Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
и Минкультуры РФ
от 28 июля 2008 г. N 670/27
Инструкция
по организации государственной охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция регулирует организацию государственной охраны*(1) музеев, библиотек, архивов, историко-культурных заповедников, архитектурно-мемориальных комплексов*(2), хранящих культурные ценности*(3), подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации*(4), федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации*(5).
2. Мероприятия по охране объектов культуры осуществляются путем реализации комплекса мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств в отношении охраняемых объектов культуры, а также иных преступлений и административных правонарушений, в том числе путем установления и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, оснащения объектов культуры инженерными и техническими средствами охраны*(6) и их эксплуатации.
3. На основании настоящей Инструкции руководители подразделений вневедомственной охраны и (или) филиалов ФГУП "Охрана" МВД России совместно с руководителем объекта культуры разрабатывают инструкции о порядке осуществления охраны конкретного объекта культуры.
4. Охрана объектов культуры осуществляется непосредственно сотрудниками вневедомственной охраны и (или) работниками военизированных и сторожевых подразделений ФГУП "Охрана" МВД России, назначенными для несения службы на постах и маршрутах патрулирования*(7) либо с помощью ИТСО с подключением на пункты централизованной охраны*(8), а в случае отсутствия технической возможности - на объектовые (автономные) пульты охраны, либо сочетанием физической и технической охраны.
5. В целях повышения уровня надежности охраняемых объектов культуры согласно договору нарядами охраны могут использоваться служебные собаки.
6. Вневедомственная охрана и ФГУП "Охрана" МВД России в своей деятельности по охране объектов культуры руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, совместными нормативными актами МВД России и Министерства культуры Российской Федерации*(9), нормативными правовыми актами МВД России, условиями договора на охрану объекта культуры и настоящей Инструкцией.
7. Лица, осуществляющие охрану культурных ценностей, обслуживающие объект культуры или имеющие непосредственный доступ к его ИТСО, предупреждаются руководством вневедомственной охраны, Предприятия и объекта культуры о нераспространении сведений об условиях охраны и порядке пользования ИТСО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(10).
8. Спорные вопросы разрешаются межведомственной комиссией*(11), состоящей из представителей вневедомственной охраны, ФГУП "Охрана" МВД России, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия*(12), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, Федерального архивного агентства*(13), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, объектов культуры, а также в установленном порядке могут привлекаться иные заинтересованные органы и организации.
II. Порядок приема под охрану и снятия с охраны объекта культуры
9. Для решения вопроса об организации охраны объекта культуры силами подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия от администрации или представителя собственника объекта культуры*(14) принимается заявление о заключении договора на охрану объекта культуры*(15).
10. В течение десяти дней после принятия заявления на охрану объекта культуры или получения подразделением вневедомственной охраны или Предприятием проекта государственного или муниципального контракта производится обследование объекта культуры МВК в составе представителей подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия и объекта культуры. В состав МВК в установленном порядке могут включаться представители Росархива, Росохранкультуры и их территориальных органов, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специализированных подразделений уголовного розыска по борьбе с посягательствами на культурные ценности и вышестоящих управлений (отделов) вневедомственной охраны и Предприятия.
11. МВК при приеме под охрану определяет:
11.1. Общую характеристику объекта культуры.
11.2. Соответствие технической укрепленности объекта культуры предъявляемым органами внутренних дел требованиям по защите культурных ценностей исходя из результатов обследования уязвимых мест.
11.3. Наличие на объекте культуры предметов, представляющих особую культурную и историческую ценность.
11.4. Удаленность объекта культуры от зоны действия ПЦО.
11.5. Состояние организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте культуры и прилегающей территории в целом.
11.6. Состояние средств связи, ИТСО, их соответствие требованиям защиты культурных ценностей в помещениях и на территории, подлежащих охране.
11.7. Необходимую численность личного состава наряда охраны, а также электромонтеров по обслуживанию ИТСО.
11.8. Иные вопросы обеспечения безопасных условий несения службы и надлежащего материально-технического обеспечения.
12. Результаты обследования объекта культуры оформляются актом (приложение N 1) в количестве не более пяти экземпляров, которые подписывается членами комиссии. Один экземпляр остается на объекте культуры, второй экземпляр направляется в подразделение вневедомственной охраны, третий - в филиал ФГУП "Охрана" МВД России, четвертый - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры, в ведении которого находится объект культуры, пятый - в специализированное подразделение уголовного розыска по борьбе с посягательствами на культурные ценности (при необходимости).
Руководитель подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия в установленном порядке по согласованию с заказчиком принимает решение о проставлении пометки "Для служебного пользования" на акте об обследовании объекта культуры.
13. На основании акта МВК и при условии выполнения требований к оборудованию объекта культуры заключается договор (подписывается государственный или муниципальный контракт)*(16) на его охрану.
При подписании договора руководитель подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия в установленном порядке по согласованию с заказчиком принимает решение о проставлении пометки "Для служебного пользования".
14. Договор на охрану объекта культуры должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения, а также условиями соглашения сторон.
15. В случаях, когда комплектование штата сотрудников вневедомственной охраны и (или) работников Предприятия для охраны объекта культуры не представляется возможным в оговоренные сроки, по согласованию сторон они могут быть продлены с учетом необходимого для этого времени.
О невозможности комплектования штата сотрудников для охраны объекта культуры в количестве, определенном МВК, руководитель подразделения вневедомственной охраны письменно ставит в известность руководителя объекта культуры.
16. После заключения договора в подразделении вневедомственной охраны и (или) филиале Предприятия формируется договорное дело по охране объекта культуры, состоящее из договора, приложений в соответствии с настоящей Инструкцией, правоустанавливающих документов контрагента, а также иных документов, относящихся к порядку исполнения договорных обязательств сторонами.
17. Договорные дела на охрану объектов культуры должны храниться в условиях, обеспечивающих их конфиденциальность.
18. На основании договора руководитель подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия отдает письменный приказ об установлении охраны на объекте культуры и закреплении личного состава наряда охраны или об организации его охраны с помощью ИТСО. Копия приказа представляется руководителю объекта культуры.
19. Об установлении охраны составляется акт (приложение N 2), который подписывается руководителями подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия и объекта культуры.
20. Подразделение вневедомственной охраны и (или) филиал Предприятия разрабатывают необходимую служебную документацию (приложение N 3) для наряда охраны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России и согласовывают с руководителем объекта культуры. Служебная документация хранится на посту наряда охраны (в комнате охраны).
21. Снятие объекта культуры с охраны осуществляется только в соответствии с условиями договора на его охрану.
22. При снятии с охраны объекта культуры составляется акт (приложение N 2), который подписывается руководителями подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия и объекта культуры.
Акт является основанием для производства расчетов за услуги охраны.
III. Организация службы по охране объекта культуры
23. Охрана объекта культуры осуществляется путем выставления необходимого количества нарядов охраны или подключения к ПЦО, либо сочетанием этих видов охраны.
24. Подразделение вневедомственной охраны и (или) филиал Предприятия в соответствии с условиями договора обеспечивает:
24.1. Охрану объекта культуры, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации постов и маршрутов патрулирования.
24.2. Реагирование на сигналы срабатывания ИТСО.
24.3. Выявление и пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект культуры, преступлений и административных правонарушений на охраняемом объекте культуры и прилегающей территории.
24.4. Осуществление пропускного и внутриобъектового режимов.
25. Командиром строевого подразделения милиции вневедомственной охраны, дежурным центра оперативного управления*(17), ПЦО, руководителями органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах*(18), должностными лицами вневедомственной охраны и (или) Предприятия перед заступлением на службу проверяется готовность наряда к ее несению и проводится инструктаж. В инструктажах нарядов охраны могут принимать участие руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации*(19), милиции общественной безопасности и криминальной милиции, а также руководители объектов культуры.
26. Сотрудники подразделения вневедомственной охраны и (или) работники ФГУП "Охрана" МВД России выполняют служебные обязанности в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты, специальными средствами и вооруженные боевым ручным стрелковым и (или) служебным и гражданским оружием. Вид оружия и его количество определяются руководителями подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и в зависимости от особенностей объекта культуры.
27. Смена нарядов охраны на объекте культуры производится в присутствии старшего наряда, должностных лиц охраны, назначенных для этого руководителем подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия, о чем делается запись в журнале учета приема-сдачи поста и проверок несения службы (приложение N 4).
