г. Москва |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А40-53648/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ТСЖ "ПАНОРАМА" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.05.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-53648/20 (21-386) судьи Гилаева Д.А.
по исковому заявлению ТСЖ "ПАНОРАМА"
к ИФНС России N 3 по г. Москве
о признании незаконным постановления,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "ПАНОРАМА" (далее - товарищество, организация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России N 3 по г.Москве (далее - налоговый орган, инспекция) от 04.03.2020 N 020226 о привлечении к административной ответственности по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 26.05.2020, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.
Инспекцией представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд изучив материалы дела, доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением о назначении административного наказания 04.03.2020 N 020226, вынесенное ИФНС России N3 по г.Москве, ТСЖ "ПАНОРАМА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным инспекцией постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.2 ст.208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объёме.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что вопреки доводам положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком не пропущен.
Согласно ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с ч.7 ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 утверждены Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила N 819).
Из материалов дела видно, инспекцией в ходе проведенной проверки установлено, что между резидентом - ТСЖ "Панорама" и компанией-нерезидентом - "Ланолин Трейдинг Энд Инвестментс Лимитед" (Кипр) заключен договор N 12/2013-1 от 06.12.2013 на оказание услуг.
Товарищество оформило в паспорт АКБ "Абсолют банк" сделки от 14.09.2018 N 14030001/2706/0002/3/1.
В связи с исполнением обязательств по данному договору нерезидентом - "Ланолин Трейдинг Энд Инвестментс Лимитед" (Кипр) 13.09.2018 на счет N 40703810400000000692 ТСЖ "Панорама", открытый в АКБ "Абсолют банк" произведены следующие зачисления: 222 537 руб. 39 коп. за услуги по обеспечению тепла и водоснабжению (N 145); 471 626 руб. 63 коп. за услуги по эксплуатации инженерных систем и парковочных мест (N 146).
Согласно п.2.23 Инструкции Банка России от 16.08,2017 N 181-И, введенной в действие с 01.03.2018, что при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Сведения, связанные с проведением операций от 13.09.2018 по зачислению на счет N 40703810400000000692 сумм в размере 222 537 руб. 39 коп. и 471 626 руб. 63 коп. (оплата по договору от 06.12.2013 N 12/2013-1) ТСЖ "Панорама" должна была представить в уполномоченный банк не позднее 04.10.2018.
Между тем, фактически документы представлены в уполномоченный банк 13.09.2019, то есть с нарушением установленного срока более чем на 30 дней.
Следовательно, 05.10.2018 Заявителем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП.
В силу ч.4 ст.5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В силу п.19.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N181-И) с 01.03.2018 вступила в силу Инструкция N 181-И.
Вместе с тем, на момент возникновения спорных отношений, связных с зачислением 13.09.2018 на счет ТСЖ "Панорама" денежных средств в размере 222 537 руб. 39 коп. и 471 626 руб. 63 коп. по договору от 06.12.2013 N 12/2013-1 действовала Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И.
Товариществом не оспаривается, что в установленный срок (не позднее 04.10.2018) не представило в уполномоченный банк сведения о данном зачислении 13.09.2018 на свой расчетный счет за оказанные услуги по договору N 12/2013-1 от 06.12.2013.
Вместе с этим, положениями п.2.23 Инструкции N 181-И установлено, что при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком, резидент должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Поскольку операция на суммы 222 537 руб. 39 коп. и 471 626 руб. 63 коп. проведена 13.09.2018, документы, связанные с проведенной операцией подлежали представлению в уполномоченный банк не позднее 04.10.2018 (включительно).
Однако в нарушение требований валютного законодательства ТСЖ "Панорама" 06.03.2019 представило в АКБ "Абсолют банк" документы и информацию, связанные с проведением операции от 13.09,2018 на суммы 222 537 руб. 39 коп. и 471 626 руб. 63 коп., то есть с нарушением срока более чем на 30 рабочих дней.
Вопреки доводам товарищества, инспекция в рамках административного производства обществу не вменялось нарушение срока представления справки о валютной операции. Товарищество постановлением от 04.03.2020 N 020226 привлечено к административной ответственности только за нарушение срока представления в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций.
Положения п.2.23 Инструкции N 181-И, содержит аналогичные требования, что и п.3.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И (утратила силу с 01.03.2018), кроме того Инструкция N 181-И не исключила обязанность и сроки представления резидентами документов и информации при совершении валютных операций.
Согласно п.5.7.2 Инструкции N 181-И при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента, открытый в банке УК, - не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК.
В связи с чем, Инструкцией N 181-И изменена форма информирования банка, но не исключена соответствующая обязанность по информированию, которая не была исполнена ТСЖ "Панорама" в установленный срок.
Вместе с тем, ссылка товарищества на письмо АКБ "Абсолют банк" от 27.02.2018 несостоятельна, поскольку данное письмо не свидетельствует об исполнении обязанности по представлению документов, связанных с проведением операции по зачислению денежных средств на счет от 13.09.2018, поскольку оно носит информационный характер, также и не является нормативным документом.
В этой связи, налоговым органом правомерно установлено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
В связи с выявленным нарушением п.2.23 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, в присутствии представителя ТСЖ "Панорама" Володяевой И.В. составлен протокол от 20.02.2020 N 7703020226 об административном правонарушении.
В протоколе отражены вышеперечисленные обстоятельства и сделан вывод, что 05.10.2018 нарушен нормативный акт: п.2.23 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Рассмотрение дела было назначено на 04.03.2020 в 15 часов 00 минут, о чем ТСЖ "Панорама" уведомлено через своего представителя Володяевой И.В., а также уведомление от 21.02.2020 N 22-08/010584 о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлено по ТКС в адрес Заявителя, которое получено 25.02.2020.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, при рассмотрении материалов проверок не представлено.
Таким образом, имеющиеся в материалах дел документы свидетельствуют о наличии в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
При названных обстоятельствах товарищество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.
Ввиду изложенного, требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 инспекцией не допущено.
Доказательств, подтверждающих, что товарищество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При таких обстоятельствах, в деянии заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Совершенное административное правонарушение влияет на осуществление государством своих функций по валютному контролю.
При вынесении обжалуемого постановления налоговым органом не выявлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии угрозы государственным и общественным интересам.
Правонарушение может быть признано малозначительным только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем, при наличии вины в совершении административного правонарушения, разрешая вопрос о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ, при вынесении постановления следует учитывать, что правонарушения, предусмотренные ст.15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Таким образом, оснований для применения ст.2.9 АПК РФ не имеется.
При названных обстоятельствах общество обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 40 000 руб. При доказанности в деяниях Заявителя всех элементов совершенного им правонарушения, для применения к нему мер административного реагирования не имеют правового значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности.
Состав правонарушения, предусмотренный ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения соответствующих требований действующего законодательства.
В связи с этим, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может проявляться не в причинении какого-либо ущерба, а в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей в сфере валютного регулирования.
Характер совершенного правонарушения, в частности, непредставление в налоговый орган по месту учета отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, свидетельствует о пренебрежительном отношении налогоплательщика к исполнению установленных валютным законодательством обязанностей.
Исключительных обстоятельств, объективно повлиявших на совершение заявителем неправомерного деяния, не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2020 по делу N А40-53648/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53648/2020
Истец: ТСЖ "ПАНОРАМА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 3 ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