город Москва |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А40-53648/2020-21-386 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ТСЖ "Панорама"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2020 г.,
по делу N А40-53648/2020-21-386
по заявлению Товарищества собственников жилья "Панорама"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 020226 от 04 марта 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по городу Москве (далее - ИФНС России N 3 по городу Москве, налоговый орган) в отношении товарищества собственников жилья "Панорама" (далее - ТСЖ "Панорама", товарищество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой установлены нарушения Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция), выразившиеся в нарушении установленных сроков предоставления документов, связанных с проведенной валютной операцией более чем на тридцать дней.
Так, налоговым органом установлено, что 06 декабря 2013 г. ТСЖ "Панорама" заключило с нерезидентом - Компанией "Ланолин Трейдинг Энд Инвестментс Лимитед" (Кипр) договор на оказание услуг N 12/2013-1.
На основании вышеуказанного договора товариществом 14 сентября 2018 г. в банке АКБ "Абсолют банк" был оформлен паспорт сделки N 14030001/2706/0002/3/1.
Во исполнение нерезидентом - Компанией "Ланолин Трейдинг Энд Инвестментс Лимитед" (Кипр) обязательств по вышеуказанному данному договору ТСЖ "Панорама" 13 сентября 2018 г. на счет N 40703810400000000692, открытый в банке АКБ "Абсолют банк", произведены следующие зачисления: 222 537 руб. 39 коп. за услуги по обеспечению тепла и водоснабжению (N 145) и 471 626 руб. 63 коп. за услуги по эксплуатации инженерных систем и парковочных мест (N 146).
Сведения, связанные с проведением операций от 13 сентября 2018 г. по зачислению на счет N 40703810400000000692 сумм в размере 222 537 руб. 39 коп. и 471 626 руб. 63 коп. (оплата по договору от 06 декабря 2013 г. N 12/2013-1), ТСЖ "Панорама" должно было представить в уполномоченный банк не позднее 04 октября 2018 г.
Между тем, фактически документы были представлены в уполномоченный банк товариществом лишь 06 марта 2019 г., то есть с нарушением установленного срока более чем на 30 дней.
На основании полученных данных 20 февраля 2020 г. в отношении ТСЖ "Панорама" был составлен протокол об административном правонарушении N 7703020226, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением ИФНС России N 3 по городу Москве от 04 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении N 020226 ТСЖ "Панорама" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 40 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ТСЖ "Панорама" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 3 по городу Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Панорама" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку товариществом были предприняты все необходимые меры для предоставления в уполномоченный банк документов в установленный законом срок.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 3 по городу Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании).
Частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией.
В соответствии с пунктом 2.23 Инструкции при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
С 01 марта 2018 г. Инструкция N 138-И от 04 июня 2012 г. утратила силу в связи с принятием Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
При этом Инструкция N 181-И не исключила обязанность и срок представления резидентами справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов по контрактам (пункт 8.2.2 Инструкции N 181-И).
Действия, связанные с нарушением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 6.3 статьей 15.25 КоАП РФ, поскольку товарищество не обеспечило выполнение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и Инструкции, не представило в уполномоченный банк документы и информацию, связанную с зачислением валюты Российской Федерации в установленный законом срок, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Вина ТСЖ "Панорама" в совершении административного правонарушения установлена.
Лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.
При принятии обязательств по контракту ТСЖ "Панорама" не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ТСЖ "Панорама" указывает на что то, что им были предприняты все зависящие меры по соблюдению сроков предоставления в уполномоченный банк необходимых документов, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку факт предоставления обществом в уполномоченный банк документов с нарушением установленного законом срока подтвержден материалами административного дела.
Довод ТСЖ "Панорама" о неустановлении судами даты совершения административного правонарушения, поскольку из оспариваемых судебных актах следует, что дата подачи документов 13 сентября 2019 г., в то время как в постановлении налогового органа содержится дата - 06 марта 2019 г., подлежит отклонению, поскольку является опечаткой и подлежит исправлению в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, документы и информация, связанные с зачислением валюты Российской Федерации были представлены товариществом в уполномоченный банк 06 марта 2019 г.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2020 г. по делу N А40-53648/2020-21-386 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Панорама" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 6.3 статьей 15.25 КоАП РФ, поскольку товарищество не обеспечило выполнение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и Инструкции, не представило в уполномоченный банк документы и информацию, связанную с зачислением валюты Российской Федерации в установленный законом срок, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф05-14529/20 по делу N А40-53648/2020