28. При приеме под охрану помещений от работников объекта культуры представитель охраны присутствует при их опечатывании. Запись о приеме под охрану опечатанных помещений делается в журнале учета сдаваемых под охрану помещений (приложение N 5).
29. Контроль за несением службы нарядов охраны объекта культуры осуществляется должностными лицами вневедомственной охраны, органов внутренних дел и (или) должностными лицами филиала Предприятия. В проверках совместно с руководителями органов внутренних дел и (или) филиала Предприятия могут принимать участие руководители объекта культуры.
30. Периодичность и порядок проверок несения службы нарядами охраны определяются требованиями нормативных правовых актов МВД России*(20).
31. Объявлять учебную тренировку (учебную тревогу) на объекте культуры имеют право:
31.1. Министр внутренних дел Российской Федерации и (или) его заместители, министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации и (или) их заместители.
31.2. Руководящий и инспекторский состав Департамента государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации*(21), Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации*(22), Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации, ОВДРО, УВО (ОВО).
31.3. Начальники горрайорганов внутренних дел, подразделений вневедомственной охраны и их заместители, командный состав строевых подразделений милиции вневедомственной охраны и их структурных подразделений, осуществляющих охрану объектов культуры.
31.4. Руководящий состав Предприятия - на объектах культуры, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями Предприятия.
Учебные тренировки (учебные тревоги) должны проводиться не реже чем один раз в полугодие с участием представителей объекта культуры.
Учебные тренировки (учебные тревоги) могут проводиться по обращению руководителя объекта культуры.
Проведение учебных тренировок (учебных тревог) согласовывается с руководителем объекта культуры.
32. Руководители объектов культуры могут:
32.1. Выходить с письменными предложениями к руководителям вневедомственной охраны и Предприятия о временном усилении охраны отдельных мест хранения материальных ценностей в пределах установленной численности постов, либо путем выставления дополнительных постов (нарядов) и маршрутов патрулирования с внесением необходимых изменений в договор.
32.2. Запрашивать в установленном порядке информацию от должностных лиц вневедомственной охраны и Предприятия о происшествиях, связанных с охраной объектов культуры.
Предложения по вопросам охраны, а также замечания о недостатках в ее организации и несении службы администрация (заказчик) охраняемого объекта культуры представляет руководителю подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия.
При осложнении оперативной обстановки или происшествии на охраняемом объекте культуры представитель администрации объекта культуры имеет право непосредственно обратиться к оперативному дежурному соответствующего подразделения вневедомственной охраны и (или) Предприятия для принятия необходимых мер.
32.3. Принимать участие в проводимых на объектах культуры учебных тренировках (учебных тревогах).
33. Руководство подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия совместно с руководством объекта культуры не реже одного раза в полугодие обязано проводить проверку организации охраны, состояния технической укрепленности, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, а также выполнения сторонами обязанностей по договору. По результатам проверки составляется акт (приложение N 6).
IV. Организация мероприятий по усилению охраны объекта культуры при возникновении чрезвычайных обстоятельств
34. Для организации мероприятий по усилению охраны объекта культуры, охраняемого подразделениями вневедомственной охраны и (или) филиалом Предприятия, при возникновении чрезвычайных обстоятельств соответствующим органом внутренних дел разрабатывается план обороны объекта культуры, не позднее месячного срока с момента заключения договора, который согласовывается с руководителем объекта культуры и утверждается начальником органа внутренних дел, на территории обслуживания которого находится объект культуры.
35. План обороны объекта культуры составляется с учетом особенностей объекта культуры, размещения его на местности, в соответствии с планом действий органа внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах и требований нормативных правовых актов МВД России.
36. План обороны объекта культуры хранится в дежурной части органа внутренних дел, а выписки из него: о порядке действий нарядов милиции и постовых по охране объекта культуры - в дежурных частях (ЦОУ, ПЦО) вневедомственной охраны и филиале Предприятия, на постах.
37. Ответственность за своевременное внесение изменений в план обороны объекта культуры в части, касающейся технической укрепленности, изменения дислокации постов и маршрутов патрулирования объекта культуры, возлагается на начальника подразделения вневедомственной охраны и (или) директора филиала Предприятия.
38. В соответствии с планом обороны на объекте культуры устанавливается следующий порядок основных действий:
38.1. При нападении на объект культуры наряд охраны (постовой) с помощью тревожной сигнализации или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи, подает сигнал "тревога" на ЦОУ (ПЦО) и (или) в дежурную часть органа внутренних дел.
