город Воронеж |
|
3 августа 2020 г. |
Дело N А14-5605/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 августа 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песнина Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Эйнсоф" (ОГРН 1043600172780, ИНН 3666118723, далее - ООО "Эйнсоф" или заявитель):
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440, далее - Территориальное управление, Управление):
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134):
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: |
Амелехина Ю.В., представитель по доверенности от 07.05.2018,
Малютина И.А., представитель по доверенности от 16.04.2020;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2020 по делу N А14-5605/2013, принятое по заявлению ООО "Эйнсоф" к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2019 N 544/2019, о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков от 23.01.2013 N ВШ6/468,
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эйнсоф" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков от 23.01.2013 N ВШ6/468.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФА по управлению государственным имуществом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2013 отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, выраженный в письме от 23.01.2013 г. N ВШ-6/468, в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0545001:34 площадью 17583 кв.м.; 36:34:0545001:33 площадью 12689 кв.м.; 36:34:0545001:32 площадью 11488 кв.м., расположенных по адресу: г.Воронеж ул.Острогожская, д,164, признан незаконным, как несоответствующий статье 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной 3 ответственностью "Эйнсоф" ОГРН 1043600172780, ИНН 3666118723 путем совершения всех необходимых действий по предоставлению в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0545001:34 площадью 17583 кв.м.; 36:34:0545001:33 площадью 12689 кв.м.; 36:34:0545001:32 площадью 11488 кв.м., расположенных по адресу: г.Воронеж ул.Острогожская, д,164 в срок не позднее тридцати дней с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2013 оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2014 решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2013 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 оставлены без изменения.
ООО "Эйнсоф" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.05.2014 решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2013 по делу N А14-5605/2013 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.05.2014 по делу N А14-5605/2013 оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12.11.2014 решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу NА14-5605/2013 оставлены без изменения.
В ходе повторного рассмотрения настоящего дела 10.02.2020 заявитель уточнил требования, просил суд признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, выраженный в письме от 23.01.2013 г. N ВШ-6/468, в приватизации земельных участков, расположенных по адресу: г. Воронеж ул. Острогожская, д. 164, с кадастровыми номерами: - в настоящий момент 36:34:0545001:1819 (ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:34), площадью 17583 кв.м.; - в настоящий момент 36:34:0545001:535 (ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:33) площадью 12689 кв.м.; - в настоящий момент 36:34:0545001:5961 (ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:32) площадью 11488 кв.м., как несоответствующий статье 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Эйнсоф" (ОГРН 1043600172780, ИНН 3666118723) путем совершения всех необходимых действий по предоставлению в собственность заявителю, на условиях, изложенных в заявлении о выкупе земельных участков от 27.04.2011 г, следующих земельных участков: - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты незавершенного строительства производственного назначения, общая площадь 17 583 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Острогожская, участок 164, кадастровый (условный) номер 36:34:0545001:1819, возникший в результате исполнения Решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2014 г по делу N А14-4056/2014, который расположен в границах, преобразованного ранее земельного участка с кадастровым номером 36:34:0545001:34. - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты незавершенного строительства производственного назначения, общая площадь 12 689 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Острогожская, участок 164, кадастровый (условный) номер 36:34:0545001:535, возникший в результате исполнения Решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2014 г по делу N А14-4058/2014, который расположен в границах, преобразованного земельного участка с кадастровым номером 36:34:0545001:33; - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты незавершенного строительства производственного назначения, общая площадь 11 488 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Острогожская, участок 164, кадастровый (условный) номер 10 36:34:0545001:5961, возникший в результате исполнения Решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2014 г по делу N А14-4057/2014, который расположен в границах, преобразованного ранее земельного участка с кадастровым номером 36:34:0545001:32.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2020 по делу N А14-5605/2013 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, выраженный в письме от 23.01.2013 г. N ВШ-6/468, в приватизации земельных участков, расположенных по адресу: г. Воронеж ул. Острогожская, д. 164, с кадастровыми номерами: в настоящий момент 36:34:0545001:1819 (ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:34), площадью 17583 кв.м.; в настоящий момент 36:34:0545001:535 (ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:33) площадью 12689 кв.м.; в настоящий момент 36:34:0545001:5961 (ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:32) площадью 11488 кв.м.
На ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области возложена устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Эйнсоф" (ОГРН 1043600172780, ИНН 3666118723) путем совершения всех необходимых действий по предоставлению в собственность заявителю, на условиях, изложенных в заявлении о выкупе земельных участков от 27.04.2011 г, следующих земельных участков:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты незавершенного строительства производственного назначения, общая площадь 17 583 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Острогожская, участок 164, кадастровый (условный) номер 36:34:0545001:1819, возникший в результате исполнения Решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2014 г по делу N А14-4056/2014, который расположен в границах, преобразованного ранее земельного участка с кадастровым номером 36:34:0545001:34;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты незавершенного строительства производственного назначения, общая площадь 12 689 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Острогожская, участок 164, кадастровый (условный) номер 36:34:0545001:535, возникший в результате исполнения Решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2014 г по делу N А14-4058/2014, который расположен в границах, преобразованного земельного участка с кадастровым номером 36:34:0545001:33;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты незавершенного строительства производственного назначения, общая площадь 11 488 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Острогожская, участок 164, кадастровый (условный) номер 36:34:0545001:5961, возникший в результате исполнения Решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2014 г по делу N А14-4057/2014, который расположен в границах, преобразованного ранее земельного участка с кадастровым номером 36:34:0545001:32..
