г. Москва |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А40-341393/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2020 по делу N А40-341393/19
по заявлению АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов"
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - административный орган) от 23.12.2019 N 1 по делу N 05-07-19- 564-1.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2020 по делу N А40-341393/19 в удовлетворении требований АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" о признании незаконным постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 23.12.2019 N1 по делу N 05-07-19-564-1 отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и снизить размер штрафа до 50 000 рублей.
Через канцелярию суда поступили письменные пояснения административного органа. Суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить письменные пояснения на апелляционную жалобу к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела судом первой инстанции установлено, что срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания заявителем не пропущен.
Из материалов дела следует, что постановлением Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 23.12.2019 N 1 по делу N 05-07-19-564-1 АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" признано виновным в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.19.5 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд города Москвы.
Согласно п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно п.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции правильно установил, что срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Суд первой инстанции также установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КоАП РФ без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий.
Согласно п.24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также, надлежит иметь ввиду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Системный анализ положений ст.25.4 и ст.28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006 (вопрос N 18) - "Бюллетень Верховного Суда РФ" N 2 от 2010 года.
Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.2 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства" Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований Закона N 214-ФЗ.
Из материалов дела судом установлено, что Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в период с 07.10.2019 по 01.11.2019 на основании приказа от 04.10.2019 N 01-06-175/9 проведена внеплановая документарная проверка АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" на предмет соблюдения требований Закона N214-ФЗ при осуществлении строительства комплексной застройки территории в составе: жилого комплекса с отдельно стоящей наземно-подземной автостоянкой на 500 машиномест по адресу: Москва, ЗАО, район Тропарево-Никулино, ул. Никулинская, мкр.2А (далее - объект).
По результатам проверки АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" (акт проверки от 01.11.2019 N 73/19) установлено следующее.
В рамках реализации проекта по строительству объекта АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" оформлены правоустанавливающие документы на земельный участок: договор аренды земельного участка N М-07-505969 от 29.11.2002.
Обществу выдано разрешение на строительство N 77-207000-015197-2017 от 30.08.2017 (срок действия до 03.05.2021) и ЗОС N 77-13-94/8 от 22.02.2018. Таким образом, АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" в соответствии с п.1 ст.2 Закона N 214-ФЗ является застройщиком комплексной застройки территории в составе: жилого комплекса с отдельно стоящей наземно-подземной автостоянкой на 500 машиномест по адресу: Москва, ЗАО, район Тропарево-Никулино, ул. Никулинская, мкр.2А.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 N 366-ПП "О мерах по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства и (или) иных объектов недвижимости в городе Москве" (в ред. постановления Правительства Москвы от 17.11.2015 N 753-ПП) установлен перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с п.4 ч.6 ст.23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган наделен правом получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в адрес государственной регистрации АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" направлен запрос от 04.10.2019 N 77-21-2694/9 с приложением копии приказа о необходимости предоставления в Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса необходимых сведений и документов посредством ФГУП Почта России (почтовый идентификатор 12500940049367).
Согласно информации с официального сайта Почты России (отслеживание почтовых отправлений), письмо с указанным почтовым идентификатором получено адресатом 24.10.2019.
Также, 07.10.2019 копия запроса от 04.10.2019 N 77-21-2694/9 вручена представителю АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов", о чем свидетельствует подпись сотрудника АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" на копии запроса.
Документы и сведения согласно запросу от 04.10.2019 N 77-21-2694/9 представлены застройщиком в установленный срок 21.10.2019 (письмо от 21.10.2019 N 77-21-2694/9- 1) в полном объеме. Однако, по результатам проверки АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" (акт проверки от 01.11.2019 N 73/19) установлены нарушения:
- ч.ч.4,6 ст.19 п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214 - ФЗ, а именно АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" не внесло в проектную декларацию N 77-001135 сведения о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 1 квартал 2019 года (31.03.2019);
- ч.ч.4,6 ст.19, п.3.1 ч.1 ст.20 Закона N 214 - ФЗ, а именно АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" не внесены в проектную декларацию N 77-001135 и не опубликованы в ЕИСЖС на сайте www.наш.дом.рф сведения о бенефициарном владельце;
- ч.ч.4,6 ст.19, п.1 ч.1 ст.21 Закона N 214 - ФЗ, а именно: АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" не внесены в проектную декларацию N 77-001135 и не опубликованы в ЕИСЖС на сайте www.наш.дом.рф сведения о положительных заключениях экспертиз от 07.08.2019 N 77-1-1-3-020471-2019, от 08.10.2019 N 77-1-1-2-027104-2019.
Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства выдано предписание об устранении АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" нарушений требований Закона N 214-ФЗ от 01.11.2019 N 77-21-2953/9.
Указанное предписание получено 01.11.2019 представителем по доверенности Андреевым В.А. (доверенность от 07.06.2019 N 597), о чем свидетельствует подпись Андреева В.А. на оригинале предписания.
В соответствии с предписанием от 01.11.2019 N 77-21-2953/9 АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" предписано в срок до 20.11.2019 устранить вышеназванные нарушения, а именно:
- внести и опубликовать в проектную декларацию N 77-001135 сведения о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 1 квартал 2019 года (31.03.2019) и направить в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства информацию, подтверждающую внесение и публикацию указанных сведений;
- внести и опубликовать в проектную декларацию N 77-001135 сведения о бенефициарном владельце и направить в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства информацию, подтверждающую внесение и публикацию указанных сведений;
- внести и опубликовать в проектную декларацию N 77-001135 сведения о положительных заключениях экспертиз от 07.08.2019 N 77-1-1-3-020471-2019, от 08.10.2019 N 77-1-1-2-027104-2019 и направить в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства информацию, подтверждающую внесение и публикацию указанных сведений.
АО "УЭЗ" представлены в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства документы 21.11.2019 (вх. от 21.11.2019 N 77-21-2953/9-1, исх. N УЭЗ-Исх-7000/19 от 21.11.2019) во исполнение предписания от 01.11.2019 N 77-21-2953/9 АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" с нарушением установленного срока.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований Закона N 214-ФЗ от 01.11.2019 N77-21-2953/9 исполнено с нарушением установленного предписанием срока.
Ходатайств о продлении срока, установленного для исполнения предписания от 01.11.2019 N 77-21-2953/9 в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от застройщика не поступало.
Допустив вышеуказанное нарушение, АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на применение ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения судом отклоняется как необоснованная ввиду следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении застройщика к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Данные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, причиняют вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создают препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирных жилых домов (в том числе срока его окончания).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Никаких доказательств об исключительном характере обстоятельств совершения данного административного правонарушения представлено не было, в связи с чем оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В то же время, с учетом всех обстоятельств дела, АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" привлечено к ответственности с наложением штрафа в размере 100 000 руб., т.е. в минимальном размере санкции ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.5 КоАП РФ, доказан Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в полном объеме, в связи с чем, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом и в рамках процессуальных полномочий ответчика.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2020 по делу N А40-341393/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-341393/2019
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ МИКРОРАЙОНОВ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА