г. Владимир |
|
05 августа 2020 г. |
Дело N А79-6387/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.08.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Долговой Ж.А., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изоховым Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.05.2020 по делу N А79-6387/2015,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" (ОГРН:1102130001016 ИНН:2130068187) к обществу с ограниченной ответственностью "Автолайн" (ОГРН:1022101147067 ИНН:2128041607)
о взыскании 20 768 444 руб. упущенной выгоды,
при участии представителей: от истца - Стратьев А.В., доверенность от 28.07.2020, сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании,
от ответчика - Ладин В.В., директор, на основании решения от 21.10.2016 N 2, сроком действия до 31.10.2021, паспорта гражданина РФ;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" (далее - ООО "Крокус Авто", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Автолайн" (далее - ООО "Автолайн", ответчик) 20 768 444 руб. упущенной выгоды.
Определением от 30.11.2015 по ходатайству ООО "Крокус Авто" производство приостанавливалось в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручалось экспертам Разумовой И.В. и Савельевой Д.Н ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс". По результатам исследования было получено уточненное экспертное заключение от 18.08.2016, в котором эксперты пришли к выводу, что размер доходов ООО "Автолайн" от незаконной деятельности составил 5 958 715 руб., размер неполученных истцом доходов - 20 768 444 руб. Размер неполученных истцом доходов определен экспертами как стоимость билетов, не полученная истцом в результате недозагруженности автобусов и составила - 20 768 444 руб.
Размер требований истца основан на выводах, содержащихся в экспертном заключении ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогесс" N 286- 12-15Ц от 30.03.2016 в редакции его уточнения от 18.08.2016 согласно которым ООО "Крокус Авто" не получило доход в сумме 20 768 444 руб., поскольку его автобусы были не дозагружены пассажирами в количестве 1 616 180 человек, исходя из того, что минимальная заполняемость 1 автобуса составляет 18 человек, при эксплуатации 28 автобусов в день перевозится 6048 пассажиров, следовательно в период с 17.01.2014 по 30.07.2015 (560 дней) истцом могло быть перевезено 3 386 880 пассажиров (6048 х 560), однако фактически перевезено лишь 1 770 700 пассажиров.
Также производство приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А79-9283/2015.
Определением от 14.07.2017 по делу назначалась повторная экспертиза, проведение которой поручалось эксперту Пантелеймонову И.Н ООО "Консалтинговая фирма "Эталон". На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: определить размер доходов ООО "Автолайн", полученных в результате незаконной деятельности по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 54 в г. Чебоксары в период с 17.01.2014 по 30.07.2015, по результатам исследования экспертом Пантелеймоновым И.Н. определен доход ответчика от перевозок в размере 9 833 801 руб. Никакие расходы данным экспертом не исследованы и не учтены, понятие дохода принято в соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 фактически как выручка в виде поступления денежных средств от продажи билетов пассажирам.
Решением от 20.05.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Крокус Авто" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что ООО "Автолайн" занималось незаконной деятельностью, осуществляя регулярные пассажирские перевозки по муниципальному маршруту N 54 города Чебоксары, в результате чего ООО "Автолайн" получило доход, а ООО "Крокус Авто" не получило.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность оспариваемого решения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 17.01.2014 по 30.07.2015 истец являлся законным перевозчиком на маршруте N 54 г.Чебоксары Чувашской Республики на основании договора с Администрацией города Чебоксары N 93 от 26.12.2013 (со сроком действия с 17.01.2014 до проведения конкурса и договора N33 на право осуществления пассажирских перевозок, заключенного 13.03.2014 с Администрацией города Чебоксары по результатам конкурса сроком действия с 17.03.2014 по 16.03.2018.
По данным истца, в этот период (с 17.01.2014 по 30.07.2015) ответчик, не являясь перевозчиком, избранным по конкурсу и заключившим договор с организатором, незаконно осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту N 54.
Посчитав, что действиями ответчика по незаконной перевозке пассажиров по маршруту N 54 истцу причинены убытки в виде упущенной выгоды, выразившиеся в стоимости билетов, не полученной истцом ввиду недозагруженности своих автобусов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, исходил из следующих норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
Согласно правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По правилу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности (далее - Постановление N 25).
В пункте 14 Постановления N 25 разъясняется, что по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.
В абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что упущенной выгодой являются не полученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно подтвердить, что им совершены конкретные действия, направленные на извлечение доходов, которые не были получены только в связи с допущенным ответчиком нарушением, ставшим единственным препятствием для получения дохода (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 18-КГ15-237).
Таким образом, лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно доказать, что возможность получения им доходов существовала реально, то есть документально подтвердить, что оно совершило конкретные действия и сделало с этой целью приготовления, направленные на извлечение доходов, которые не были получены в связи с допущенным ответчиком нарушением.
То есть, истец должен доказать, что допущенное ответчиком нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим истцу получить упущенную выгоду (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 302-ЭС14-735 по делу N А19-1917/2013).
По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для взыскания упущенной выгоды, в первую очередь, следует установить реальную возможность получения упущенной выгоды и ее размер, а также установить были ли истцом предприняты все необходимые меры для получения выгоды и сделаны необходимые для этой цели приготовления.
Бремя доказывания наличия и размера упущенной выгоды лежит на истце, который должен доказать, что он мог и должен был получить определенные доходы, и только нарушение обязательств ответчиком стало единственной причиной, лишившей его возможности получить прибыль.
Устанавливая право истца вести деятельность по перевозке пассажиров по маршруту N 54 г. Чебоксары в спорный период, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 10.1, 10.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644 (далее - Положение об организации пассажирских перевозок), перевозчики строят свои взаимоотношения с администрацией на договорной основе с соблюдением требований, установленных законами Российской Федерации, Чувашской Республики и другими нормативными правовыми актами.
Перевозчик заключает договор с администрацией на осуществление перевозок пассажиров соответствующим видом городского пассажирского транспорта и эксплуатацию обслуживаемых маршрутов (включая вопросы использования инфраструктуры маршрута) и оказание иных услуг, связанных с осуществлением пассажирских перевозок.
Согласно пункту 6.2 Положения об организации пассажирских перевозок маршруты пассажирского транспорта утверждаются распоряжением администрации.
Предоставление маршрута для эксплуатации перевозчиком осуществляется на основе конкурса, порядок проведения которого регламентируется постановлением администрации (пункт 3.7 Положения об организации пассажирских перевозок).
Как установлено судом по делу N А79-2221/2015, постановлением администрации города Чебоксары от 27.01.2012 N 8 утверждены схемы маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Чебоксары, в том числе схема маршрута N 54 ("проспект Тракторостроителей (ост. "Промтрактор-Сервис") - улица Университетская (ост. "Университет)" по схеме: в прямом направлении: проспект Тракторостроителей (ост. "Промтрактор-Сервис") - Эгерский бульвар - проспект Мира - ул. Калинина - ул. Гагарина - проспект Ленина - ул. К.Маркса -ул. Композиторов Воробьевых - Московский проспект - ул. Гузовского - ул. М.Павлова - ул. Университетская (ост. "Университет"); в обратном направлении: ул. Университетская (ост. "Университет") - проспект М.Горького - ул. Гузовского -Московский проспект - ул. Композиторов Воробьевых - ул. К.Маркса - проспект Ленина - ул. Гагарина - ул. Калинина - проспект Мира - Эгерский бульвар -проспект Тракторостроителей (ост. "Промтрактор-Сервис").
Постановлением администрации г. Чебоксары от 25.12.2013 N 4324 принято решение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, в том числе по лоту N 18 "маршрут N 54 "проспект Тракторостроителей (ост. "Промтрактор-Сервис") - улица Университетская (ост. "Университет"), а также утверждена конкурсная документация.
По итогам конкурса 13.03.2014 между администрацией г. Чебоксары и ООО "Крокус Авто" заключен договор N 33 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N 54, который согласно пункту 5.1 вступает в силу с 17.03.2014 и действует до 16.03.2018.
В приложении к указанному договору указана схема движения автомобильного транспорта по маршруту N 54.
Как верно установлено судом, в период с 17.01.2014 по 30.07.2015 истец являлся законным перевозчиком по маршруту N 54 г. Чебоксары Чувашской Республики на основании договора с Администрацией города Чебоксары N 93 от 26.12.2013 и договора N33 на право осуществления пассажирских перевозок, заключенного 13.03.2014 с Администрацией города Чебоксары по результатам конкурса сроком действия с 17.03.2014 по 16.03.2018.
Проверяя факт ведения ответчиком незаконной перевозочной деятельности в заявленный истцом период, суд исходил из следующего.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 города Новочебоксарска Чувашской Республики от 04.07.2014 по делу об административном правонарушении N 5-393/14 Быков С.В., являющийся директором автобазы ООО "Автолайн", привлечен к административной ответственности ввиду выявления 10.04.2014 осуществления принадлежащими ответчику автобусами NО322СС21 и NО287СС21 пассажирских перевозок по маршруту N54 (т.3, л.д.181 -183).
Судом в рамках дела N А79-2221/2015 установлено, что в период с 28.04.2014 по 07.05.2014 совместно с представителями контрольно-надзорных органов (УГАДН по Чувашской Республике, УГИБДД по Чувашской Республике, Минтранс Чувашии, ИФНС по г. Чебоксары, Роспотребнадзор по Чувашской Республике) проведены проверки соблюдения перевозчиками договорных отношений, а также норм действующего законодательства. По их результатам по маршруту N 54 зафиксированы автобусы, используемые для регулярных пассажирских перевозок пассажиров, которые выпускаются перевозчиками, не состоящими в договорных отношениях с администрацией г.Чебоксары.
Согласно акту от 30.04.2014 N 26 на остановке общественного транспорта "универмаг Шупашкар" в г. Чебоксары автобусом "Mercedes - Benz -22360с", с государственным регистрационным номером о322сс 21RUS осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту N 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства явилось ООО "Автолайн".
Согласно акту от 06.05.2014 N 34 в г. Чебоксары автобусом "Mercedes -Benz-22360с", с государственным регистрационным номером в517та 21RUS осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту N 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства явилось ООО "Автолайн".
Согласно акту от 09.07.2014 N 46 на остановке общественного транспорта "Агрегатный завод" в г. Чебоксары автобусом "Mercedes - Benz-22360с", с государственным регистрационным номером о287сс 21 RUS осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту N 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства явилось ООО "Автолайн".
В путевом листе от 09.07.2014 N 719 ООО "Автолайн" поручает водителю Глухову И.П. осуществить перевозку пассажиров по маршруту N 54.
В рапорте УГАДН по Чувашской Республике от 30.04.2014 N 140013 указано, что 30.04.2014 в 08 часов 40 минут в г. Чебоксары "кольцо Шупашкар" перевозчик ООО "Автолайн" осуществляло перевозку пассажиров по маршруту N 54 (водитель - Таравин В.В. - по путевому листу N 458 от 30.04.2014).
Согласно рапорту УГАДН по Чувашской Республике от 06.05.2014 N 140032 было установлено, что 06.05.2014 в 17 часов 12 минут в г. Чебоксары по Московскому проспекту перевозчик ООО "Автолайн" осуществляло перевозку пассажиров по маршруту N 54 (водитель- Малов П.Ю. - по путевому листу N 483 от 06.05.2014).
Согласно рапорту УГАДН по Чувашской Республике от 07.05.2014 N 140049 было установлено, что 07.05.2014 в 08 часов 10 минут в г. Чебоксары "кольцо Тракторостроителей" перевозчик ООО "Автолайн" осуществляло перевозку пассажиров по маршруту N 54 (водитель - Петров Э.А. - по путевому листу N 488 от 07.05.2014).
Приказом руководителя Управления ФАС по ЧР от 11.07.2014 N 188 в отношении ООО "Автолайн" возбуждено дело N 26/04-АМЗ-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Управления ФАС по ЧР от 18.12.2014 по делу N 26/04-АМЗ-2014 действия ООО "Автолайн" признаны нарушающими требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.05.2015 по указанному делу N А79-2221/2015 решение Управления ФАС по ЧР от 18.12.2014 признано законным.
В ходе совместной проверки исполнения законодательства об организации регулярных пассажирских перевозок, проведенной 16.03.2015 помощником прокурора Калининского района г. Чебоксары, госинспектором УГАДН по ЧР, инспектором ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Чебоксары, установлено, что по маршруту N 54 двигалось транспортное средство Мерседес N О322СС21, принадлежащее ответчику, под управлением водителя Журавина В.В., о чем составлен акт проверки от 16.03.2015.
