Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф05-18579/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А40-174588/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2020 по делу N А40-174588/19
по заявлению АО "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского"
к Департаменту городского имущества Москвы
третьи лица: 1. Москомархитектура; 2. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы; 3. Управление Росреестра по Москве
об оспаривании решения, обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
Третников Е.Г. по дов. от 20.07.2020, Филимонов А.А. по дов. от 16.10.2019; |
от заинтересованного лица: |
Алиева Х.Н.-К. по дов. от 25.12.2019; |
от третьих лиц: |
1. Дядюра В.А. по дов. от 29.05.2020; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (ответчик, Департамент) N 33-5-43045/19-(0)-1 от 17.04.2019 об отказе в согласовании межевого плана земельного участка по адресу: г. Москва, Нагорный пр., вл. 7, с кадастровым номером 77:05:0003001:1003, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского" путем оказания государственной услуги "Согласование межевого плана земельного участка".
Решением от 17.02.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и третьего лица (Москомархитектура) возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, общество является собственником земельного участка по адресу: г. Москва, Нагорный пр., вл. 7, кадастровый номер 77:05:0003001:1003.
11.04.2019 общество обратилось в Департамент с заявлением о согласовании межевого плана границ земельного участка. Межевой план земельного участка был подготовлен ООО "Геодезия и кадастр" в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади указанного земельного участка.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 17.04.2019 г., оформленного за N 33-5-43045/19-(0)-1 было отказано в согласовании межевого плана земельного участка. Отказ мотивирован пунктом 2.10.1.5. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование межевого плана границ земельного участка", а именно - местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов города Москвы.
Не согласившись с оспариваемым отказом Департамента, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Разделом 2.10 Административного регламента утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги по согласованию межевого плана границ земельного участка, к числе которых отнесено определение местоположения границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой плана, с нарушением прав и законных интересов города Москвы (пункт 2.10.1.5).
Из положений Постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" следует, что в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (пункт 1.2).
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;
В соответствии с пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Законом г. Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" земельные участки, границы которых пересекаются с земельным участком заявителя включен в перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети.
Земельный участок улично-дорожной сети города Москвы был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет во исполнение постановления Правительства Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" согласно красных линий градостроительного регулирования территорий общего пользования (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, конфигурация границ земельного участка улично-дорожной сети города Москвы (УДС) с кадастровым номером 77:05:0003001:26, с адресными ориентирами: Нагорный пр., вл. 7, в отношении которого подготовлен межевой план, необоснованно изменена, поскольку земельный участок УДС с кадастровым номером 77:05:0003001:26 включен в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный законом города Москвы от 21.03.2007 N 8.
Кроме того, в соответствии с решением Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Москомархитектуры, корректировка границ УДС с кадастровым номером 77:05:0003001:26 считается нецелесообразной.
В данном случае, в пределах земельных участков УДС расположена проезжая часть дороги, что указывает на невозможность устранения пересечений границ земельных участков в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года N 118-ПП.
Если местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов города Москвы, то данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" (п. 2.10.1.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка".
Согласно пункту 1.2 указанного выше постановления в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
Заявителем указанный порядок соблюден не был, вопрос об устранении пересечений границ земельных участков Градостроительно-земельной комиссией города Москвы не разрешался, доказательства обратного в материалах дела не имеются.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, план земельного участка в составе Договора аренды не подтверждает возникновение и согласование границ земельного участка до формирования земельного участка УДС.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что местоположение земельного участка общества в межевом плане определено с нарушением прав и законных интересов города Москвы.
Таким образом, оспариваемое решение Департамента является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 по делу N А40-174588/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174588/2019
Истец: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВАКУУМНОЙ ТЕХНИКИ ИМ. С.А. ВЕКШИНСКОГО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18579/20
29.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21730/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-174588/19
16.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-174588/19