город Омск |
|
06 августа 2020 г. |
Дело N А81-3986/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брежневой О.Ю.
судей Бодунковой С.А., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Титовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6714/2020) Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июня 2020 года по делу N А81-3986/2016 (судья Полторацкая Э.Ю.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901016000, ОГРН 1048900003888) о признании задолженности в размере 27 595 759 руб. 00 коп. обоснованной и подлежащей удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "Энергогазстрой" (ИНН 7708677681, ОГРН 1087746995379),
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЧелябТехнология" (далее -заявитель) обратилось 20.07.2016 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании закрытого акционерного общества "Производственно-строительное объединение "РусГазСтрой" (далее - должник) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.08.2016 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по проверке его обоснованности.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.03.2017 произведена процессуальная замена заявителя по делу - ООО "ЧелябТехнология" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "ПромРегионСтрой" (далее по тексту - ООО "ПромРегионСтрой") и замена наименования должника ЗАО "ПСО "РусГазСтрой" на акционерное общество "Энергогазстрой" (далее по тексту - АО "Энергогазстрой", должник).
Указанным определением заявление ООО "ПромРегионСтрой" о признании АО "Энергогазстрой" несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении АО "Энергогазстрой" введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца, временным управляющим должника утвержден Огарков Олег Александрович.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 18.03.2017.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.01.2018 АО "Энергогазстрой" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца, конкурсным управляющим должника утвержден Нерсисян Арсен Гарикович.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 20.01.2018.
Срок конкурсного производства в отношении должника неоднократно продлевался.
Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ФНС России, налоговый орган, заявитель, кредитор, податель жалобы) обратилось 17.12.2019 (нарочно) в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании требования в размере 27 595 759 руб. 00 коп. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества АО "Энергогазстрой".
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы подателем указано, что определением от 03.02.2020 об отложении судебного заседания по рассмотрению заявления уполномоченного органа, суд обязал налоговый орган представить мотивированные возражения на отзыв конкурсного управляющего, а также представить доказательства направления требований в адрес налогоплательщика. Далее определениями от 02.04.2020 и 29.04.2020 даты судебного заседания были изменены в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации, определением от 29.04.2020 судебное заседание было изменено на 28.05.2020. К указанному судебному заседанию уполномоченным органом не было представлено запрашиваемой судом дополнительной информации ввиду отсутствия у налогового органа информации о предстоящем судебном заседании и общей эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации с учетом ограничительных мер на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и режимом самоизоляции.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции в отсутствие доказательств направления требований налогоплательщику принято решение о признании данной задолженности необоснованной.
Кроме того, судом первой инстанции указано, что по требованиям N 11427 от 06.02.2018 и 40503 от 05.08.2017 отсутствуют доказательства направления постановлений о взыскании налогов за счет имущества должника судебному приставу-исполнителю, однако по указанным требованиям на дату введения в отношении АО "Энергогазстрой" процедуры наблюдения не истек двухлетний срок взыскания задолженности в судебном порядке (абзац 3 части 1 статьи 47 НК РФ).
Также ФНС России обращает внимание, что на официальном сайте УФССП России имеется информация о возбуждении исполнительного производства N 4869/18/89007-ИП от 26.01.2018 по требованию о взыскании задолженности. Налоговым органом для исполнения направлялось указанное в заявлении постановление N 89040014014 от 17.08.2017, соответственно возбуждено исполнительное производство N 54716/17/89007- ИП от 12.08.2017.
Одновременно подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 апелляционная жалоба ФНС России принята к производству и назначена к рассмотрению, также назначен вопрос о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы в судебное заседание одновременно с рассмотрением апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от конкурсного управляющего Нерсисяна А.Г. поступил отзыв на апелляционную жалобу, возражения на ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает его подлежащим удовлетворению, а срок на подачу апелляционной жалобы - восстановлению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 117 АПК РФ установлено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом (часть 2 статьи 259 АПК РФ).