Также решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25.05.2015 по делу N 2-1235/2015 (мотивированное решение от 01.06.2015) на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.03.2015, в рамках проведения проверки по которому был опрошен водитель автобуса "Мерседес" NО322СС 21 Парнюгин С.В., установлено, что указанное лицо работало на маршруте N 54 в качестве водителя с начала 2014 года по путевому листу, выданному ООО "Автолайн", и осуществляло пассажирские перевозки на этом маршруте.
Указанным решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики, вступившим в законную силу, деятельность ООО "Автолайн" по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 54 города Чебоксары признана незаконной, суд обязал ООО "Автолайн" прекратить ее осуществление.
При этом из протокола судебного заседания Новочебоксарского городского суда от 22.05.2015 усматривается, что директор ООО "Автолайн" Ладин В.В. указывал, что автобусы ответчика впервые появились на маршруте N 54 в апреле 2014 года.
30.07.2015 исполнительное производство N 54754/15/21018-ИП по исполнению данного решения окончено судебным приставом-исполнителем ввиду его фактического исполнения должником - ООО "Автолайн".
Кроме того, согласно представленным самим ответчиком контрольным отчетам терминалов безналичной оплаты, установленных в автобусах ответчика, двигавшихся по маршруту N 54, в период с 08.04.2014 по 26.07.2015 ответчиком принималось оплата от пассажиров по маршруту N 54.
Из представленных ООО "ЕТК" помесячных контрольных отчетов по терминалам формы Т-1, установленных ООО "Автолайн" в автобусах, выезжавших на маршрут N 54, следует, что в период с 17.01.2014 по 01.04.2014 безналичная оплата ответчиком не принималась.
Установленные судами факты осуществления ответчиком незаконной деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 54 г. Чебоксары не подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего дела в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не усмотрел причинно-следственной связи между деятельностью ООО "Автолайн" и возможными убытками ООО "Крокус Авто".
Доводы ответчика о недоказанности истцом периода осуществления незаконных перевозок по маршруту N 54 опровергаются приведенными выше доказательствами.
Кроме того, истцом в материалы дела представлены: обращение в УГАДН от 18.03.2014 (т.17, л.д. 11-12) и прокуратуру от 24.03.2014 (т.17, л.д. 13-14), ответ УГАДН от 28.03.2014 N 01-1024 (т.17, л.д. 8), согласно которым 27.03.2014 на маршруте N 54 выявлен автобус Мерседес В517ТА/21, принадлежащий ООО "Автолайн".
Также истцом представлены отчеты и фотоматериалы нанятого им для мониторинга маршрута N 54 ООО "Крез", из которых тоже усматривается, что в период с 30.12.2014 по 16.07.2015 ответчик осуществлял пассажирские перевозки по маршруту N 54 (т.2, л.д.91-150; т.3, л.д.1-77, 96-158).
Вопреки утверждениям ответчика о недопустимости данных доказательств ввиду отсутствия у ООО "Крез" статуса контрольно-надзорного органа и полномочий по проведению контрольных мероприятий, отсутствия работников, кроме "номинального директора" и неведения им хозяйственной деятельности, судом данные документы принимаются, поскольку не противоречат иным собранным по делу доказательствам, такие документы судом оценены в совокупности с другими доказательствами по делу, исходя из следующего.
Во-первых, истец, будучи легальным перевозчиком по маршруту N 54, вправе и обязан контролировать работу собственных транспортных средств на этом маршруте.
Во-вторых, такой мониторинг и контроль истец вправе поручить любому выбранному им лицу.
В-третьих, сам ответчик, территориально находясь в г. Новочебоксарск, тем не менее, осуществлял мониторинг выхода транспортных средств на необслуживаемых им маршрутах города Чебоксары и акты обследования направлял в Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Администрации города Чебоксары, тем самым принимая на себя несвойственные частной компании функции уполномоченных органов, подтверждением чему служат представленные ответчиком в материалы дела акты обследования маршрута N 54 за май и август 2015 года (т.15, л.д. 70-73, в т.ч. обороты).
Таким образом, суд обоснованно признал доказанным факт осуществления ответчиком незаконной перевозочной деятельности по маршруту N 54 г. Чебоксары в период с 27.03.2014 по 30.07.2015.
При этом количество транспортных средств, выпускаемых ответчиком на маршрут N 54 в данный период, менялось.
Так, в период с апреля по сентябрь 2014 года ответчиком использовалось 4 транспортных средства, с 01.10.2014 на маршрут выведен пятый автобус ответчика, что следует из представленных ООО "ЕТК" контрольных отчетов по терминалам формы Т-1 и подтверждается ответчиком (т.9, л.д. 89-104).
Оценивая доводы и возражения сторон относительно сделанных истцом приготовлений, возможности получения истцом истребуемой упущенной выгоды, проверяя аргументы ответчика относительно недостатка у истца штата водителей, их работу с существенной перегрузкой, совпадение множества городских маршрутов общественного транспорта со спорным маршрутом, суд исходил из следующего.
Согласно указанным выше отчетам терминалов ответчиком за период с апреля 2014 года по июль 2015 получена выручка от незаконной перевозки пассажиров по маршруту 54 в общем размере 9 850 492 руб., количество поездок (перевезенных пассажиров) составило 573 138 человек.
При этом контрольные отчеты формы Т-1, представленные обществом "ЕТК" письмом N 185 от 08.06.2017 (т.8, л.д. 146-166), судом во внимание не принимаются, поскольку не содержат графы "Итого" и сведений об установке ответчиком терминала на пятом автобусе, сведения же по остальным четырем терминалам полностью совпадают с отчетами, представленными суду позднее письмом N 76 от 04.07.2017 (т.9, л.д. 89-104).
Судом обоснованно не приняты отчеты, представленные ООО "ЕТК" письмом N 185 от 20.06.2017, поскольку представлены не на ООО "Автолайн" и не по пяти автобусам, по истцу - представлены не в полном объеме (т.8, л.д. 207-208).
Истец, используя транспортные средства в количестве, значительно превышающем количество транспортных средств ответчика, тем не менее, за период с 01.09.2014 по 01.08.2015 получил выручку от перевозки пассажиров в общей сумме лишь 688 873 руб., что следует из контрольных отчетов Т-1 за период с 01.09.2014 по 01.08.2015 (т.9, л.д. 105-116).
Тогда как экспертами ООО "ЦОЭК" Автопрогресс" размер его выручки от перевозки заявленного в статотчетах количества пассажиров определен в сумме 146 827 400 руб.
В этой связи и в целях проверки доводов сторон о величине полученных ими доходов и затрат от перевозочной деятельности, судом проанализированы данные статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности.
Согласно письмам ИФНС по г. Чебоксары от 27.10.2015 N 02-2-15/11613дсп и от 07.02.2018 N 05-1-27/006430 в налоговом органе отсутствуют сведения, касающиеся деятельности истца за 2014-2015 годы, в том числе кассовые книги, книги учета доходов и расходов, представленные обществом.
Вместе с тем по запросу суда налоговым органом письмами от 27.10.2015, 10.04.2018 и 12.04.2018 представлены электронные образы бухгалтерской отчетности ООО "Крокус Авто" за 2014-2015 годы.
Из бухгалтерского баланса истца за 2014 год усматривается, что истец относился к субъектам малого предпринимательства и его основным видом деятельности в 2014 и 2015 годах была торговля автотранспортными средствами.
Согласно отчету о финансовых результатах за 2014 год выручка истца от основного вида деятельности составила 5 563 000 руб., прочий доход - 2 065 000 руб., расходы по обычной деятельности - 6 765 000 руб., чистая прибыль общества составила 650 000 руб.
По отчету о финансовых результатах за 2015 год выручка истца составила 25 251 000 руб., прочие доходы - 259 000 руб., расходы - 23 787 000 руб., финансовый результат - чистая прибыль 1 723 000 руб.
То есть, и в 2014 и в 2015 года деятельность истца не была убыточной.
Из письма администрации города Чебоксары N 29/027 от 21.10.2015 по запросу суда статистических отчетов о пассажиропотоке по маршруту N 54 следует, что в период с июля 2012 года по январь 2014 года отчеты ООО "Крокус Авто" отсутствуют, поскольку общество в данный период не осуществляло обслуживание маршрута N 54.
Этим же письмом администрация города Чебоксары представила суду ежемесячные отчеты истца по форме N 1 - автотранс, согласно которым в январе 2014 года истцом по маршруту N 54 перевезено 96,7 тыс. человек, 02.14- 98,1 тыс. чел, 03.14-98,3 тыс. чел., 04.14- 98,5 тыс. чел., 05.14 - 98,6 тыс. чел., 06.14 - 98,4 тыс. чел., 07.14 - 98,2 тыс. чел., 08.14 - 98,5 тыс. чел., 09.14 - 95,7 тыс. чел., 10.14 - тыс. чел., 11.14 - 95,9 тыс. чел., 12.14 - 96,1 тыс. чел.; в январе 2015 года - 94,4 тыс. чел., 02.15 - 95,4 тыс. чел., 03.15 - 92,9 тыс. чел., 04.15 - 90,4 тыс. чел., 05.15 - тыс. чел.. 06.15- 90,2 тыс. чел., 07.15- 89,9 тыс. чел., 08.15 - 85,4 тыс. чел., 09.15 - 126 тыс. чел.
Истцом, в свою очередь, также представлены статотчеты за период с января 2014 года по июль 2015 года, идентичные по содержанию представленным Администрацией города Чебоксары.
По статистическим данным самого истца, в период с 01.04.2014 по 01.08.2015 им перевезено 2 208 600 пассажиров или порядка 4 525 пассажиров в день, что при выезде на маршрут 28 автобусов означает перевозку одним автобусом в день 161 человека.
Исходя из заявленного истцом в указанных статотчетах количества пассажиров и стоимости билетов в период с 01.04.2014 по 01.08.2015 истцом должна была быть получена выручка от продажи билетов в общей сумме не менее 26 млн. руб., в том числе за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 - более 14 млн. руб., однако, указанные размеры значительно превышают размер выручки, отраженной истцом в своей бухгалтерской отчетности за весь 2014 год (общий доход - 7 628 000 руб.).
При этом основным видом деятельности истца согласно данным его бухгалтерской и налоговой отчетности в 2014 и 2015 годах была купля-продажа транспортных средств, а не перевозка пассажиров.
По повторному запросу суда администрацией города Чебоксары письмом N 29/04-1967 от 11.04.2018 представлены статотчеты истца за период 2015-2016 годов, из которых следует, что в 10.15 истец перевез 130,4 тыс. чел, 11.15-134,4 тыс. чел., 12.15- 138,8 тыс. чел., в январе 2016 - 116,5 тыс. чел, 02.16- 129,9 тыс. чел., 03.16- 125,8 тыс. чел., 04.16- 121,8 тыс. чел., 05.16-117,6 тыс. чел., 06.16-109,2 тыс. чел., 07.16- 104,1 тыс. чел., 08.16- 104,2 тыс. чел., 09.16-112,8 тыс. чел., 10.16112,6 тыс. чел, 11.16- 112,7 + 1,6 тыс. чел, 12.16- 112,8 + 1,4 тыс. чел.
Также администрация города Чебоксары в письме от 11.04.2018 указала на отсутствие отчетов истца за 2014 год.
Дополнительно администрация города Чебоксары письмом от 22.03.2019 N 3965 сообщила суду, что 21.03.2017 в ходе обыска в кабинете N 209 изъяты компьютерные процессоры, в связи с чем информацию о конкретных датах представления истцом указанных отчетов и их принятия представить невозможно.
Истцом, несмотря на неоднократные предложения суда, не представлены учетные документы по работе транспортных средств, кассовые документы, иные доказательства ежедневного учета получаемой от продажи билетов выручки, доказательства выдачи билетов водителям, ежедневные доказательства заключения договоров перевозки с гражданами путем выдачи бланков строгой отчетности - билетов за период с 17.01.2014 по 30.07.2015 по маршруту N 54, доказательства приобретения бланков билетов в период с 01.01.2014 по 30.07.2015 у типографии, их учета.
По утверждению истца, все документы, необходимые суду для проверки доходов истца, утрачены в результате сжигания работником истца.
В обоснование данного утверждения истцом представлена объяснительная собственного механика Овчинникова Д.В. от 30.09.2015, согласно которой данное лицо 29.09.2015 забрало из сейфа журнал регистрации выдачи путевых листов, журнал контроля технического состояния, выпуска на линию и возвращения транспортных средств, кассовые книги и книги учета доходов и расходов ООО "Крокус Авто" и ИП Салмина А.Г. и затем их сожгло.
