Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2020 г. N Ф06-67125/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А55-33510/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" - представителя Фоминой Н.П. (доверенность от 04.03.2020),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - представитель не явился, извещено,
третьего лица: Томина Александра Владимировича (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2020 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2020 года по делу N А55-35510/2019 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский", г.Самара (ИНН 6312119500), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г.Самара, третье лицо: Томин Александр Владимирович, г. Самара,
об оспаривании постановления от 30.10.2019 N 10/199178/2307 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Самарский" (далее - ООО "Санаторий Самарский", заявитель, общество, санаторий) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области, административный орган) об отмене постановления от 30.10.2019 N 10/199178/2307 о назначении административного наказания по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Томин Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Санаторий Самарский" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие у него обязанности по предоставлению третьему лицу запрашиваемой Томиным А.В. информации об оказываемых услугах, поскольку Томин А.В. не является стороной по государственному контракту N 16 от 18.02.2019, заключенному ФСС Самарской области с ООО "Санаторий Самарский". Представление информации о медицинской услуге не является гражданско-правовым обязательством, а относится к публичной обязанности исполнителя, регламентируемой иными Законами.
В отзыве на апелляционную жалобу Томин Александр Владимирович просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Томин Александр Владимирович возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя и третьего лица, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Томин А.В. проходил санаторно-курортное лечение с 19.08.2019 по 08.09.2019 в ООО "Санаторий Самарский" по путевке, выданной филиалом N 7 ГУ СРО ФСС РФ (приказ N 346-В т 15.04.2019). Лечение Томина А.В. в санатории осуществлялось в рамках исполнения санаторием государственного контракта N 16 от 18.02.2019 "На оказание услуг по санаторно-курортному лечению застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в санаторно-курортных организациях, в том числе по путевкам" (далее - контракт), заключенного между ООО "Санаторий Самарский" и СРО ФСС Самарской области.
В Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение гражданина Томина А.В. (вх. от 17.09.2019 N 8904/ж), на основании которого в соответствии с распоряжением N 10/165 от 02.10.2019 Управлением была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Санаторий Самарский". По результатам проверки был составлен акт проверки N10/119160 от 15.10.2019.
Из обращения потребителя и акта проверки следует, что 19.08.2019 потребитель прибыл в санаторий и в 8:30 был принят лечащим врачом. Во время приема попросил лечащего врача ознакомить его с необходимой и достоверной информацией о медицинских услугах, входящих в стоимость путевки в соответствии с заболеванием, ознакомить с информацией о статусе самого лечащего врача, в 09:57 обратился к главному врачу санатория, устно попросил ознакомить с необходимой и достоверной информацией об исполнителе и услугах, входящих в стоимость путевки, из-за отсутствия данной информации в свободном доступе в санатории: у администраторов, в регистратуре, у лечащего врача и на стенах лечебного корпуса.
В связи с уклонением главного врача санатория о предоставлении запрошенной информации 21.08.2019 в 08:00 потребитель подал письменное заявление N 1 на имя главного врача санатория с требованием о незамедлительном ознакомлении его с информацией об исполнителе и его услугах. Однако данное требование потребителя в санатории до окончания лечения на 08.09.2019 так и не было удовлетворено. Ответ за исх. N 150 от 12.09.2019 на претензию представлен после оказания услуги.
В ходе проведения проверки 04.10.2019 был опрошен потребитель, который признан потерпевшим по делу об административном правонарушении. Из опроса потерпевшего следует, что он до сих пор не знает статуса - специальности лечащего врача Урусовой Ирины Ивановны, кабинет 403, согласно листу назначения, выданному 19.08.2019 в 09:57:56, в связи с чем не имеет возможности дальше защищать свои права за некачественно назначенные лечебные процедуры; не ознакомлен с лицензией и сертификатами соответствия обязательным требованиям национального стандарта, с перечнем медицинских услуг, входящих в стоимость путевки, с категорийностью (классификацией средства размещения), предусмотренной требованием ГОСТ.