Часть 3 статьи 223 АПК РФ предусматривает порядок, допускающий возможность обжалования судебных актов в суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения; в рамках этого порядка возможно также и дальнейшее обжалование судебных актов в кассационной и надзорной инстанциях.
В силу пункта 35.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) рассматриваемый порядок распространяется, в частности, на определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений кредиторов о включении требования в реестр требований кредиторов.
В рассматриваемом случае десятидневный срок на обжалование определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2020 истек 18.06.2020 (с учетом праздничного нерабочего дня - 12.06.2020).
Апелляционная жалоба ФНС России подана нарочно в канцелярию Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа 23.06.2020, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции суда.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) разъяснено, что с силу части 2 статьи 259 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции восстанавливает срок на подачу апелляционной жалобы, если данный срок пропущен по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой.
Для лиц, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве, уважительными могут быть признаны, в частности, причины, связанные с отсутствием у них по обстоятельствам, не зависящим от этих лиц, сведений об обжалуемом судебном акте.
По смыслу закона уважительные причины пропуска срока - это объективные, не зависящие от лица препятствия для совершения процессуального действия, которые имеют место в период, в течение которого следует совершить данное процессуальное действие.
Нормы о возможности восстановления процессуального срока на подачу жалобы вне судебного заседания на стадии разрешения судьей вопроса о принятии заявления предполагают обязательность оценки компетентными арбитражными судами - как при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, так и после его восстановления при последующем рассмотрении дела в соответствующей инстанции - обоснованности доводов лица, настаивавшего на таком восстановлении, и не исключают возможность прекращения начатого производства по делу, если в процессе его рассмотрения будет установлено, что основания для восстановления срока отсутствовали.
Положения приведенных процессуальных норм предполагают оценку при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивавшего на таком восстановлении, и, соответственно, возлагают на заявителя обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П от 17.03.2010.
Необоснованное восстановление соответствующего процессуального срока нарушит принципы равноправия сторон и состязательности, на основе которых осуществляется судопроизводство в арбитражном суде (статьи 8 и 9 АПК РФ).
Заявленное уполномоченным органом ходатайство мотивировано получением определения суда УФНС России по ЯНАО только 10.06.2020, а также ввиду большого объема документооборота у уполномоченного органа, что влияет на задержку своевременного мониторинга и последующего анализа материалов дела.
Кроме того, апеллянт отмечает влияние общей эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации с учетом принятых ограничительных мер на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и режимом самоизоляции. В период данных ограничительных мер, уполномоченный орган наряду с иными органами государственной власти находился в режиме самоизоляции, что также повлияло на невозможность своевременного обжалования определения суда.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае представитель уполномоченного органа действительно не участвовал в судебном заседании Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором была объявлена резолютивная часть обжалуемого определения.
Согласно правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос 4 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков (статья 112 ГПК РФ, статья 117 АПК РФ, статья 95 КАС РФ, статья 130 УПК РФ).
К уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таким образом, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Принимая во внимание изложенное, а также незначительную длительность пропущенного налоговым органом срока (3 рабочих дня), суд апелляционной инстанции, руководствуясь необходимостью установления баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство в целях обеспечения реальной возможности участвующим в деле лицам воспользоваться правом на пересмотр судебного акта, удовлетворил ходатайство ФНС России о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Кроме того, к апелляционной жалобе были приобщены дополнительные документы: копии налоговых деклараций, подтверждающих возникновение задолженности у АО "Энергоазстрой"; требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика; решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика; инкассовые поручения, выставленные к решениям.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Принимая разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, по аналогии, учитывая, что по смыслу части 2 статьи 268 АПК РФ и абзаца 5 пункта 29 Постановления N 12 разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции, представленные ФНС России доказательства суд апелляционной инстанции полагает возможным приобщить к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, принятия законного и обоснованного судебного акта.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2020 по настоящему делу проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Повторно изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2020 по настоящему делу подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Нормами пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве предусмотрено, что установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как следует из разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требований кредиторов подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
По правилам статей 71, 100, 142 Закона о банкротстве установление и включение требований в реестр требований осуществляется на основании представленных кредитором документов, поэтому именно на нем лежит обязанность при обращении со своим требованием приложить соответствующие достоверные и достаточные доказательства действительного наличия денежного обязательства.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, по состоянию на 05.09.2019 задолженность АО "Энергогазстрой" по обязательным платежам перед Российской Федерацией составляет 27 595 759,00 руб., в том числе 24 670 659,00 руб. основного долга (налог, пени) и 2 925 100 руб. штрафов.