Между тем, в ходе допроса свидетель Овчинников Д.В. указал, что в 2014-2015 годах ООО "Крокус Авто" занималось пассажирскими перевозками, он как механик обслуживал автобусы 52, 54 и 63 маршрутов. Данные маршруты выпускались на рейс с базы, расположенной на ул. Пролетарской, 18. Помимо транспортных средств ООО "Крокус Авто" свидетель выпускал на рейс за отдельную плату посторонние транспортные средства с печатью ООО "Крокус Авто". Данные действия осуществлял в течение 2015 года. Когда свидетель узнал, что будет проходить проверка, по окончанию рабочей смены (с 04.30 до 09.00 утра) из сейфа взял примерно 4-5 журналов выпуска на линию ТС формата А4 в мягкой тонкой обложке и сжег данные документы в бочке на окраине дачного поселка, расположенного между г.Новочебоксарском и п.Кугеси. через определенное время свидетеля вызвало руководство для дачи объяснений по содеянному, со свидетелем была проведена беседа. Свидетелем было написано объяснение по факту сожжения документов и свидетель был временно отстранен от работы. Восстановить документы свидетеля не просили.
Таким образом, утверждение истца о том, что истец не может представить кассовые документы, билетно-учетные ведомости и прочие документы, подтверждающие объем фактической деятельности по перевозке и размер полученного дохода, ввиду их утраты в упомянутом пожаре, носит неубедительный характер.
Истцом представлены сведения о наличии в период с 10.01.2014 по 31.12.2014 в аренде нежилого помещения площадью 179,9 кв.м. со смотровыми ямами по адресу: г. Чебоксары, ул. Пролетарская, д. 18.
По условиям контракта N 33 от 13.03.2014 количество транспортных средств, принадлежащих истцу и подлежащих ежедневному выезду на маршрут N54, должно быть равным 28.
В материалы дела истцом представлено 30 свидетельств о регистрации транспортных средств и 21 паспорт транспортного средства, согласно которым истцом приобретено 30 автобусов, в том числе 11 автобусов в январе 2014 года, 15 автобусов в начале февраля 2014 года.
31.01.2014 истцом и ООО "ЕТК" заключен договор N 40 на поставку транспортных терминалов в количестве 65 единиц.
Терминалы переданы истцу по товарным накладным 21.08.2014 и 18.09.2014 в общем количестве 28 единиц.
Однако согласно свидетельствам, выданным в период с ноября 2013 года по февраль 2014 года, 30 автобусов истца были оснащены абонентскими телематическими терминалами.
03.02.2014 истцом и ООО "ЕТК" заключен договор присоединения истца к участию в работе автоматизированный системы управления безналичной оплатой проезда в рамках системы "Единая транспортная карта Чувашии", однако сведений о фактическом исполнении данного договора истцом не представлено.
21.08.2014 истцом и ООО "ЕТК" заключен еще один договор N 27 на присоединение истца к данной системе.
В приложении N 1 к данному договору поименовано 28 транспортных средств истца с указанием номеров терминалов оплаты и N сим-карт.
Как верно установлено судом первой инстанции, вопреки условиям пункта 2.3.16 заключенного им с администрацией города Чебоксары контракта N 33 от 13.03.2014, истец фактически установил терминалы безналичной оплаты не во всех 28 автобусах либо установленные терминалы не использовались истцом (в сентябре 2014 терминалами было оборудовано 17 транспортных средств, 10.14-18ТС, 11.14 - 17 ТС, 12.14 - 9 ТС, 01.15 - 10 ТС, 02.15 - 16ТС, 03.15 - 22 ТС, 04.15 - 15 ТС, 05.15 -13 ТС, 06.15 - 18 ТС, 07.15 -7 Тс).
05.02.2014 истцом и МБУ "Чебоксары-Телеком" заключен договор N 273/Г об информационном взаимодействии, по условиям которого сведения в режиме реального времени от транспортных средств истца в количестве 33 единиц, на которых должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации Глонасс, передаются в администрацию города Чебоксары.
Из пункта 7.6 данного договора усматривается, что ранее сторонами был заключен аналогичный договор N 259/Г от 17.01.2014.
По предложению суда истец не представил информацию о движении собственных транспортных средств по маршруту N 54 со спутниковой системы Глонасс, которой его автобусы должны были быть оборудованы в силу пунктов 2.3.14 и 2.13.15 контракта N 33 от 13.03.2014.
Между тем, администрация города Чебоксары и МБУ "Чебоксары-Телеком" по запросу суда представили необходимые сведения о работе ТС истца с применением систем спутниковой навигации.
Так, МБУ "Чебоксары - Телеком" письмом N 1922 от 18.12.2019 сообщило суду, что сведения о движении транспортных средств истца в форме отчетов имеются только, начиная с 01.09.2014, а также представило суду сведения о перебоях в работе систем навигации, отчеты о количестве транспортных средств истца, ежедневно выходящих на 54 маршрут, количестве запланированных и выполненных рейсов, количестве невыполненных рейсов, количестве нарушений скоростного режима.
Аналогичные отчеты представлены и администрацией города Чебоксары письмом N 29/04-7996 от 20.12.2019.
Из анализа упомянутых сведений следует, что мониторинговая информация от транспортных средств истца стала поступать лишь с 01.09.2014.
Так, в сентябре 2014 года максимальное количество вышедших на маршрут ТС составило 26 (4 дня), 25 (11 дней), 24 (4 дня), 23 (4 дня), 22 и менее (7 дней), в т.ч. 07.09.2014 - лишь 14 автобусов из 28.
В октябре 2014 года - среднее количество ТС составило 23 автобуса, количество завершенных рейсов - 70%, при этом за октябрь 2014 года на маршрут ни разу не выезжало более 25 автобусов.
В ноябре 2014 года среднее количество автобусов на маршруте составило 24 или 86 % от требуемого, при этом 28 автобусов выезжало на маршрут лишь 4 дня из 30, количество выполненных рейсов составило 68,50% от запланированных.
В декабре 2014 года среднее количество автобусов составило 25 или 89 % от требуемого, количество рейсов - 70 % от запланированного, контрактное количество автобусов (28) выпущено на маршрут лишь 5 дней из 31.
