Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф09-6742/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А71-17703/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 января 2020 года по делу N А71-17703/2019, принятое судьей В.Н. Якушевым
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (ОГРН 1091841004617, ИНН 1841004975)
к Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (ОГРН 1161832058145, ИНН 1831178683)
о признании недействительными предписания от 25.07.2019 N 3-Ф и охранного обязательства от 25.07.2019 N 150 в части установленного срока, обязании продлить срок организации проведения ремонтно-реставрационных работ до 31 декабря 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство, ответчик) о признании недействительными предписания от 25.07.2019 N 3-Ф об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия, и охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы" от 25.07.2019 N 150 в части установленного срока, об обязании продлить срок организации проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия - "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы", установленный в предписании от 25.07.2019 N 3-Ф, до 31 декабря 2023 года, об обязании продлить срок организации проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия - "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы", установленный в охранном обязательстве от 25.07.2019 N 150 до 31 декабря 2023 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 января 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель приводит доводы о том, что предписание Агентства об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объектов культурного наследия от 25.07.2019 N 3-Ф и охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия от 25.07.2019 N 150 в части установленных сроков являются неисполнимыми в установленный в предписании срок, поскольку денежные средства для реставрации объекта не поступили, заявка находится на рассмотрении. В доведенных до Управления лимитах, необходимых для содержания и обслуживания объектов государственной казны Российской Федерации, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов денежные средства на проведение ремонтно-реставрационных работ не предусмотрены. Управлением предприняты все необходимые действия, направленные на выполнение мероприятий по исполнению охранного обязательства.
Заинтересованным лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 производство по рассмотрению указанной апелляционной жалобы приостановлено во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 года назначено судебное заседание для решения вопроса о возможности возобновления производства, а также проведения в этом же заседании судебного разбирательства по апелляционной жалобе на 29.07.2020 10.45.
29.07.2020 в судебном заседании апелляционный суд, установив, что единый период нерабочих дней, установленный Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, завершен 11 мая 2020 года, следовательно, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по апелляционной жалобе, устранены, возобновил производство по апелляционной жалобе в порядке ст. 145 - 147 АПК РФ, о чем внесено протокольное определение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объект культурного наследия федерального значения "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы", 1820, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, с. Зура, ул. Пролетарская, 20, кадастровый номер объекта 18-18-08/013/2010-375, находится в собственности Российской Федерации. Право собственности зарегистрировано 13.12.2010 (т. 2 л.д. 61).
Решением Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 06.06.2013 по делу N 2-354/2013 удовлетворено исковое заявление прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Удмуртской Республике, на Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом в лице МТУ Росимущества в Удмуртской Республике возложена обязанность оформить охранное обязательство с последующей государственной регистрацией обременения права собственности на "Здание этапной тюрьмы, где содержались декабристы во время следования в сибирскую ссылку", расположенное по адресу: Игринский район, с. Зура, ул. Пролетарская, 20 (т. 2 л.д. 58-64).
18.06.2013 представителем автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Центр по охране объектов культурного наследия" и представителем МТУ Росимущества в Удмуртской Республике проведен осмотр объекта культурного наследия в соответствии с данными технической инвентаризации, по результатам которого составлен акт технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории N 02-14/12-13 (т. 2 л.д. 37-40).
Согласно акту от 18.06.2013 общее состояние памятника аварийное, необходимо срочное проведение работ по сохранению. В целях сохранения объекта культурного наследия и создания нормальных условий для его использования пользователь обязан провести инженерно-техническое обследование состояния оснований, фундаментов и несущих конструкций в срок до 31.12.2014, разработать проект реставрации здания на основании историко-архивных и инженерно-технических исследований в срок до 31.12.2014, выполнить реставрационные работы в срок до 01.12.2015.
16.09.2013 МТУ Росимущества в Удмуртской Республике (собственник) выдало Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики (далее - Уполномоченный орган) охранное обязательство на объект культурного наследия федерального значения N 53, в соответствии с которым Управление приняло на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект, в том числе обеспечить неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, послужившими основанием для включения его в реестр и являющимися предметом охраны; содержать объект культурного наследия и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке; своевременно производить поддерживающий текущий ремонт, работы по сохранению объекта культурного наследия, немедленно извещать Уполномоченный орган о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб объекту культурного наследия, и своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего его разрушения или повреждения и по приведению его в порядок; выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия, проведение которых возлагается на собственника согласно акту технического состояния, являющегося неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства. Финансирование, организация и (или) выполнение собственником работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе консервация, реставрация, воссоздание, ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования или иных необходимых мероприятий производится собственником. Акт осмотра технического состояния составляется по инициативе Уполномоченного органа не реже чем один раз в пять лет (т. 2 л.д. 32-36).
Охранное обязательство согласовано Управлением Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу.
Акт технического состояния от 18.06.2013 N 02-14/12-13 является приложением к охранному обязательству от 16.09.2013 N 53.
В рамках реализации первого этапа работ в 2014 году Управление организовало разработку научно-проектной документации на реставрацию объекта культурного наследия (т. 2 л.д. 18-29).
