г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А40-174588/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского" - Филимонова А.А. (представителя по доверенности от 16.10.2020),
от Департамента городского имущества Москвы - Горчаковой Е.А. (представителя по доверенности от 25.12.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился,
от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - извещен, представитель не явился,
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - извещен, представитель не явился,
рассмотрев 09.11.2020 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского"
на решение от 17.02.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 29.07.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-174588/2019
по заявлению акционерного общества "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского"
к Департаменту городского имущества Москвы
об оспаривании решения,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества Москвы (далее - департамент) о признании незаконным решения от 17.04.2019 N 33-5-43045/19-(0)-1 об отказе в согласовании межевого плана земельного участка по адресу: г. Москва, Нагорный пр., вл. 7, с кадастровым номером 77:05:0003001:1003; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем оказания государственной услуги "Согласование межевого плана земельного участка".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - комитет), Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - департамент транспорта).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель департамента возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество является собственником земельного участка по адресу: г. Москва, Нагорный пр., вл. 7, кадастровый номер 77:05:0003001:1003.
Общество 11.04.2019 обратилось в департамент с заявлением о согласовании межевого плана границ земельного участка, который был подготовлен ООО "Геодезия и кадастр" в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади указанного земельного участка.
Разделом 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Административный регламент), предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги по согласованию межевого плана границ земельного участка, к числе которых отнесено определение местоположения границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой плана, с нарушением прав и законных интересов города Москвы (пункт 2.10.1.5).
Решением департамента от 17.04.2019 N 33-5-43045/19-(0)-1 было отказано в согласовании межевого плана земельного участка на основании пункта 2.10.1.5 Административного регламента, а именно: местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов города Москвы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:1003, в отношении установления которых общество испрашивало согласование департамента, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:26 улично-дорожной сети города Москвы (далее - УДС), с адресными ориентирами: Нагорный пр., вл. 7, включенного в Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8.
Применив пункт 1.2 Постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (далее - Постановление N 118-ПП), суды приняли во внимание, что вопрос об устранении пересечений границ земельных участков Градостроительно-земельной комиссией города Москвы не разрешался.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
Согласно пункту 1.1 Постановления N 118-ПП департамент земельных ресурсов города Москвы передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС, в ряде случаев.
К таким случаям пункт 1.1.1 Постановления N 118-ПП относит наличие зарегистрированного права собственности юридических или физических лиц, Российской Федерации, города Москвы, иных субъектов Российской Федерации, иностранных государств на земельный участок, границы которого имеют пересечения с границами участка УДС, за исключением случаев, когда в пределах земельного участка, границы которого имеют пересечение с границами участка УДС, расположены части дорог (проезжих частей, трамвайных путей, тротуаров, обочин или разделительных полос).
Указывая на то, что в данном случае в пределах земельных участков УДС расположена проезжая часть дороги, суды не учли, что общество, по его доводам, заявляет права на часть земельного с кадастровым номером 77:05:0003001:26 (отнесенного к УДС), не занятую дорогой.
По доводам общества, спорная часть территории огорожена забором и находится в фактическом владении общества, и находилась у общества более 15 лет с тем же забором.
Между тем в материалы судебного дела в подтверждение данных доводов не представлены заявленный обществом межевой план (требования к которому устанавливаются статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), равно как и заключение кадастрового инженера.
Как следует из объяснений общества, обращение за подготовкой межевого плана и последующего обращения в департамент за согласование границ земельного участка было обусловлено тем, что в соответствии со сведениями ЕГРН границы земельного участка общества не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Департамент, как установили суды, считает не подлежащими согласованию заявленные обществом границы земельного участка, исходя из пункта 1.2 Постановления 118-ПП, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
При этом, как указали суды, в соответствии с решением департамента и комитета корректировка границ УДС с кадастровым номером 77:05:0003001:26 считается нецелесообразной.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае идет речь о наложении границ земельного участка общества на границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:26, и о разногласиях по вопросу их установления, возникших между обществом и департаментом.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в т.ч., иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении границ земельного участка.
Заявление об установлении границ земельного участка подлежит рассмотрению в порядке искового производства с участием всех заинтересованным лиц, привлеченных в соответствующем процессуальном статусе.
Итогом рассмотрения заявления об установлении границ земельного участка должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством).
Такое требование не было предметом рассмотрения по настоящему делу, в связи с чем общество не лишено возможности защищать свои права и законные интересы в рамках отдельного производства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А40-174588/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По доводам общества, спорная часть территории огорожена забором и находится в фактическом владении общества, и находилась у общества более 15 лет с тем же забором.
Между тем в материалы судебного дела в подтверждение данных доводов не представлены заявленный обществом межевой план (требования к которому устанавливаются статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), равно как и заключение кадастрового инженера.
...
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в т.ч., иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении границ земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф05-18579/20 по делу N А40-174588/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18579/20
29.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21730/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-174588/19
16.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-174588/19