Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф02-5371/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
06 августа 2020 г. |
дело N А19-11707/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 августа 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Каминского В.Л., Куклина О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горлачёвой И.Г., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2020 года по делу N А19-11707/2019 по исковому заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, ДОМ 14) к министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, 47), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (ОГРН: 1033801752456, ИНН: 3812014330, адрес: 664039, Иркутская область, город Иркутск, улица Терешковой, ДОМ 59), муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (ОГРН: 1033801541905, Дата присвоения ОГРН: 12.02.2003, ИНН: 3807000276, адрес: 664081, Иркутская область, город Иркутск, улица Станиславского, 2), публичное акционерное общество "Иркутскэнерго" (ОГРН: 1023800000729, ИНН: 3808038191, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Сухэ-Батора, дом 3) об обязании принять в государственную собственность Иркутской области, включить в реестр государственной собственности Иркутской области инженерные сети,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство, ответчик) требованиями обязать министерство принять в государственную собственность Иркутской области, включить в реестр государственной собственности Иркутской области следующие инженерные сети:
1. Холодного водоснабжения от колодца ВК-1 до наружной стенки здания ул. Терешковой, 59 диаметром 50 мм, протяженностью 10 п. м;
2. Холодного водоснабжения от колодца ВК-2 до колодца ВК-3 и до стенки здания прачечной (литера В) по адресу ул. Терешковой, 59 диаметром 100 мм, протяженностью 130 2 п. м;
3. Холодного водоснабжения от стенки здания прачечной (литера В) до стенки здания главного корпуса (литера А) и кафедры (литера Б) по адресу ул. Терешковой, 59 спутником в лотке тепловой сети диаметром 32 мм, протяженностью 100 п. м;
4. Линия канализации от колодца КК-1 через колодцы КК-2, КК-3, КК-4, КК5, КК-6, КК-7, КК-8 до колодца КК-9 по адресу ул. Терешковой, 59, диаметром 100 мм, протяженностью 170 п. м;
5. Линия канализации от колодца КК-20 до колодца КК-19 по адресу ул. Терешковой, 59, диаметром 100 мм, протяженностью 40 п. м;
6. Линия канализации от колодца КК-21 до колодца КК-14 по адресу ул. Терешковой, 59, диаметром 100 мм, протяженностью 10 п. м;
7. Линия водопровода от колодца ВК-2 до наружной стенки здания прачечной (литера П) через колодец ВК-3, бул. Рябикова, 23а, диаметром 100 мм, протяжённостью 590 п. м;
8. Линия водопровода от стенки здания прачечной (литера П) до наружных стенок фундамента зданий спальных корпусов (литеры В, М, Ж), административного корпуса (литера Д), лечебного корпуса (литера Б), столовой (литера Ш) спутником в тепловой сети бул. Рябикова, 23а, диаметром 32 мм, протяженностью 450 п. м;
9. Тепловая сеть от ТК-б-20 до здания прачечной (литера П) бул. Рябикова, 23а, диаметром 80 мм, протяженностью 716,5 п. м;
10. Тепловая сеть здания прачечной (литера П) бул. Рябикова, 23а до наружных стенок зданий спальных корпусов (литеры В, М, Ж), административного корпуса (литера Д), лечебного корпуса (литера Б), столовой (литера Ш), диаметром 50 мм, протяженностью 450 п. м (далее - спорные инженерные сети).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное учреждение бюджетное здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница", муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", публичное акционерное общество "Иркутскэнерго" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.02.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что спорные инженерные сети обслуживают здания ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница", являющегося учреждением здравоохранения, находящимся в ведении Иркутской области, его здания на праве собственности принадлежат Иркутской области, инженерные сети и здания ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" строились единым имущественным комплексом потому должны находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Ответчик в письменных возражениях на апелляционную жалобу указал, что отсутствуют установленные законом основания для нахождения спорного имущества в собственности Иркутской области, оно предназначено для решения вопросов местного значения. Просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства по делу, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В связи с заменой в составе суда на судью Каминского В.Л. судьи Юдина С.И., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 23.07.2020 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 23.07.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 30.07.2020. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В связи с заменой в составе суда на судью Куклина О.А. судьи Барковской О.В., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 30.07.2020 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей истца, ответчика и третьих лиц не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, в государственно собственности Иркутской области находятся объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Терешковой, 59, а именно: нежилое здание А, площадью 2 600,2 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:11021; нежилое здание - тубдиспансер (переход), площадью 310,9 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:11049; нежилое здание Б, площадью 2 594,8 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:11050; нежилое здание, площадью 3 190,9 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:10995; нежилое здание - контора, общей площадью 178,9 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:11187; нежилое здание - прачечная, общей площадью 311,3 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:10978; нежилое здание - овощехранилище, общей площадью 91,6 кв. м, с кадастровым номером: 38:36:000033:11038; земельный участок, площадью 19 928 кв. м, видом разрешенного использования - для эксплуатации зданий противотуберкулезного диспансера, с кадастровым номером: 38:36:000033:1313.
Нежилые здания предоставлены ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" на праве оперативного управления, земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Право государственной собственности Иркутской области и право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В результате инвентаризации в 2017 году администрация выявила спорные инженерные сети, построенные в 1967-1988 годах, которые по ее мнению, должны находиться в государственной собственности субъекта Российской Федерации, поскольку предназначены для обслуживания нежилых зданий Иркутской областной клинической туберкулезной больницы и представляют с ними единые имущественный комплекс.
Спор между истцом и ответчиком об имущественных правах на спорные инжирные сети, принять которые в государственную собственность субъекта Российской Федерации Иркутская область отказалась, стал предметом рассмотрения в настоящем деле.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 12, 212, 214, 218, 225, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 154 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктов 2, 11, абзаца 4 части 1 приложения N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность". Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку спорные инженерные сети относятся к объектам инженерной инфраструктуры города и относятся к муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда правильным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.12.2014 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктам 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В пункте 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пунктам 4, 5 и 29 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Из положений статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" следует, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (абзац 5 части 1), централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 части 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Спорное имущество представляет собой объекты инженерной инфраструктуры города Иркутска, построенные в 1967-1988 годах, которые согласно абзацу 4 пункта 1 приложения N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относятся к объектам муниципальной собственности.
Соответственно, из изложенных правоположений следует, что объекты инженерной инфраструктуры города, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, не относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле соблюдением требований, установленных статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не обнаружил в материалах дела подтверждения того обстоятельства, что спорные сети предназначены для обслуживания только нужд ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница", а истец, вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств этому обстоятельству. Сам по себе тот факт, что спорые сети находятся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Иркутской области, не свидетельствует о принадлежности спорных сетей Иркутской области и не является достаточными основанием для принятия их Иркутской областью в собственность.
При таком положении у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции. Сами по себе они не могли быть признаны основанием к отмене судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация, как орган местного самоуправления, выступающий в деле в качестве истца, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2020 года по делу N А19-11707/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11707/2019
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5371/20
06.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1854/20
19.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11707/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11707/19