Также обществу было выдано предписание N 10/190146 от 15.10.2019 об устранении выявленных нарушений, согласно которому было предписано обществу предоставить потребителю по путевке N 00279, выданной филиалом N 7 ГУ СРО ФСС РФ, необходимую и достоверную информацию об исполнителе и реализуемой услуге (о лицензии на осуществление медицинской деятельности, о квалификации лечащего врача, о перечне услуг, входящих в стоимость путевки по госконтракту).
Письмом исх. N 175 от 25.10.2019 санаторий сообщил административному органу об исполнении предписания N 10/190146 от 15.10.2019, о предоставлении потребителю указанной в предписании необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемой услуге (о лицензии на осуществление медицинской деятельности, о квалификации лечащего врача, о перечне услуг входящих в стоимость путевки по госконтракту), в подтверждение чего представил копию письма исх. N 173 от 22.10.2019 на 2-х листах с отметкой о получении Томиным А.В.
По данному фаату уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО "Санаторий Самарский" 23.10.2019 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением N 10/199178/12307 от 30.10.2019 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области (далее - постановление) ООО "Санаторий Самарский" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 5 000 рублей.
ООО "Санаторий Самарский" признано виновным в нарушении 28.08.2019 права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемой услуге, обеспечивающей возможность правильного выбора (о лицензии на осуществление медицинской деятельности, о квалификации лечащего врача, о перечне услуг, входящих в стоимость путевки по госконтракту), заявленного потребителем 21 августа 2019 года по путевке N 000279, выданной филиалом N 7 ГУ СРО ФСС РФ, что является нарушением ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1, Закон о защите прав потребителей), п. 11, 13, 14 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила N 1006).
Санаторий полагает, что Томину А.В. своевременно и доходчиво в день поступления в санаторий была разъяснена не только информация, предусмотренная ст. 10 Закона о защите прав потребителей, но и где он может ознакомиться с интересующей его информацией, изложенной в письменном виде, находящейся в свободном доступе. При этом, по мнению заявителя, по смыслу положений Закона о защите прав потребителей не предусмотрена обязанность исполнителя услуг предоставлять потребителю такую информацию в письменном виде или в виде копий данных документов.
Общество ссылается на то, что главный врач санатория Нижегородцева А.А., к которой обратился Томин А.В. за информацией, также сообщила, что его лечащим врачом назначена врач-терапевт Урусова И.И., процедуры лечащий врач обязан назначать не только в соответствии перечнем услуг по стандарту конкретного заболевания и с обязательным учетом состояния пациента во время приема (повышенное артериальное давление и т.п.). Несмотря на получение в полном объеме необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг, N лицензии и проч., Томин А.В., предъявляя необоснованные требования, не основанные на Законе, 21.08.2019 обратился к главному врачу "Санатория" с письменным заявлением в котором просил представить ему копию государственного контракта N 16 от 18.02.2019, заключенного между ООО "Санаторий Самарский" и ФСС Самарской области. Общество считает, что в соответствии с действующим законодательством обязанность предоставления санаторием информации о государственном контракте застрахованному лицу, который не является стороной контракта, не предусмотрена. Об этом Томину А.В. было сообщено лично.
Общество ссылается также на то, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Томину А.В. был предоставлен письменный ответ в срок 30 дней с даты его обращения (обращение Томина в виде заявления об ознакомлении получено 21.08.2019, ответ дан 12.09.2019).
При этом заявитель считает необоснованным доводы Управления о применении к спорным отношениям положений ст. 314 ГК РФ о семидневном сроке, представление информации о медицинской услуге не является гражданско-правовым обязательством, а относится к публичной обязанности исполнителя, регламентируемой иными Законами и правовыми актами.
Согласно утверждениям заявителя информация, предусмотренная ст. 10 Закона о защите прав потребителей об оказываемых ему услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора потребителем, была предоставлена Томину А.В. в полном объеме с соблюдением требований закона в надлежащий срок - незамедлительно, утверждения же Томина А.В. об обратном голословны.