По данным отчета за январь 2015 года в этом месяце ни одного дня на маршруте не было 28 автобусов, в среднем количество автобусов составляло 23 или 81 %, количество выполненных рейсов - 60 %.
Из отчета за февраль 2015 года усматривается, что форма отчета изменилась (отсутствуют строки о процентном соотношении плановых и фактических показателей). При этом среднее количество вышедших на маршрут автобусов составило 25, три дня из 28 истцом обеспечено требуемое по контракту количество - 28, вместо 336 запланированных рейсов совершено лишь 222 (66%).
В марте 2015 года среднее количество автобусов истца на маршруте 54 составило 25, при этом 4 дня из 31 выезжало 28 автобусов, а 19.03.2015 на маршруте работало 30 автобусов вместо 28, завершенность рейсов составила 73 %.
В апреле 2015 года средний выход ТС истца составил 26, 8 дней из 29 на маршруте имелось 28 автобусов; количество рейсов - 236 вместо 336 или 70 %, при этом 14.04.2015 на маршруте курсировало 30 ТС.
Средний выход ТС в мае 2015 года составил 24 автобуса, при этом 28 автобусов выезжало на маршрут единожды - 08.05.2015, завершенность рейсов составила 72%.
В июне 2015 года средний выход ТС составил 28, однако такой показатель обеспечен посредством превышения контрактного количества автобусов с 28 до 29-32 в течение 13 дней из 30, а количество отработанных рейсов составило около 81 %.
За июль 2015 года в среднем на маршруте работало 26 автобусов, при этом 5 дней из 31 количество ТС превышало допустимое на 1 -2 автобуса, завершенность рейсов составила 73,5%.
Согласно приведенным данным по выходу автобусов истца на маршрут 54 в период с сентября 2014 года по июль 2015 года среднее количество обслуживающих маршрут N 54 автобусов составило 24 вместо 28 (без учета превышающего контрактное количество), средняя выполняемость рейсов - 70 %.
По требованию суда истцом в материалы дела представлены путевые листы за период с 17.03.2014 по 31.07.2015, из которых следует, что в период с 17.03.2014 по 25.03.2014 на рейс выходил один автобус истца, 23.03.2014 - два автобуса. Весь апрель 2014 года (кроме 25.04.2014 и 26.04.2014) по маршруту N 54 также курсировал один автобус истца, а 25.04.2014 и 26.04.2014 - ни одного автобуса.
За май 2014 года истцом представлены путевые листы, свидетельствующие о выходе на маршрут N 54 ежедневно не более 3-4 автобусов.
В июне 2014 года истцом выпускалось на маршрут следующее количество автобусов:
17
29
28
24
29
27
19
12
26
31
31
28
25
23
21
24
25
29
29
29
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
27
21
25
29
28
27
28
24
22
27
Судом установлено, что 8 дней июня 2014 года на маршрут выпускалось большее количество автобусов, чем предусмотрено контрактом с Администрацией города Чебоксары (29, 31 автобус вместо 28), а 18 дней на маршрут выходило меньшее и значительно меньшее количество автобусов, а значит 26 дней из 30 истец не в полной мере обеспечивал исполнение указанного контракта (либо выпускал на маршрут большее количество автобусов, либо меньшее) и лишь 4 дня (03.06.2014, 12.06.2014, 25.06.2014 и 27.06.2014) количество автобусов истца на маршруте N 54 соответствовало контракту (28 автобусов).
В июле 2014 года автобусы истца выезжали на маршрут N 54 в следующем количестве:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
26
27
25
26
26
19
26
26
27
24
26
25
17
25
26
28
26
25
22
16
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
23
26
27
25
25
21
18
25
25
23
21
Из указанных путевых листов усматривается, что истцом только 16.07.2014 обеспечено контрактное количество автобусов - 28, в остальные дни количество автобусов, выезжавших на маршрут N 54, было менее контрактного.
В августе 2014 года маршрут N 54 выезжало следующее количество автобусов истца:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
25
24
21
23
27
27
26
26
21
18
26
25
26
27
26
19
19
23
23
27
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
25
24
20
22
26
27
26
26
25
22
18
Указанные данные свидетельствуют о том, что в июле 2014 года ни одного дня по маршруту N 54 не ездило необходимое количество (28) автобусов истца.
В сентябре 2014 года количество автобусов истца на маршруте 54 было следующим:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
26
26
28
27
28
22
16
26
27
25
29
28
26
19
27
28
28
27
29
26
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
20
29
30
28
29
29
26
20
27
30
Данные сведения указывают на то, что 6 дней сентября 2014 года количество автобусов соответствовало контракту, 7 дней - превышало требуемое количество.
За октябрь-декабрь 2014 года истцом представлено незначительное количество путевых листов.
В январе 2015 года движение автобусов истца по маршруту N 54 было следующим:
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
220
11
21
21
23
21
22
13
22
23
33
33
33
33
33
33
33
33
2
223
224
221
222
223
224
225
226
227
228
229
330
331
224
220
324
224
218
224
223
223
222
325
220
В феврале 2015 года выезжало автобусов истца:
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
220
119
225
224
225
225
227
127
220
227
327
327
327
328
325
318
327
328
28
225
228
221
222
223
224
225
226
227
228
3
224
221
323
226
228
226
227
225
В этом месяце автобусы истца 6 дней выезжали в требуемом количестве.
В марте 2015 года количественный состав транспортных средств истца на маршруте 54 был следующим:
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
220
119
223
228
227
227
228
128
223
224
330
327
327
327
330
323
331
332
32
231
232
221
222
223
224
225
226
227
228
229
330
31
3
230
225
332
232
231
231
232
230
223
332
231
То есть, в марте 2015 года истец выпускал на маршрут значительно большее количество автобусов, чем предусмотрено контрактом (16 дней), лишь 3 дня автобусы двигались в необходимом количестве, остальные 12 дней автобусов не хватало.
В апреле 2015 года было выпущено на маршрут следующее количество автобусов:
11
22
33
44
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
17
18
19
20
232
231
233
232
2
25
32
32
32
31
32
31
23
30
33
333
32
33
31
23
31
221
222
23
224
225
226
227
228
229
330
332
333
332
333
331
223
330
332
332
229
Путевые листы за апрель 2015 года показывают, что 4 дня истец не доукомплектовывал маршрут автобусами, остальные 26 дней на маршрут выходило существенно больше автобусов, чем требовалось по контракту.