Проект реставрации направлен Управлением в Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики письмом от 24.12.2015 N 01-11/6106 (вх. от 25.12.2015 N 3861) (т. 2 л.д. 54-55).
Согласно сводному сметному расчету строительства, представленному проектной организацией ООО "РИД" по результатам исполнения государственного контракта на выполнение работ по инженерно-техническому обследованию состояния оснований, фундаментов и несущих конструкций, разработке проекта реставрации данного объекта культурного наследия, стоимость работ составляет 20 832 930 рублей в ценах по состоянию на сентябрь 2014 года, что следует из письма Управления от 30.09.2016 N 01-11/3339 (получено Агентством 12.10.2016, вх. N 782/д). Из письма также следует, что проект реставрации проходит государственную историко-культурную экспертизу (т. 2 л.д. 51-52).
Письмом от 11.01.2017 N 005 Агентство просило Управление направить научно-проектную документацию для согласования. Отсутствие согласования проектной документации уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия препятствует подаче заявки на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте за счет средств, выделяемых в рамках Федеральной целевой программы "Культура России" (2012-2018 годы) на 2018 год (т. 2 л.д. 49-50).
18.04.2017 Управлением было получено от Агентства согласование проектной документации от 18.04.2017 N 01-08/081, выданное на основании акта государственной историко-культурной экспертизы (т. 2 л.д. 47-48).
Реставрационные работы в указанный в акте технического состояния от 18.06.2013 N 02-14/12-13 срок выполнены не были.
По результатам выезда, а также анализа имеющихся материалов и документов, в том числе фотофиксации, проведенной весной 2013 года, 18.09.2017 (т. 2 л.д. 16-17, 30-31) ответчиком было зафиксировано ухудшение состояния объекта культурного наследия.
27.06.2019 ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора и нормативно-правовой работы Агентства по результатам проведенного 27.06.2019 осмотра объекта культурного наследия составлен акт технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (здания, сооружения) от 27.06.2019, утвержденный 25.07.2019 руководителем Агентства (т. 2 л.д. 5-15).
Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (здания, сооружения) от 27.06.2019 общее состояние объекта аварийное, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ. Территория вокруг объекта культурного наследия не благоустроена. Объект отключен от всех инженерных коммуникаций. Состояние крыши аварийное. Наблюдаются провалы кровли. Цоколь по всему периметру имеет трещины и разломы. Отмостка отсутствует. Фиксируются биопоражения бревенчатых конструкций объекта, ветхость. Чердачное перекрытие провалилось. Полы в большинстве помещений отсутствуют или провалились. Общее состояние внутренних помещений аварийное. Оконные рамы отсутствуют. Оконные проемы и двери заколочены досками. Двери дополнительно закрыты на замок. Состояние дверей неудовлетворительное.
Приказом Агентства от 25.07.2019 N 151 на основании статьи 47.5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) доступ к объекту культурного наследия приостановлен, о чем в Управление направлено письмо от 29.07.2019 N 01-08/1447 (вх. от 29.07.2019) с приложением копии приказа (т. 2 л.д. 45).
Приказом Агентства от 25.07.2019 N 150 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Федерации, "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы" (регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 181510269960006) (т. 1 л.д. 8-12).
В соответствии с пунктом 13 охранного обязательства от 25.07.2019 N 150 требования к сохранению объекта культурного наследия предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ. Охранным обязательством от 25.07.2019 N 150 установлены следующие сроки и перечень работ по сохранению объекта культурного наследия: организовать проведение ремонтно-реставрационных работ в установленном статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ порядке в срок до 31 декабря 2020 года.
25.07.2019 оформлен паспорт объекта культурного наследия на здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы, как на памятник, относящийся к объектам культурного наследия федерального значения, регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 181510269960006, являющийся неотъемлемой частью охранного обязательства, о чем указано в охранном обязательстве (т. 1 л.д. 13-14, 8).
25.07.2019 Агентством Управлению выдано предписание N 3-Ф об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия (т. 1 л.д. 15).
Из предписания следует, что в ходе визуального осмотра, проведенного ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора и нормативно-правовой работы Агентства 25.06.2019, выявлены нарушения пунктов 1, 8 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, а именно: собственником объекта культурного наследия МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии, при содержании объекта культурного наследия допускается ухудшение состояния территории объекта культурного наследия. Территория не поддерживается в благоустроенном состоянии.
В соответствии со статьями 9.1, 11 Федерального закона N 73-ФЗ Управлению предписывается организовать работы по проведению ремонтно-реставрационных работ в установленном статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ порядке в срок до 31 декабря 2020 года.
Охранное обязательство и предписание от 25.07.2019 поступили в Управление 29.07.2019 (т. 1 л.д. 8).
МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области направлено письмо от 16.08.2019 N 01-11/5734 в Агентство с просьбой о продлении срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия до 31 декабря 2023 года в связи с тем, что денежные средства, запрошенные в Росимуществе письмом от 11.01.2019 N 01-11/67 в объеме 22 164 074 рублей для реставрации объекта культурного наследия федерального значения в рамках финансирования по ЦСР 381 03 99999 ВР 244 КНД 0900100, не поступили, заявка Агентства N 18-232632 "Реставрация объекта культурного наследия федерального значения "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы, 1820 г." (производственные работы), поданная в Министерство культуры Российской Федерации в рамках Государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317, на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, находится на рассмотрении. Также письмом от 24.07.2019 N 01-1/5150 Управление направило предложение филиалу ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по Приволжскому федеральному округу по вопросу передачи ему объекта культурного наследия федерального значения "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы, 1820 г.". Ответ Управлением не получен. В доведенных до Управления лимитах, необходимых для содержания и обслуживания объектов государственной казны Российской Федерации, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов денежные средства на проведение ремонтно-реставрационных работ не предусмотрены (т. 1 л.д. 16-20, 22-24).
Письмом от 11.09.2019 N 01-08/1782 Агентство отказало в продлении срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку продление срока проведения работ может привести к физической утрате объекта культурного наследия (т. 1 л.д. 21).
Не согласившись с охранным обязательством и предписанием в части установленного срока, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано Агентством в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных ему законом полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого предписания действующему законодательству и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В преамбуле названного Закона указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 2 статьи 10 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 4 статьи 11 Закона N 73-ФЗ).
Из буквального толкования вышеприведенных положений закона следует, что государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется не только в форме проверок юридических лиц, но и в других формах, к которым относятся мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность по систематическому наблюдению.
В силу пункта 3 статьи 11 Закона N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии Положением об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республике от 29.02.2016 N 74, Агентство является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия (подпункт 3 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ).
Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия, порядок выдачи и форма которого устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (пункт 7 статьи 11 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, агентство наделено полномочиями по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований с указанием сроков их нарушения.
Проверка проведена агентством в соответствии с требованиями законодательства. Нарушений при проведении проверки судом не установлено. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно статьей 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (пункт 1).
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Закона N 73-ФЗ).
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (40 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В соответствии с положениями статьи 47.1 Закона N 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пункт 4 части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ).
Объект культурного наследия "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы" включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия за номером 181510269960006 как памятник федерального значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 07.09.1976 N 495 "О дополнении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", находится в федеральной собственности.
В ходе осмотра уполномоченным должностным лицом на проведение контрольных мероприятий Макшаковой А.С., ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора и нормативно-правовой работы Агентства, по заданию от 25.06.2019 установлено, что объект культурного наследия не эксплуатируется. Территория вокруг объекта культурного наследия не благоустроена. Объект отключен от всех инженерных коммуникаций. Состояние крыши аварийное. Наблюдаются провалы кровли. Цоколь по всему периметру имеет трещины и разломы. Отмостка отсутствует. Фиксируются биопоражения бревенчатых конструкций объекта, ветхость. Чердачное перекрытие провалилось. Полы в большинстве помещений отсутствуют или провалились. Общее состояние внутренних помещений аварийное. Оконные рамы отсутствуют. Оконные проемы и двери заколочены досками. Двери дополнительно закрыты на замок. Состояние дверей неудовлетворительное. Общее состояние объекта аварийное, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании объекта культурного наследия, неосуществлении расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом состоянии, ухудшении состояния территории объекта культурного наследия, неисполнении обязанности поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, что предусмотрено статьей 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, в связи с чем Агентством обоснованно подготовлено и приказом от 25.07.2019 N 150 утверждено охранное обязательство, а также выдано предписание от 25.07.2019 N 3-Ф, в соответствии с которыми необходимо организовать работы по проведению ремонтно-реставрационных работ в установленном статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ порядке в срок до 31 декабря 2020 года.
Факт выявленных нарушений заявителем не опровергнут ни в суде первой инстанции, ни с апелляционной жалобой, возражения на акты технического состояния не представлены. Доказательств исполнения обязанностей по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, возложенных пунктом 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, а также пунктом 6 раздела 3 Охранного обязательства, администрацией не представлены.
Доводы заявителя о неисполнимости охранного обязательства и предписания, отклоняются апелляционным судом, так как заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих неисполнимость предписания и охранного обязательства в установленный срок - до 31.12.2020, который на момент рассмотрения дела не наступил.
В соответствии с пунктом 1 статьи. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Между тем, в рассматриваемом деле неисполнение предписания приведет к значительному ухудшению технического состояния объекта культурного наследия.
Значительность сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ, определенная по результатам проведения проектных работ, не может являться основанием для освобождения собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, от исполнения конституционной обязанности по его сохранению и содержанию.
Таким образом, срок, на который ссылается заявитель для организации проведения ремонтно-реставрационных работ - до 31.12.2023 года не представляется возможным в связи с угрозой утраты объекта культурного наследия.
С учетом изложенных обстоятельств, предписание Агентства, вынесенное в отношении Управления соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на иную оценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 января 2020 года по делу N А71-17703/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-17703/2019
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области
Ответчик: Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики