г. Ессентуки |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А20-490/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тлепш" Кольченко В.В. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тлепш" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 по делу N А20-490/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось Министерство строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - заявитель, министерство, Минстрой КБР) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тлепш" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Тлепш") к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение в установленный срок предписания от 18.11.2019 N 124/19.
Заявленные требования мотивированы тем, что в бездействии Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением суда от 26.03.2020 требования Министерства строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики удовлетворены, общество с ограниченной ответственностью "Тлепш", привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 по делу N А20-490/2020 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления министерства.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа (распоряжения) Министерства строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2019 N 489/19 должностным лицом министерства проведена проверка ООО "Тлепш", в ходе которого выявлены нарушения требований градостроительного законодательства.
В связи с этим должностным лицом министерства 18.11.2018 выдано предписание N 124/19, согласно которому ООО "Тлепш" предписано устранить выявленные нарушения обязательных требований градостроительного законодательства на объекте капитального строительства по адресу: г. Терек, ул. Ленина, 57.
В период с 13.01.2020 по 28.01.2020 в отношении ООО "Тлепш" на основании распоряжения (приказ) от 25.12.2019 N 652/19 сотрудниками министерства проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от 18.11.2019 N124/19 об устранении нарушении выявленных при строительстве объекта капитального строительства "4-х этажный многоквартирный жилой дом N3", расположенного по адресу: КБР, г. Терек, ул. Ленина д. 57, со сроком исполнения до 20.12.2019.
В ходе проверки сотрудниками министерства выявлен факт невыполнения предписания, о чем составлен акт проверки N 12/20 от 28.01.2020.
Начальником отдела департамента государственного строительного надзора Минстроя КБР Гетигежевым Д.В. 11.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 07/20, которым неисполнение ООО "Тлепш" предписания от 18.11.2019 N 124/19 в установленный срок квалифицировано по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие представителя ООО "Тлепш".
Указанный протокол с материалами проверки направлены управлением в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении общества к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса.
В силу части 6 статьи 19.5 Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
При вынесении судебных актов суд пришел к выводу о доказанности факта неисполнения обществом в установленный срок требований законного предписания, вынесенного уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статья 19.5 Кодекса.
Вместе с тем, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.03.2019 N 823-О, и подлежащей применению в том числе к части 6 статьи 19.5 Кодекса, административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Таким образом, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса исчисляется по правилам, установленным статьей 4.5 Кодекса для правонарушений против порядка управления, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 307-ЭС19-6325.
Таким образом, поскольку срок исполнения спорного предписания был установлен до 20.12.2019, то на момент вынесения судом первой инстанции решения от 26.03.2020 срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса истек.
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2005 N 1487/05) при привлечении к административной ответственности арбитражным судом, момент вынесения постановления административного органа определен датой изготовления в полном объеме решения суда.
Поскольку решение в полном объеме изготовлено судом 26.03.2020, то привлечение общества к административной ответственности состоялось за пределами срока давности привлечения к ответственности.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении и в силу статьи 206 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требования о привлечении лица к административной ответственности.
На основании изложенного, в удовлетворении требования министерства о привлечении к административной ответственности общества по части 6 статьи 19.5 Кодекса следует отказать.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1, пункт 1 части 2 статьи 270 АПК РФ, а апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 по делу N А20-490/2020 отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционную жалобу ООО "Тлепш" удовлетворить.
В удовлетворении заявления Министерства строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-490/2020
Истец: Министерство строительства и дорожного хозяйства КБР
Ответчик: ООО "Тлепш"
Третье лицо: ООО "Тлепш"