За май 2015 года картина движения автобусов N 54 такова:
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
9
9
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
220
226
225
20
227
332
332
331
332
228
222
229
331
331
330
229
228
225
228
330
330
221
222
223
224
225
226
227
228
229
330
3
31
331
331
331
223
330
331
229
228
330
222
1
15
То есть, 4 дня из 31 по маршруту двигалось 28 автобусов, 9 дней автобусов не хватало, остальные 15 дней автобусов ездило больше, чем требовалось.
Подсчет путевых листов за июнь 2015 года выявил следующее количество автобусов истца на спорном маршруте:
1
2
2
33
44
55
66
77
88
99
1
10
111
12
13
14
15
16
17
18
19
20
330
330
331
229
330
227
223
229
331
229
227
228
225
224
330
330
331
229
332
229
221
222
223
224
225
226
227
228
229
330
221
330
229
331
229
331
330
220
331
330
Указанное подтверждает, что в июне 2015 года автобусы истца 7 дней ездили в меньшем количестве, 12.06.2015 - в требуемом количестве, оставшиеся 23 дня - со значительным превышением контрактного количества.
В июле 2015 года автобусы истца курсировали по маршруту N 54 в следующем составе:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
30
30
30
29
20
30
32
30
27
30
28
21
29
30
32
30
29
27
19
29
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
31
31
27
31
25
18
32
33
30
31
31
То есть, 1 день на маршруте отработало контрактное количество автобусов, 8 дней - меньшее количество, остальные 22 дня - существенно большее количество автобусов.
Таким образом, содержащиеся в представленных истцом путевых листах сведения, в целом, подтверждают, что в спорный период маршрут N 54 часто не был укомплектован автобусами истца в необходимом количестве (28 автобусов ежедневно).
Более того, значительное количество дней истец допускал превышение контрактного количества автобусов (29-33 автобуса).
Далее судом проанализирован водительский корпус истца и режим их работы.
Расписание маршрута N 54 в весенне-летний и осенне-зимний период каждого года утверждалось заместителем главы Администрации города Чебоксары по вопросам ЖКХ и согласовывалось истцом.
Исходя из содержания расписаний, каждый автобус должен отработать 6 рейсов продолжительностью 1.30-1.46 каждый в день, при этом время работы водителя на линии - 9 часов.
Согласно пояснениям представителя истца, данным суду, водители истца работали сверх норматива. Подтверждением тому служат сведения об отработанных часах, имеющиеся в путевых листах, представленных истцом.
К примеру, водитель Морозов Ю.Б. отработал 31.05.2015 с 13.30 до 23.53 (т.46, л.д.294), 01.06.2015 с 5.24 до 20.00 (т.47, л.д.27), 02.06.2015 с 5.04 до 20.40 (т.47, л.д. 31), 05.06.2015 с 5.48 до 21.51 (т.47, л.д. 123), 06.06.2015 с 6.10 до 20.10 (т. 47, л.д. 152), 07.06.2015 с 8.09 до 20.29 (т. 47, л.д. 199), 10.06.2015 с 6.12 до 21.12 (т. 47, л.д. 263), 11.06.2015 с 6.03 до 22.54 (т. 48, л.д. 20), 12.06.2015 с 8.27 до 21.51 (т.48, л.д. 55), 15.06.2015 с 6.09 до 21.22 (т. 48, л.д. 106) и т.д., то есть, водитель, ежедневно трудясь по 10-16 часов три дня подряд, прерываясь на отдых и сон на менее чем 5 часов, имел перерыв между "трехдневными сменами" в 2 дня.
По представленным истцом путевым листам видно, что аналогичным образом работали и другие водители.
Из копии таблицы N 3 "Сведения о количестве работающих в целом по организации ООО "Крокус Авто" (приложение N 2 к Методрекомендациям по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении), подписанной и скрепленной печатью истца, следует, что в 2014-2015 годах у истца работало 30 водителей.
Согласно ответу Центра ПФР в Чувашской Республике- Чувашии от 28.02.2019 N 10600-14/2498 на запрос суда количество застрахованных лиц ООО "Крокус Авто" с 1 кв. 2014 года составляло 4, в 1 полугодии 2014 года - 31, за 9 месяцев - 35, за 2014 год - 33, в 1 кв. 2015 - 32, за полугодие 2015 -32, за 9 месяцев - 31.
Как верно установлено судом, при требующемся количестве автобусов - 28, с учетом установленного расписания движения автобусов, при имевшемся режиме труда, отдыха водителей и составе водителей истца в 30 человек вместо 56 и более, истец своими силами не мог организовать полную и эффективную эксплуатацию маршрута, а, соответственно, и извлечь дополнительный доход.
Доводы ответчика о совпадении маршрута N 54 с другими маршрутами общественного транспорта г. Чебоксары, судом оценены и приняты во внимание.
Так, в 2013 году по заданию Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Администрации города Чебоксары в целях оптимизации маршрутной сети общественного транспорта на центральных улицах города Чебоксары обществом с ограниченной ответственностью "Новита" разработан научно-технический отчет, содержащий сведения об обследовании интенсивности движения, пассажиропотока, оценке степени дублирования схем маршрутов и уровня насыщенности подвижным составом, предложения по оптимизации существующей сети общественного транспорта города Чебоксары.
Из отчета усматривается, что в 2013 году в городе Чебоксары имелось 20 троллейбусных маршрутов, 18 автобусных и 32 маршрута для маршрутного транспорта, в том числе маршрут N 54, объем перевозок в сутки по данному маршруту путем натурного обследования зафиксирован в количестве 6 352 чел.
Маршрут N 54 по пассажиропотоку стоял на 2 месте из 32 (больше только на маршруте 35), то есть, маршрут являлся очень востребованным. Анализ дублирования схемы движения данного маршрута с другими городскими маршрутами, приведенный в отчете ООО "Новита", свидетельствует о том, что маршрут N 54 совпадал с маршрутами 9 троллейбусов на 25-36%, с 2 троллейбусами N 3 и N 7 - более 42%; совпадение с 5 автобусными маршрутами составило от 32 до 40%; совпадение с маршрутным транспортом N 40, 41, 42, 44, 63 - от 50 до 62 %, а с маршрутом N 51 - 67 %, также высок процент дублирования с маршрутами N 31, 50, 52, 53, 59 - от 39 до 48 %.