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 16.08.2004 N 1237 Воронежскому механическому заводу был предоставлен земельный участок площадью 83 938 кв.м. фактически занимаемый объектами незавершенного строительства по адресу г.Воронеж ул. Острогожская,164.
Земельный участок прошел кадастровый учет. ООО "Эйнсоф" приобрело по договору купли-продажи от 09.06.2005, заключенному между заявителем и ООО "Ассоциация независимой торговли", ранее принадлежавшие ФГУП Воронежский механический завод" объекты недвижимости - незавершенные строительством объекты, расположенные на земельном участке по адресу: г.Воронеж,ул.Острогожская,164, инвентарный номер 7529, литеры А,В.
ООО "Эйнсоф" в установленном порядке произвело регистрацию права собственности на приобретенные объекты недвижимости, что подтверждается прилагаемыми копиями свидетельств о государственной регистрации права от 08.07.2005.
В соответствии с пунктом 1.2 договора купли-продажи от 09.06.2005 объектов недвижимости ООО "Эйнсоф" приобрел объекты незавершенные строительством, расположенные на земельном участке площадью 83 938 кв.м.
С целью реализации своих прав на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, ООО "Эйнсоф" обратилось в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением об установлении и утверждении проекта границ земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости принадлежащие ему на праве собственности и который необходим для их дальнейшего, использования с целью окончания незавершенных строительством объектов.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 04.07.2007 N 1006 были утверждены проекты границ земельных участков площадью соответственно 17 583 кв.м., 12689 кв.м., 11488 кв.м., расположенных по адресу г.Воронеж,ул.Острогожская,164.
Проект постановления был согласован с руководителем ФГУП "Воронежский механический завод" без замечаний. Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2008 по делу N А14-571/2008 за ООО "Эйнсоф" признано исключительное право на приобретение в собственность земельных участков площадью 17583 кв.м., 12689 кв.м., 11488 кв.м., расположенных по адресу :г.Воронеж, ул. Острогожская, 164 согласно проекту границ, утвержденному постановлением Главы администрации городского округа город Воронеж от 04.07.07 N 1006 участки согласно схеме контур 1,контур 2 и контур 3. Решение от 07.11.2008 по делу N А14-571/2008 вступило в законную силу.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
27.04.2011 и повторно 15.12.2011 ООО "Эйнсоф" обращалось в ТУ ФАУГИ Воронежской области с заявлением о приватизации земельных участков, расположенных по адресу : г.Воронеж, ул. Острогожская, 64, площадью 17 583 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:34, площадью 12 689 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:33, площадью 11 488 кв.м. с кадастровым номером 36:34:054001:32. 13
В связи с неполучением ответа на свои заявки в установленный срок, ООО "Эйнсоф" в порядке ст.ст.198-200 АПК РФ обжаловано бездействие ТУ ФАУГИ по рассмотрению заявления ООО "Эйнсоф" о предоставлении в собственность указанных земельных участков.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 25.07.2012 по делу N А14-6861/2012 требования ООО "Эйнсоф" были удовлетворены, бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, выразившегося в не рассмотрении по существу заявки от 15.12.2011 о выкупе земельных участков: площадью 17 583 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:34, площадью 12 689 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:33, площадью 11 488 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:32 признано незаконным.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эйнсоф" посредством рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельных участков площадью 17 583 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:34, площадью 12 689 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0545001:33, площадью 11 488 кв.м. с кадастровым номером 36:34:054001:32, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Острогожская, д. 164 согласно проекту границ, утвержденному Постановлением Главы администрации городского округа город Воронеж N 1006 от 04.07.2007, согласно схеме контур 1, контур 2, контур 3, фактически занимаемых объектами недвижимости, принадлежащих на праве собственности, в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу решения суда первой инстанции.
Решение от 25.07.2012 по делу N А14-6861/2012 вступило в законную силу и обязательно для исполнения.
Во исполнение решения суда от 25.07.2012 по делу N А14-6861/2012 ТУ ФАУГИ ВО рассмотрело заявления ООО "Эйнсоф" и приняло решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых заявителем земельных участков, полагая, что к числу лиц, указанных в ст. 36 ЗК РФ не отнесены собственники незавершенных строительством объектов, так как данные объекты не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию (письмо N ВШ-6/468 от 23.01.2013).