38.2. После подачи сигнала "тревога" наряд охраны (постовой): принимает меры для пресечения противоправных действий; задержания правонарушителей и усиления охраны объекта культуры (закрывает вход и выход из здания, помещений, требует от находящихся в нем лиц прекратить движение); усиливает наблюдение за фондохранилищами (запасниками), выставками и экспозиционными залами; по прибытии наряда милиции из органа внутренних дел поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.
38.3. Дежурный по органу внутренних дел, получив сигнал "тревога", немедленно направляет к объекту культуры ближайшие наряды милиции, группы задержания ЦОУ (ПЦО) и группу немедленного реагирования, которые поступают в подчинение старшего наряда милиции, прибывшего из органа внутренних дел.
Категорически запрещается перепроверять причину подачи сигнала "тревога" посредством телефонной или иной связи.
38.4. Прибыв к объекту культуры, старший наряда милиции органа внутренних дел оценивает обстановку, организует расстановку личного состава в соответствии с планом обороны, перекрывая возможные пути отхода правонарушителей и, соблюдая меры предосторожности, выясняет причины поступления сигнала "тревога". При установлении факта нападения на объект культуры либо наступления иных чрезвычайных обстоятельств докладывает об этом в дежурную часть органа внутренних дел и принимает меры к обеспечению сохранности ценностей, блокированию, обезвреживанию и задержанию правонарушителей.
39. При получении на ЦОУ (ПЦО) или в дежурной части органа внутренних дел информации о срабатывании ИТСО, установленных на объекте культуры, и при отсутствии внешних признаков проникновения по указанию дежурного старший наряда охраны, постовой и (или) работники Предприятия тщательно осматривают помещения с целью установления причин срабатывания ИТСО.
При отсутствии такой возможности старший наряда охраны докладывает об этом дежурному по органу внутренних дел и (или) ЦОУ (ПЦО) для вызова ответственного должностного лица объекта культуры и принятия мер по усилению охраны объекта культуры путем выставления дополнительных постов, которые не снимаются до прибытия должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, и установления причин срабатывания сигнализации.
До открытия помещений составляется акт в произвольной форме о целостности замков, дверей и печатей, подписываемый представителем охраны и должностными лицами объекта культуры, ответственными за сохранность ценностей.
При совершении на объекте культуры преступления сотрудники (работники) наряда охраны обязаны сохранять в неприкосновенности до прибытия группы задержания вневедомственной охраны и оперативно-следственной группы органа внутренних дел все следы преступления и действовать в соответствии с инструкцией при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
40. В случае пожара (стихийного бедствия) наряд охраны (постовой), работники объекта культуры сообщают об этом в соответствующие подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дежурному по органу внутренних дел, дежурному ЦОУ (ПЦО), руководителю объекта культуры или лицу, его замещающему, и принимают все возможные меры для ликвидации пожара, спасения людей и ценностей.
41. Руководство подразделения вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия по согласованию с руководством объекта культуры проводит не менее одного раза в квартал тактико-специальные учения "Тревога на пульте" по отработке с личным составом подразделения вневедомственной охраны, соответствующего органа внутренних дел, работниками Предприятия при согласованном участии работников объекта культуры практических навыков по отражению нападений и ликвидации иных нештатных ситуаций.
Для нарядов охраны, органов внутренних дел по согласованию с руководством объекта культуры разрабатываются вводные задачи, учитывающие возможные варианты проникновения правонарушителей через уязвимые места на объекте культуры и прилегающей к нему территории и иные нештатные ситуации на объекте культуры, а также порядок их действий.
V. Обеспечение безопасности объекта культуры при угрозе взрыва
42. При получении информации об угрозе взрыва сотрудники подразделения вневедомственной охраны и (или) работники Предприятия, должны немедленно сообщить об этом руководителю объекта культуры, дежурному по органу внутренних дел, ЦОУ (ПЦО) и принять меры к удалению персонала и посетителей на безопасное расстояние от места явного или предполагаемого расположения взрывного устройства.
43. При получении информации об угрозе взрыва руководитель объекта культуры:
43.1. Сообщает о ситуации на объекте культуры дежурному по органу внутренних дел, дежурному ЦОУ (ПЦО), в вышестоящий орган культуры (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными службами).