Указанный анализ подтверждает доводы ответчика о высокой степени дублирования спорного маршрута N 54 с другим городским общественным транспортом, которое, безусловно, отрицательно влияет на возможность извлечения дополнительного дохода.
Помимо изложенного, судом установлено, что истец допускал выход на маршрут не заявленных им на конкурс либо не принадлежащих ему автобусов.
Указанное следует из проанализированных выше путевых листов истца.
Кроме того, согласно акту N 02 от 16.01.2015 мониторинга исполнения договоров перевозчиками пассажиров в г. Чебоксары на маршруте N 54 зафиксировано неуведомление о выпуске автобусов Е251КК, А141ОМ, В783УХ, Е512ЕО.
Сам истец 07.08.2014, 24.09.2014 обращался в Администрацию с заявлениями о выходе на маршрут автобусов ответчика, а также иных автобусов В008ОВ21, В141ОМ, Е251КК, В783УХ.
Однако, позднее 08.07.2016, по результатам мониторинга Администрацией города маршрута N 54, выявлено, что автобусы с номерами Е251КК, В783УХ курсируют по маршруту N 54 от имени ООО "Крокус Авто".
Сведений об обращении истца с аналогичным требованием о взыскании упущенной выгоды со всех иных перевозчиков, эксплуатировавших его маршрут, в деле не имеется.
Напротив, материалы дела содержат множество доказательств, что истец не принял всех необходимых мер, не сделал достаточных приготовлений как для полноценного и эффективного обслуживания маршрута в контрактном объеме (28 автобусов), так и приготовлений для извлечения дохода в заявленной сумме: не выводил на маршрут требуемое количество автобусов, не привлек достаточное количество водителей для выполнения всех запланированных рейсов, не обеспечил надлежащий режим труда и отдыха водителей, допускал курсирование по маршруту иных транспортных средств.
В связи с прекращением ответчиком нелегальных перевозок по маршруту N 54 с августа 2015 года пассажиропоток и размер доходов истца за 2015-2016 годы не претерпел существенных изменений.
Размер дохода истца за 2015 год и 2016 год отличается незначительно, что следует как из материалов дела, так и из открытых источников информации в сети Интернет.
В частности, согласно сведениям отчетов о финансовых результатах ООО "Крокус Авто" за 2014-2016 годы, размещенных на сайте https://zachestnvibiznes.ru/company/ul/1102130001016 2130068187 OOO-KROKUS-AVTO/balance, выручка истца составила в 2014 году - 5 563 000 руб., в 2015 году -25 251 000 руб., в 2016 году - 25 048 000 руб.
Из того же источника
https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1022101147067 2128041607 OOO-AVTOLAYN/balance), содержащего данные бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах ответчика, усматривается, что деятельность ответчика в 2014 году была убыточной, поскольку им получен убыток более чем в 17 млн. руб., в 2015 году ответчиком получена выручка в сумме 33 042 000 руб., а себестоимость продаж составила 38 229 000 руб., что превышает размер полученной выручки более чем на 5 млн. руб., при том что в этот период ответчик по договору с Администрацией города Новочебоксарска осуществлял легальные перевозки в г. Новочебоксарск.
По утверждению ответчика его автопарк для обслуживания перевозок в г. Новочебоксарск составлял порядка ста автобусов.
Получив в 2014 году убыток, а в 2015 году - выручку меньшую, чем себестоимость продаж и услуг от использования 100 автобусов, пятью нелегальными автобусами, курсирующими по маршруту истца, ответчик не мог извлечь доход, превышающий 20 млн. руб.
Дополнительным фактором снижения доходности маршрута N 54 послужило совпадение множества городских маршрутов с обслуживаемым истцом.
Кроме того, исходя из данных статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности истца, суд приходит к выводу о том, что доходность истца от перевозок пассажиров 28 автобусами (а также 29-33 автобусами) за 2014-2015 была значительно ниже истребуемой суммы упущенной выгоды, по мнению истца, заработанной ответчиком 5 автобусами.
Очевидно, что 5 нелегальных автобусов ответчика не могли принести доход, в разы превышающий легальный доход истца от эксплуатации 28 автобусов.
Аргументы истца об определении такого дохода расчетным путем на основании имеющихся в деле билетов ответчика судом рассмотрены и отклонены, поскольку такой расчет опровергается самим фактом незаконности деятельности ответчика.
Доказательств того, что ответчик, осуществляя незаконные перевозки, оформлял перевозочную деятельность, учет и выдачу билетов как водителям, так и гражданам, в соответствии с установленными требованиями, в деле не имеется.
Сам по себе порядковый номер билета не свидетельствует о последовательной и непрерывной цепочке выданных ответчиком билетов, а, значит, и о соответствии порядкового номера билета количеству нелегально перевезенных пассажиров.
Исходя из представленных ответчиком в адрес Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам показателей мониторинга эффективности тарифного регулирования организаций пассажирского транспорта за 2014 - 2015 годы, доходы ответчика от всех перевозок (в т.ч. и по легально обслуживаемым маршрутам г. Новочебоксарска) составили в период с 01.04.2014 по 01.10.2015 всего 3 354 000 руб. (2 361 000 руб. (за 2014 год) -537 000 руб. (за 1 кв. 2014) + 1 530 000 руб. (за 1-3 кв. 2015).
Также в материалах дела имеются и исследованы экспертом Пантелеймоновым И.Н. отчеты терминалов безналичной оплаты, исходя из которых размер выручки истца от перевозки пассажиров по маршруту N 54, то есть, размер полученных от граждан денежных средств (без учета каких-либо расходов на такую перевозку) составил 9 833 801 руб.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в материалах дела не имеется достаточных доказательств ведения самим истцом деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 54 в том объеме, который позволил бы ему получить доход в сумме заявленной упущенной выгоды.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным доводам не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.05.2020 по делу N А79-6387/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крокус Авто" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6387/2015
Истец: ООО "Крокус Авто"
Ответчик: ООО "Автолайн"
Третье лицо: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ЧЕБОКСАРЫ, ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс", Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике-Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-20/16
20.01.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14623/20
05.08.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-20/16
20.05.2020 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-6387/15
15.02.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-6387/15
01.02.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-20/16