г.Москва |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А40-277606/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2020, принятое судьей О.Ю.Немовой (72-1947)
по делу N А40-277606/19
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: АО "Мособлгаз"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен; Платонова М.В. по дов. от 17.06.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее также - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление), оформленного в виде уведомления об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности от 15.04.2019 N 77/017/207/2018-3694.
Решением суда от 17.01.2020, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для отказа в государственной регистрации права собственности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представители заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя третьего лица, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - газопровод высокого и среднего давления и МРП-1000, протяженностью 1083-м, к.н. 77:18:0000000:36704, адрес объекта: г.Москва, п.Первомайское, д.Уварово, ул.Речная (далее также - объект).
15.01.2019 Управление Росреестра по Москве приостановило государственную регистрацию (уведомление от 15.01.2019 N 77/017/207/2018-3694) до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, до 15.04.2019.
В связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации, Управление Росреестра по Москве отказало заявителю в проведении испрашиваемых регистрационных действий в отношении спорного объекта (уведомление от 15.04.2019 N 77/017/207/2018-3694).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства имущественных отношений Московской области в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Министерством имущественных отношений Московской области требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу п.2 ч.2 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся, в частности, сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено названным Федеральным законом.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Так, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (п.2 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемого решения Управления Росреестра по Москве, отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение требований ч.3 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление Некоммерческого партнерства по газификации земельных участков "Уварово" (сторона инвестиционного контракта от 11.03.2011 N 19/187-1621-23/10-11) в Управление Росреестра по Москве не поступало.
Между тем, как разъяснено в п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", покупатель недвижимого имущества, которому данное имущество было передано во владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа заявитель представил регистрационному органу инвестиционный контракт от 11.03.2011 N 19/187-1621-23/10-11 (далее также - Инвестиционный контракт), заключенный между Министерством имущественных отношений Московской области, ГУП МО "Мособлгаз" (АО "Мособлгаз") и Некоммерческим партнерством по газификации земельных участков "Уварово" в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 348/20 "О капитальных вложениях физических и юридических лиц - потребителей природного газа в реконструкцию и развитие газораспределительной системы Московской области".
Согласно данному постановлению Правительства Московской области объекты газового хозяйства, созданные в порядке реализации инвестиционных контрактов, являются неотъемлемой частью газораспределительной системы Московской области и в установленном действующим законодательством порядке по окончанию их строительства подлежат передаче в государственную собственность Московской области.
В пункте 3.1 Инвестиционного контракта указано, что созданные в рамках реализации инвестиционного контракта объекты газового хозяйства подлежат по окончанию строительства передаче в собственность Московской области. При этом Инвестор (Некоммерческое партнерство по газификации земельных участков "Уварово") не имеет имущественных претензий в части компенсации денежных средств, затраченных им на создание объекта, указанного в п.2.1 контракта.
На основании п.3.3 Инвестиционного контракта оформление имущественных прав Московской области по результатам реализации проекта производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту на основании акта о результатах реализации Инвестиционного контракта.
Итогом реализации Инвестиционного контракта является подписание сторонами Акта реализации.
В рассматриваемом случае на государственную регистрацию заявителем представлен Акт реализации Инвестиционного контракта, подписанный всеми сторонами Инвестиционного контракта.
При этом необходимо отметить, что Некоммерческое партнерство по газификации земельных участков "Уварово", как установлено в рамках дела N А40-150933/14, уклонялось от подписания Акта реализации Инвестиционного контракта, который в итоге был подписан означенным лицом в ходе исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства N 33832/16/50024-ИП (постановление об окончании исполнительного производства от 20.01.2017).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Некоммерческое партнерство по газификации земельных участков "Уварово" прекратило свою деятельность 27.12.2017, то есть еще до обращения заявителя в Управление за государственной регистрацией права на спорный объект.
Поскольку Инвестиционный контракт был реализован, единственным препятствием для регистрации является ликвидация Некоммерческого партнерства по газификации земельных участков "Уварово".
Учитывая, что послужившие основанием для приостановления государственной регистрации обстоятельства объективно устранены быть не могут, оспариваемый отказ Управления лишает заявителя права на государственную регистрацию спорного объекта.
Ссылка Управления на необращение Министерства имущественных отношений Московской области и Некоммерческого партнерства по газификации земельных участков "Уварово" в регистрирующий орган до ликвидации последнего не свидетельствует о законности оспариваемого в рамках настоящего дела отказа в государственной регистрации права собственности.
При таких данных у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - газопровод высокого и среднего давления и МРП-1000, протяженностью 1083-м, к.н. 77:18:0000000:36704, расположенного по адресу: г.Москва, п.Первомайское, д.Уварово, ул.Речная (далее также - объект).
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления Росреестра по Москве от 29.07.2019 N 77/009/277/2019-468,469 об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Министерством имущественных отношений Московской области требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на спорный объект.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2020 по делу N А40-277606/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277606/2019
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: АО "МОСОБЛГАЗ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