Полагая, что вышеуказанный отказ не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что ООО "Эйнсоф" как собственник объектов недвижимости, выполнило требование статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление все необходимые документы, в то время, как Территориальное управление в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, а также в нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно отказало в приватизации заявителю спорных земельных участков.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Земельного кодекса к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
Согласно статье 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного на тех же условиях в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
При наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства он является в этом случае объектом недвижимого имущества (статья 130 Гражданского кодекса РФ), в связи с чем вопросы предоставления земельных участков под названными объектами регулируются статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Границы и размеры земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 21.05.2013 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у покупателя объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, возникает с момента государственной регистрации права собственности на недвижимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178- ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставления его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: _ земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (ч.1 ст.3.1 Закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, применение установленного названной выше статьей порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно только в случаях, прямо указанных в законе.
К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Положения пункта 3 статьи 552 ГК РФ, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, предусматривают переход к покупателю объекта недвижимости права пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника этого объекта недвижимости.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в котором содержится толкование названных норм права, указано на то, что покупатель недвижимости вправе требовать при ее приобретении оформления соответствующих прав на земельный участок с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее.
При этом предусмотрено, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, установленном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса предусматривает, что юридические лица, за исключением названных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 16448/12.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 187-О разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2008 по делу N А14-571/2008 признано исключительное право ООО "Эйнсоф" на приватизацию спорных земельных участков, расположенных по адресу : г.Воронеж, ул. Острогожская, 164 и сформированных согласно проекту границ, утвержденному постановлением Главы администрации городского округа город Воронеж от 04.07.07 N 1006.
Спорные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: объект незавершенного строительства производственного назначения, на спорных земельных участках расположены незавершенные строительством объекты, принадлежащих заявителю на праве собственности и зарегистрированные в установленном законом порядке.
ООО "Эйнсоф" в целях приватизации спорных земельных участков, расположенных по адресу: г.Воронеж ул.Острогожская, д,164, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, представил в Территориальное управление все необходимые документы, согласно установленному перечню документов, что сторонами не оспаривается.
Довод ТУ ФАУГИ ВО об отсутствии у него полномочий по распоряжению данным земельным участком, находящимся в федеральной собственности, был правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с действующим законодательством и правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10, управление является уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
Указанный вывод также подтверждается правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Определении от 19.06.2013 N ВАС-7423/13, Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 28.06.2013 по делу N А54-7442/2012.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что ответчик в соответствии с распоряжениями незаконно разделил земельные участки с кадастровым номером 36:34:0545001:33 площадью 12689 кв.м.; с кадастровым номером 36:34:0545001:34 площадью 17583 кв.м. и кадастровым номером 36:34:0545001:32 общей площадью 11488 кв.м., расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Острогожская, 164 на два самостоятельных земельных участка из земель населенных пунктов: - 36:34:0545001:33 общей площадью 12 689 кв. м. разделен на 36:34:0545001:40 общей площадь. 5 521 кв. м. и 36:34:0545001:41 общей площадью 7 168 кв. м., - 36:34:0545001:34 общей площадью 17 583 кв. м. разделен на 36:34:0545001:38 общей площадь. 8 273 кв. м. и 36:34:0545001:39 общей площадью 9 310 кв. м.; - 36:34:0545001:32 общей площадью 1 1 488 кв. м. разделен на 36:34:0545001:42 общей площадь. 3 254 кв. м. и 36:34:0545001:43 общей площадь. 8 234 кв. м.
Данный факт установлен в решениях арбитражного суда Воронежской области от 23.12.014 в ходе рассмотрения дел N А14-4056/2014, А14-4057/2014, А14-4058/2014.
Судом установлено, что в ходе исполнения судебных актов по делам N А14- 4056/2014, А14-4057/2014, А14-4058/2014 в целях устранения нарушений и восстановления прав ООО "Эйнсоф", ответчиком приняты меры к объединению незаконно разделенных земельных участков с присвоением новых кадастровых номеров.
Так согласно представленным заявителем выпискам из ЕГРН, а также представленного ответчиком письма кадастровой палаты от 16.01.2020 N 11-00184/20, в настоящий момент образованы следующие земельные участки: - с кадастровым номером 36:34:0545001:1819, ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:34, площадью 17583 кв.м.; - с кадастровым номером 36:34:0545001:535, ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:33 площадью 12689 кв.м.; - с кадастровым номером 36:34:0545001:5961, ранее имевший кадастровый номер 36:34:0545001:32 площадью 11488 кв.м.
Данные вновь образованные земельные участки по своим координатам и площади полностью соответствуют ранее образованным земельным участкам с кадастровыми номерами 36:34:0545001:32, 36:34:0545001:33, 36:34:0545001:34.
При таких обстоятельствах заявленные обществом "Эйнсоф" требования подлежали удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2020 по делу N А14-5605/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5605/2013
Истец: ООО "Эйнсоф"
Ответчик: ТУ ФАУГИ в ВО
Третье лицо: ФАУГИ г. Москва, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, ТУФА по управлению государственным имуществом в Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5827/13
03.08.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5827/13
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5605/13
22.02.2018 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5605/13
12.11.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-284/14
16.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5827/13
02.06.2014 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5605/13
07.05.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5605/13
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-284/14
14.03.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5827/13
26.11.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5827/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5605/13