Судом первой инстанции доводы заявителя с учетом совокупной оценки представленных в дело доказательств и установленных обстоятельств отклонены по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного здоровью, или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания осуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), согласно п. 1 ст.1 которого обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, устанавливается для социальной защиты застрахованных путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору.
Данный Федеральный закон в числе основных видов обеспечения по страхованию называет санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) (абзац шестой подпункта 3 пункта 1 статьи 8).
Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния; медицинская организация -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.
В пункте 5 статьи 10 данного закона указано, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Согласно части 3 статьи 40 Закона N 323-ФЗ санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 40 Закона N 323-ФЗ).
Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (часть 1 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона о защите прав потребителей (часть 8 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ застрахованный имеет право на обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений ст. 3 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 8).
Подпунктом "г" пункта 2 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, (далее - Положение N 286) установлено, что дополнительные расходы на медицинскую, социальную реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги включают в себя расходы на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного лица, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
В силу п. 4 Положения N 286 оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица производится страховщиком за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно п.50 Положения N 286 оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица путем выплаты денежных сумм застрахованному лицу страховщиком осуществляется почтовым переводом по месту жительства застрахованного лица либо перечислением их на лицевой счет застрахованного лица в кредитной организации, указанной в его заявлении.
Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица по договорам с организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими соответствующие услуги застрахованным лицам, осуществляется страховщиком в безналичном порядке путем перечисления средств с банковского счета страховщика на банковские счета указанных организаций (индивидуальных предпринимателей) (п. 51 Положения N 286).
Томиным А.В. как застрахованным лицом при получении на основании Закона N 125-ФЗ обеспечения по страхованию в размере 54600 руб. в виде оплаты конкретной путевки на санаторно-курортное лечение, по указанию страховщика были подписаны расходный кассовый ордер о и накладная, что свидетельствует о том, что Томин А.В. получил обеспечение по страхованию на медицинскую реабилитацию в виде безналичной денежной суммы в размере 54600 руб., что соответствует стоимости конкретной путевки на санаторное курортное лечение в ООО "Санаторий Самарский", выданной ему на руки по накладной.
В связи с этим Томин А.В. фактически стал покупателем, непосредственным конечным потребителем санаторно-курортных услуг по конкретной путевке, что свидетельствует о возмездной основе оказания медицинских услуг.
Вопреки доводам заявителя, в силу ст. 8 ГК РФ между застрахованным лицом, как потребителем, и заявителем, как исполнителем возникли правоотношения по предоставлению медицинских услуг на платной основе.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17).
В соответствии с разъяснениями пункта 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
В пункте 8 данного постановления даются разъяснения по поводу того, что права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.
Пунктом 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) товара, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) установлено ст. 8 и 10 Закона N 2300-1.
Согласно ст. 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и услуге влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, посягающие на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону рассматриваемого деяния составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с п. 14 Правил N 1006, при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.
В ходе проведения проверки 04.10.2019 был опрошен потребитель, который признан потерпевшим по делу об административном правонарушении. Из опроса потерпевшего следовало, что он до момента опроса не знал специальности лечащего врача, Урусовой Ирины Ивановны, кабинет 403, согласно листу назначения, выданному 19.08.2019, в связи с чем не имеет возможности дальше защищать свои права за некачественно назначенные лечебные процедуры; не ознакомлен с лицензией и сертификатами соответствия обязательным требованиям национального стандарта, с перечнем медицинских услуг, входящих в стоимость путевки, с категорийностью (классификацией средства размещения), предусмотренной требованием ГОСТ.
При проведении внеплановой выездной проверки ООО "Санаторий Самарский" Управлением установлено, что заявитель осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-63-01-003102 от 02.04.2015, выданной министерством здравоохранения Самарской области, копия которой размещена на информационном стенде "Уголок потребителя" на регистрационной стойке. Там же размещены сведения об образовании и квалификации врача Урусовой И.И. (врач-терапевт, сертификат специалиста "Медицинского университета "Реавиз"). На вывеске кабинета 3403 размещена информационная табличка "Врач ординатор Урусова Ирина Ивановна". Перечень услуг, входящих в стоимость путевки, указан в приложении N 4 к государственному контракту от 18.02.2019 N 16. Вместе с тем указанное не может означать наличие всех необходимых сведений на момент востребования их потребителем.
Из объяснений ООО "Санаторий Самарский" (исх. N 170 от 10.10.2019) и из представленных в дело доказательств следует, что 21.08.2019 в адрес заявителя от потребителя поступило заявление с просьбой ознакомить его с информацией об исполнителе и услугах. Рассмотрев указанное обращение, санаторий в письме за исх. N 150 от 12.09.2019 разъяснил, что согласно п. 2.3.10 контракта исполнитель обязан сохранять информацию служебного и частного характера, ставшую известной в ходе исполнения обязательств по контракту, в тайне, не разглашать третьим лицам конфиденциальную информацию (любую информацию служебного, технического, коммерческого, финансового, личного характера, а также информацию о персональных данных вне зависимости от формы ее представления, прямо или косвенно относящуюся к взаимоотношения сторон, не обнародованную или иным образом не переданную для свободного доступа и ставшую известной Исполнителю в ходе исполнения указанного контракта) и не использовать ее любым другим способом, а также предпринимать все необходимые меры для предотвращения конфиденциальной информации. Потребителю разъяснена возможность ознакомиться с положениями данного контракта и со стандартом санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани возможно в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru. Также, было разъяснено, что ознакомиться с лицензией на осуществление Заявителем медицинской деятельности возможно на стойке регистрации в службе размещения Заявителя, а также через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Информация о квалификации лечащего врача Урусовой И.И. расположена на входной двери ее рабочего кабинета, а также находится в открытом доступе на стенде "Уголок потребителя".
Вместе с тем, по смыслу ст. 10 Закона о защите прав потребителей, потребителю должна быть представлена необходимая и достоверная информация об исполнителе и реализуемых услугах, обеспечивающая возможность правильного выбора, в связи с чем потребитель потребовал незамедлительного предоставления информации, однако указанное выше письмо-ответ было составлено заявителем только 12.09.2019, то есть после оказания услуги, что не позволило обеспечить потребителю возможность правильного выбора.
Согласно ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. Таким образом, требование потребителя о предоставлении достоверной и необходимой информации, заявленное 21.08.2019, должно быть удовлетворено исполнителем не позднее 7-дневного срока.
Ссылка общества на необоснованность применения норм ст. 314 ГК РФ и Закона о защите прав потребителей в рассматриваемом случае к спорным правоотношениям по указанным выше основаниям отклонена судом первой инстанции в связи с неправильным истолкованием данных правовых норм.
К показаниям заслушанного судом свидетеля Нижегородцевой А.А., являющейся главным врачом санатория, о том, что вся необходимая информация о лечащем враче, лицензии общества на осуществление медицинской деятельности были незамедлительно доведены до сведения потребителя Томина и имелась в открытом доступе, суд первой инстанции отнёсся критически, поскольку данное лицо является в силу своего должностного положения заинтересованным лицом в результатах рассмотрения дела. Иными надлежащими доказательствами данное обстоятельство также не подтверждено.
Кроме того, из материалов дела прямо следует, что о перечне услуг, входящих в стоимость путевки по государственному контракту потребитель был ознакомлен только в порядке исполнения предписания административного органа, что не исключает в действиях общества события нарушения.
Ссылка на конфендициальность данной информации, отклонена судом первой инстанции как противоречащая закону и нарушающая права потребителя, гарантированные Законом о защите прав потребителей. Более того, текст контракта органом находился на специальном сайте госзакупок в открытом доступе, что свидетельствует об отсутствии в нем конфиденциальных сведений, тем более для непосредственных потребителей медицинских услуг.