43.2. Обеспечивает доступ в помещения специалистам для обследования объекта культуры на предмет выявления и обезвреживания взрывного устройства.
44. Наряд охраны, работники объекта культуры при обнаружении взрывчатых, радиоактивных и других подозрительных предметов (веществ) должны:
44.1. Сообщить об этом в дежурную часть органа внутренних дел и ЦОУ (ПЦО).
44.2. Осуществить вызов к месту происшествия оперативных служб (пожарной, медицинской и других).
44.3. Осуществить эвакуацию людей из здания и прилегающей территории охраняемого объекта культуры, обеспечив при этом сохранность культурных и материальных ценностей.
44.4. Организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций.
44.5. Обеспечить охрану места обнаружения подозрительного предмета до прибытия специалистов по обезвреживанию взрывных устройств.
45. Во время проведения обследования объекта культуры и эвакуации людей при угрозе взрыва главной задачей наряда охраны является обеспечение безопасности людей и недопущение хищений культурных и материальных ценностей. Для этого могут выставляться дополнительные посты подразделений органов внутренних дел.
После проведения перечисленных мероприятий наряд охраны проводит осмотр помещений в целях исключения присутствия на охраняемой территории посторонних лиц (предметов).
46. В целях защиты от возможного взрыва запрещается:
46.1. Трогать и перемещать подозрительный предмет, а также заливать, засыпать и накрывать его чем-либо.
46.2. Пользоваться электро-, радиоаппаратурой.
VI. Оборудование объектов культуры инженерными и техническими средствами охраны
47. Оборудование охраняемого объекта культуры и его территории ИТСО, в том числе оконных проемов помещений, защитного остекления окон, дверей и прочих конструкций элементов зданий и помещений объекта культуры, должно соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами МВД России.
При невозможности соблюдения требований по инженерной защите объектов культуры из-за своей уникальности или нарушения архитектурной композиции необходимо устанавливать дополнительные средства сигнализации для усиления охраны возможных мест проникновения.
48. При оборудовании объектов культуры ИТСО необходимо исходить из принципа индивидуального подхода к каждому из них, учитывать специфические особенности и уязвимые места хранения культурных ценностей, архивных документов, а также, что музеи, библиотеки и архивы осуществляют функцию хранения в условиях доступа посетителей, экспонирования культурных ценностей.
49. Для оборудования объектов культуры используются ИТСО, соответствующие единым техническим требованиям, утвержденным ДГЗИ МВД России.
ИТСО, не соответствующие единым техническим требованиям, но не выработавшие установленный срок эксплуатации, подлежат замене в случае невозможности дальнейшего использования для охраны объектов культуры в составе комплекса ИТСО. Решение о замене должно быть подтверждено актом МВК.
50. Техническое задание на оборудование объектов культуры ИТСО составляется уполномоченными представителями УВО (ОВО) и подписывается членами МВК.
Акт обследования со схемой блокировки, предложения по проектной документации на работы по оборудованию ИТСО охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектов культуры, составляются в рамках заключенных договоров на обслуживание ИТСО на объектах культуры, представителями обслуживающей организации, имеющей право в соответствии с законодательством Российской Федерации, на проведение данных видов работ.
Акт обследования со схемой блокировки и проектно-сметная документация согласовывается с УВО (ОВО), а также с руководителем объекта культуры и руководством соответствующих государственных органов власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры, в ведении которых находится объект культуры.
50.1. Работы по монтажу и наладке ИТСО на объектах культуры, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны и (или) ФГУП "Охрана" МВД России, производятся в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и требованиями, установленными МВД России.
Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приемом их в эксплуатацию, а также контроль за обслуживанием и ремонтом ИТСО на объектах культуры осуществляют подразделения вневедомственной охраны.
50.2. Аппаратура ИТСО (приемно-контрольные приборы, блоки питания и другое) должна устанавливаться в специальных помещениях или в местах, недоступных для посторонних лиц и удобных для обслуживания.
51. Объекты культуры оборудуются многорубежной системой сигнализации.
51.1. Первым рубежом сигнализации блокируются:
дверные проемы, погрузочно-разгрузочные и подвальные люки, калитки и ворота - на открывание и пролом;
остекленные конструкции - на открывание и разрушение стекла;
металлические двери, ворота - на открывание;
некапитальные стены, потолки, перегородки и места ввода коммуникаций - на пролом;
капитальные стены (при необходимости), вентиляционные короба, дымоходы, слуховые окна - на разрушение и ударное воздействие.
51.2. Второй рубеж сигнализации обеспечивает блокировку объема помещений, отдельных зон.
51.3. Третьим рубежом сигнализации блокируются витрины, сейфы, отдельные предметы.
При отсутствии условий для формирования третьего рубежа ИТСО в необходимых случаях выполняется механическая блокировка отдельных предметов.
52. ИТСО, устанавливаемые в экспозиционных помещениях, должны вписываться в интерьеры и не нарушать художественного восприятия.
Для исключения доступа посторонних лиц к любым приборам и извещателям ИТСО должны приниматься меры по их маскировке и скрытой установке. Монтаж должен выполняться без нарушений интерьера помещений, провода укладываются в специализированные короба.
53. При большом количестве шлейфов сигнализации формируется единая система сигнализации объекта культуры с объектовым пультом охраны и передачей единого сигнала на ПЦО для вызова группы задержания.
Число шлейфов сигнализации определяется особенностями объекта культуры (размерами здания, его этажностью, количеством входов, окон), а также возможностями аппаратуры пультов централизованного наблюдения*(23) (информационной емкостью, использованием средств уплотнения для передачи сигналов по занятым телефонным линиям), наличием необходимого количества линий связи.
Система должна исключать возможность ее несанкционированного и (или) бесконтрольного отключения, а также обеспечивать документирование информации и контроль за действиями персонала при срабатывании системы.
54. Для возможности оставления под блокировкой окон в дневное время при отключении ИТСО дверей выполняется раздельный монтаж шлейфов сигнализации дверей и окон.
55. Количество шлейфов каждого рубежа охранной и тревожной сигнализации должно позволять персоналу охраны определить место несанкционированного проникновения.
56. Система ИТСО должна обеспечивать возможность, в зависимости от местных условий, отключения отдельных рубежей охраны как на объекте культуры в целом, так и в отдельных помещениях.
57. При защите объекта культуры с помощью многорубежной системы сигнализации, требующей задействования большого количества линий связи (более трех) для передачи тревожных извещений на ПЦН, в качестве концентраторов необходимо использовать прибор приемно-контрольный*(24) необходимой информативной емкости без права несанкционированного отключения, с организацией дежурства сотрудников вневедомственной охраны и (или) работников Предприятия. В этом случае с ППК объекта культуры на ПЦН передается единый сигнал тревоги при срабатывании любого шлейфа сигнализации.
Допускается автономное использование ППК в качестве концентратора в отдельном охраняемом помещении, к которому должен быть обеспечен доступ группы задержания для уточнения места возникновения фактора опасности в любое время суток, даже при отсутствии работников объекта культуры.
58. Для защиты охраняемого объекта культуры, его персонала и посетителей от противоправных посягательств, принятия своевременных мер в случае разбойного нападения на рабочих местах смотрителей залов, кассиров, работников администрации скрытно устанавливают кнопки тревожной сигнализации, предназначенные для подачи сигнала "тревога" на ПЦО. При отсутствии возможности передачи тревожного извещения на ЦОУ (ПЦО) или в ближайший орган внутренних дел на объектах культуры, охраняемых подразделением вневедомственной охраны и (или) филиалом Предприятия, кнопки тревожной сигнализации включаются без права отключения в шлейф круглосуточного контроля блокировки сигнализации экспонатов с выводом на ППК, установленный на посту охраны объекта культуры для последующей передачи тревожного извещения на ПЦО.
59. При оборудовании объектов культуры телевизионными системами охраны и наблюдения входные двери (основные и запасные) должны просматриваться на мониторах, установленных на посту или в помещении охраны. Информация от видеокамер, как правило, документируется путем видеозаписи с последующей архивацией на срок не менее 5 суток на видеорегистратор (видеомагнитофон). На основных входных дверях могут устанавливаться видеодомофоны.
Пульт управления телевизионных систем и видеоконтрольные устройства размещаются в помещении охраны или на специальном посту наблюдения и контроля объекта культуры.
60. Электропитание комплекса ИТСО на объекте культуры должно быть бесперебойным, либо от двух независимых источников (фидеров) переменного тока, либо одного источника переменного тока с автоматическим переключением в аварийном режиме на резервное питание от следующих источников:
60.3. Другого ввода сети переменного тока напряжением 220 В.
