособным", так как происходит излив на поверхность земли через колодец, находящийся на берегу реки Ангары (протокол совещания от 15.01.2016). В пункте 5 протокола от 15.01.2016 указано, что Проектом подтверждена необходимость реализации мероприятий по доочистке сточных вод на канализационных очистных сооружениях (КОС) левого берега, строительству канализационной насосной станции (КНС) для обеспечения требуемых скоростей на выпуске сточных вод, но в состав проекта объекты не включены. Невыполнение указанных мероприятий приводит к сверхлимитным сбросам загрязняющих веществ и сверхлимитным платежам ПАО "Иркутскэнерго" за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект р. Ангара, что в конечном итоге создает предпосылки для приостановления работы очистных сооружений.
Претензией N 518-23/5566 от 14.08.2019, направленной в адрес Министерства, истец предложил уплатить денежные средства в размере 530 463 руб. 08 коп., составляющие сверхлимитные платежи в 2017 году по сбросу сточных вод в водный объект (р. Ангара) с превышением допустимого сброса по фосфатам, из-за неисполнения Министерством обязанностей по обеспечению достижения целевых показателей государственной Программы.
В ответ на претензию Министерство письмом N 02-59-4234/19 от 10.09.2019 сообщило, что у Министерства отсутствуют расходные обязательства по возмещению убытков, понесенных ПАО "Иркутскэнерго" в связи с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017, 2018 годах, основания для перечисления денежных средств отсутствуют.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Иск обусловлен тем, что истец был вынужден заплатить 530 463 руб. 08 коп., за сверхлимитный сброс в 2017 году сточных вод в водный объект (р. Ангара) с превышением допустимого сброса по фосфатам.
На основании решения N 38-16.01.03.001-Р-РСВХ-С-2014-01832/00 о предоставлении водного объекта в пользование, выданного 26.12.2014 Министерством природных ресурсов Иркутской области и зарегистрированного в Енисейском бассейновом водном управлении, ПАО "Иркутскэнерго" осуществляется сброс сточных вод в водный объект р. Ангара с использованием водоотводящих сооружений, в том числе: Канализационные очистные сооружения левого берега (КОС левого берега города Усть-Илимска).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Иркутской области N 1890-од от 25.11.2015 ПАО "Иркутсэнерго", филиал Усть-Илимская ТЭЦ выдано разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивным веществ) и микроорганизмов в водные объекты (р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище), утвержденным на срок с 25.11.2015 по 04.02.2020 Енисейским бассейновым водным управлением.
В соответствии с Приложением к разрешению N 269 количество загрязняющих веществ (фосфат-анион (по Р)), допустимых к сбросу в р.Анагару по выпуску N 1 (ПАО "Иркутскэнерго" филиал Усть-Илимская ТЭЦ, КОС Левого берега) при среднем расходе сточных вод м3/час составляет 3,8950.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Согласно пункту 4 указанной нормы, при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В связи со сбросом истцом в 2017 в водный объект загрязняющих веществ в большем размере, чем установлено разрешением, истцом внесено дополнительно платы в размере 530 463 руб. 08 коп.
Согласно подпункту 1 пункта 6 раздела 3 Программы, в план мероприятий по подготовке ложа Богучанской ГЭС к затоплению включалось выполнение отдельных мероприятий, входящих в состав технического проекта "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара", в том числе: Система водоотведения. Инвестиционный проект "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара".
В рамках данного мероприятия планировалось выполнить мероприятия по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск и реконструкцию участка напорного канализационного коллектора в п. Невон;
1) строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск намечено в г. Усть-Илимске в водоохранной зоне р. Ангары (200 м) и зоне влияния Богучанского водохранилища (до отметки 212,0 м) в районе ул. Заводская, где находится существующий русловой рассеивающий выпуск канализационно-очистных сооружений.
Основной причиной строительства нового руслового рассеивающего выпуска является изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища. Трасса проектируемого руслового рассеивающего выпуска начинается от существующего колодца К-105 и заканчивается подводным оголовком.
Протяженность нового участка сбросного коллектора составляет 621,77 м, в том числе береговой части - 126,77 м, подводной - 495,0 м.
Согласно разделу 5 Программы "Механизм реализации программы и контроль за ходом ее реализации" в Программу включены мероприятия, входящие в состав Технического проекта. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации Программы, является министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство лесного комплекса Иркутской области; министерство культуры и архивов Иркутской области.
Контроль за исполнением Программы возложен на министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В качестве способа защиты права, нарушенного причинением вреда незаконными действиями (бездействиями) органов публичной власти, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет, в том числе, возмещение убытков.
В силу положений статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет их казны.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 16 названного Кодекса, выражается в незаконности действий или бездействия органов публичной власти.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ч.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч.2).
Целью этой целевой программы являлось выполнение отдельных мероприятий по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС, в частности решение экологических проблем (пункт 2 раздела 2 долгосрочной целевой программы).
В программу включены мероприятия, входящие в состав Технического проекта.
В рамках данных мероприятий в связи с изменением условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища планировалось строительство нового руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. УстьИлимск.
В соответствии с пунктом 1.2.1 приложения N 1 к целевой программе в качестве целевых показателей результативности названного мероприятия установлено приведение к нормативным требованиям выпуска канализационно-очистных сооружений в г. УстьИлимске.
Противоправность поведения Иркутской области в лице Министерства выражена в недостижении целевых показателей программы и в этой связи недостижения ожидаемых конечных результатов ее реализации.
Доказательств принятия мер для надлежащего исполнения обязательства по внесению соответствующих изменений в проектную документацию в части строительства канализационной насосной станции, явившейся основной причиной неработоспособности объекта, т.е. обязательств по контролю реализации целевой программы, ответчиком не представлено.
Таким образом, убытки истца размере 530 463 руб. 08 коп, связанные с необходимостью сброса загрязняющих веществ в большем размере, чем установлено разрешением, находятся в причинно-следственной связи с непринятием ответчиком должных мер по реализации целевой программы.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела н доказательств в обоснование своей позиции, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2020 по делу N А19-28066/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28066/2019
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области