Таким образом, заявителем нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемой услуге, обеспечивающей возможность правильного выбора (о лицензии на осуществление медицинской деятельности, о квалификации лечащего врача, о перечне услуг, входящих в стоимость путевки по государственному контракту), заявленное потребителем 21.08.2019 по путевке N 000279, выданной филиалом N 7 ГУ СРО ФСС РФ, что является нарушением ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 11,13,14 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N1006.
Факт наличия в действиях санатория события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств по делу.
Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что общество не отнеслось внимательно к обязанности по соблюдению правил и норм, установленных Законом о защите прав потребителей. Исходя из установленных судом обстоятельств, сомнений в виновности общества в совершении рассматриваемого правонарушения, которые могли бы трактоваться в его пользу, судом не установлено.
Таким образом, обществом совершено административное правонарушение, квалифицируемое по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в его действиях вопреки доводам заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем Исключительных обстоятельств в ходе рассмотрения не установлено. Кроме того, нарушение привело к ущемлению прав потребителя Томина А.В.
Суд первой инстанции не установил совокупности обстоятельств, предусмотренных для признания правонарушения малозначительным, и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, а также снижения штрафа в размере 5000 руб. ниже низшего предела согласно ст. 4.1 КоАП РФ не имеется ввиду отсутствия совокупности условий их применения с учетом обстоятельств дела.
Таким образом, при определении вида административного наказания, в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ Управлением учтён характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Существенных нарушений при производстве по делу об административной ответственности административным органом допущено не было. Общество надлежащим образом было извещено о месте и времени как составления протокола, так и рассмотрения дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции отказал.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у санатория обязанности по предоставлению третьему лицу запрашиваемой Томиным А.В. информации об оказываемых услугах, поскольку Томин А.В. не является стороной по государственному контракту N 16 от 18.02.2019, заключенному ФСС Самарской области с ООО "Санаторий Самарский", суд апелляционной инстанции отклоняет ввиду того, что Томин А.В. в отношениях с санаторием выступает потребителем оказываемой ему услуги, оказываемой на возмездной основе. При этом Томин А.В. как лицо, получающее медицинские услуги, имеет полное право на получение информации о медицинских услугах, которые подлежат предоставлению в соответствии с государственным контрактом, в рамках которого Томину А.В. эти услуги оказываются.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", согласно которым к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Как видно из материалов дела, Томин А.В. получил обеспечение по страхованию на медицинскую реабилитацию в виде безналичной денежной суммы 54 600 руб. на основании Закона N 125-ФЗ в виде оплаты путевки на санаторно-курортное лечение, в подтверждение чего представлены расходный кассовый ордер от 15.04.2019 и накладная N 100 от 15.04.2019, то есть ООО "Санаторий Самарский" оказывало Томину А.В. медицинские услуги на возмездной основе, а не бесплатно.
Ссылка на судебные акты по гражданскому делу N 2-4194/19 по иску Томина А.В. к ООО "Санаторий Самарский" о защите прав потребителей не может быть принята, поскольку рассмотренный в рамках данного гражданского дела иск Томина А.В. (о пресечении и (или) запрете недобросовестного осуществления ответчиком гражданских правоотношений и неправомерных действий в части представления потребителю Томину А.В. необходимой и достоверной информации об исполнителе-санатории и реализуемых им услугах, обязании предоставить необходимую и достоверную информацию, о выплате компенсации морального вреда и др.) заявлен по предмету, отличному от настоящего дела, в рамках которого оспаривается постановление административного органа о назначении административного наказания ООО "Санаторий Самарский" по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, соответственно круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела, не совпадает с делом, рассмотренным судами обей юрисдикции.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 02 июня 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2020 года по делу N А55-35510/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35510/2019
Истец: ООО "Санаторий Самарский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Третье лицо: Томин Александр Владимирович, ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Самарской области, Нижегородцева Александра Анатольевна, Урусова Ирина Ивановна