60.2. Агрегатов резервного питания.
60.3. Аккумуляторных батарей.
60.4. Абонентской телефонной сети.
60.5. При отключении основного электропитания резервный источник должен обеспечить работу ИТСО в течение не менее двух часов исходя из времени, необходимого для выполнения мероприятий по усилению охраны объекта культуры.
61. Блокировка строительных конструкций на "открывание" выполняется извещателями магнитоконтактными, активными, оптико-электронными, ультразвуковыми, радиоволновыми.
62. Для блокировки остекленных конструкций на "разрушение" стекла применяются извещатели линейные электроконтактные, ударноконтактные, акустические, пьезоэлектрические. При наличии на этих конструкциях решеток с наружной стороны они должны блокироваться на "разрушение" извещателем линейным.
63. Для блокировки дверей, некапитальных стен (перегородок) на "пролом" применяются извещатели линейные электроконтактные, пьезоэлектрические, вибрационные. Допускается использовать извещатели с объемной зоной обнаружения.
64. Для блокировки капитальных стен, потолков, перекрытий и перегородок на "пролом" рекомендуется использовать вибрационные извещатели.
65. Для второго рубежа сигнализации выбор извещателей определяется характером и размещением художественных и материальных ценностей в помещениях, а также специфическими особенностями данного объекта культуры и сложностью монтажа без нарушения интерьера экспозиционных залов. При этом не должно оставаться ни одного охраняемого предмета вне зоны действия извещателей.
66. При рассредоточенном размещении художественных и материальных ценностей необходимо применять извещатели с объемной зоной обнаружения.
67. При хранении художественных и материальных ценностей в металлических шкафах или сейфах для их блокировки рекомендуется использовать емкостные извещатели. Кроме того, для повышения надежности защиты возможна дополнительная блокировка подходов к сейфам и металлическим шкафам - линейными, поверхностными и объемными извещателями.
68. Для наиболее ценных экспонатов (по определению главного хранителя объекта культуры) обеспечивается круглосуточная блокировка как отдельных предметов, так и витрин, стендов, где они находятся. При этом применять линейный электроконтактный извещатель (фольга) запрещается.
69. Для усиления охраны на охраняемых объектах культуры рекомендуется применять извещатели, предназначенные для обнаружения проникновения в объем помещений, подключаемые к уже действующему шлейфу сигнализации. Такими извещателями целесообразно оборудовать локальные участки (отдельные зоны в экспозиционных помещениях особенно анфиладного типа, тамбуры между дверьми, коридоры, внутренние двери, выходы из подвальных и чердачных помещений, вентиляционные короба).
70. Для повышения надежности срабатывания охранной сигнализации при блокировке строительных конструкций рекомендуется использовать комбинированные извещатели.
71. При наличии у смотрителей и другого персонала объекта культуры кнопок тревожной сигнализации, в дневное время извещатели третьего рубежа могут работать в автономном режиме со световым и звуковым оповещением. При срабатывании извещателя звуковой сигнал служит для привлечения внимания к месту, где произошло нарушение шлейфа сигнализации.
72. Клеммные крышки ППК, разветвительные коробки, извещатели и другая установленная на объекте культуры аппаратура охранной сигнализации опечатываются.
73. Средства периметральной охранной сигнализации территории размещаются на ограждении или вдоль него. Выбор конкретных типов средств охранной сигнализации производится в зависимости от рельефа местности, протяженности периметра.
74. Отдельно исходя из условий на территории объекта культуры и по решению его руководства осуществляется блокировка павильонов и других строений с использованием тех ИТСО, которые в наибольшей степени по тактико-техническим характеристикам отвечают конкретным задачам.
75. После оборудования объекта культуры ИТСО представителями МВК составляется акт приема в эксплуатацию ИТСО (приложение N 7).
VII. Техническая эксплуатация инженерных и технических средств охраны
76. Техническая эксплуатация ИТСО организуется и проводится в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. Контроль за технической эксплуатацией осуществляет инженерно-технический состав подразделения вневедомственной охраны.
77. Организация по обеспечению технической эксплуатации ИТСО на объектах культуры возлагается на инженерно-технических работников и электромонтеров Предприятия с участием технического персонала объекта культуры.
78. Подразделение вневедомственной охраны и (или) филиал Предприятия не реже одного раза в полугодие проводит занятия и инструктажи с лицами, ответственными за сохранность ценностей объекта культуры, по правилам эксплуатации ИТСО (подготовка к работе, проверка работоспособности, порядок сдачи помещения с помощью аппаратуры под охрану и снятия с охраны).
79. Учет занятий ведется в журнале проведения занятий, который хранится на объекте культуры. Журнал ведется в произвольной форме.
80. При эксплуатации ИТСО на подразделения вневедомственной охраны и филиалы Предприятия возлагается ответственность за своевременное и качественное проведение регламентных работ, анализ причин ложных срабатываний и несвоевременного приема объекта культуры под охрану.
81. Потребность в ИТСО определяется актами обследования, проектно-сметной документацией и перспективным планом капитального ремонта ИТСО.
82. Подразделение вневедомственной охраны и (или) филиал Предприятия совместно с руководством объекта культуры в процессе эксплуатации ИТСО осуществляет контроль за ведением электромонтерами ИТСО паспортов (формуляров) на аппаратуру, установленную на объекте культуры.
83. Учет причин ложных срабатываний средств обнаружения регистрируется в журнале проверок состояния средств сигнализации и регистрации ее срабатывания (приложение N 8), который ведется электромонтером ИТСО филиала Предприятия на закрепленные за ними средства сигнализации.
VIII. Организация обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов
84. Пропускной и внутриобъектовый режим может быть установлен как в целом на объекте культуры, так и в его отдельных зданиях, хранилищах и других помещениях.
85. С учетом установленного внутреннего распорядка работы объекта культуры руководством вневедомственной охраны и (или) филиала Предприятия разрабатывается и утверждается Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме и согласовывается с администрацией объекта культуры.
Инструкция должна содержать следующие разделы:
общие положения;
порядок пропуска на объекты культуры;
порядок оформления, выдачи и учета пропускных документов;
порядок въезда (выезда) автотранспорта на объекты культуры, ввоза (вывоза), вноса (выноса) грузов, материальных ценностей и документов;
ограничения при перемещении по территории объекта культуры;
порядок работы объекта культуры в рабочие, выходные и праздничные дни.
86. Пропускной режим на объектах культуры осуществляется нарядами охраны через контрольно-пропускные пункты или проходные, которые оборудуются средствами пожаротушения, связи, пожарной, охранной и тревожной сигнализацией.
______________________________
*(1) Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3149; N 45, ст. 4416; 2006, N 1, ст. 116; N 24, ст. 2584, 2007, N 13, ст. 1540); Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 23, ст. 1961; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4611; 2003, N 9, ст. 851; 2007, N 21, ст. 2491).
*(2) Входят в Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 506, 1993, N 39, ст. 3690; N 51, ст. 4992; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст. 1013; N 17, ст. 1989; 1995, N 2, ст. 154; 1996, N 21, ст. 2510; 1997, N 12, ст. 1436; 1999, N 51, ст. 6343; 2000, N 6, ст. 776; N 12, ст. 1295; N 26, ст. 2773; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 49, ст. 5229; 2006, N 24, ст. 2605).
*(3) Далее - "объекты культуры".
*(4) Далее - "вневедомственная охрана".
*(5) Далее - "ФГУП "Охрана" МВД России" или "Предприятие".
*(6) Далее - "ИТСО".
*(7) Далее - "наряд охраны".
*(8) Далее - "ПЦО".
*(9) Далее - "Минкультуры России".
*(10) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (часть I), ст. 3448); Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3283; 2006, N 52 (часть I), ст. 5497); постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть II), ст. 3165).
*(11) Далее - "MBK".
*(12) Далее - "Росохранкультура".
*(13) Далее - "Росархив".
*(14) Далее - "Заказчик".
*(15) Приказ МВД России от 31 августа 2007 г. N 772 "Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам" (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2007 г., регистрационный N 10264).
*(16) Далее - "договор".
*(17) Далее - "ЦОУ".
*(18) Далее - "ОВДРО".
*(19) Далее - "УВО (ОВО)".
*(20) Приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11290).
*(21) Далее - "ДГЗИ МВД России"
*(22) Далее - "ЦОРДВО МВД России"
*(23) Далее - "ПЦН".
*(24) Далее - "ППК".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.