Сумма задолженности, подлежащая включению в реестр требований кредиторов АО "Энергогазстрой" образовалась в связи с неуплатой налоговых платежей по налогу на прибыль за 2015 год, по НДС за 2 квартал 2016 года, на основании решений камеральных налоговых проверок от 25.10.2016 N 36283, от 31.10.2017 N 36590, от 07.12.2017 N 44823.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по предъявлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы вправе представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае, если обязанность по уплате налога возникла у организации или индивидуального предпринимателя по результатам проверки федеральной налоговой службой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, взыскание налога осуществляется в судебном порядке.
Обращаясь с настоящим требованием в суд налоговый орган в обоснование существования задолженности и соблюдения мер принудительного взыскания сослался на следующие документы:
требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа N 89040181338 от 07.08.2017, N 89040184226 от 15.01.2018, N 11427, от 06.02.2018, N 40503 от 05.08.2018, направляемые в соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес АО "Энергогазстрой";
решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках N 27773 от 15.12.2017, N 1360 от 13.02.2017, N 9974 от 12.10.2016, N 10666 от 15.11.2016, N 1359 от 13.02.2017, N 33415 от 29.03.2018, N 21224 от 28.09.2018, вынесенные в соответствии со статьей 46 НК РФ в связи с истечением срока исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа;
решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества N 89040015840 от 15.01.2018, N 89040014014 от 17.08.2017, вынесенные в соответствии со статьей 47 НК РФ в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами. Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа. Доказательства направления должнику спорных требований на бумажном носителе (заказным письмом) в порядке и сроки, установленные абзацем 1 пункта 6 статьи 69, статьей 70 НК РФ, уполномоченным органом не представлены.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, из материалов дела следует, что по требованиям N 11427 и N 40503 на общую сумму 14 901 029,32 руб. отсутствуют доказательств направления постановлений о взыскании налогов за счет имущества должника в службу судебных приставов-исполнителей для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве).
На оставшуюся сумму задолженности в размере 12 694 729,68 руб. отсутствуют доказательства направления требований должнику.
Повторно рассмотрев материалы дела с учетом представленных налоговым органом в суд апелляционной инстанции документов, апелляционная коллегия считает необходимым указать следующее.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки.
Согласно статьям 46, 47, 69, 70, 80, 87 - 89 НК РФ доказательствами обоснованности требований по обязательным платежам могут являться: налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Соответственно, при предъявлении настоящих требований о включении в реестр требований кредиторов должника именно уполномоченному органу следует доказать действительность наличия у должника перед ним спорной задолженности, представив суду надлежащие доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 70 НК РФ).
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 70 НК РФ).
Пунктом 50 Постановления N 57 предусмотрено, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
В силу частей 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии частью 4 статьи 69 НК требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац второй пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Процедура направления требования в электронном виде установлена приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ (далее - Порядок). В настоящее время Порядок утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ "Об утверждении порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи", вступившего в силу 16.05.2017.
Согласно пункту 5 Порядка при направлении требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику требование на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 7 Порядка участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Требований и технологических электронных документов.
Направление требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде (пункт 9 Порядка).
Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная квалифицированной электронной подписи налогоплательщика (пункт 11 Порядка).
При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой его получения налогоплательщиком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме (пункт 12 Порядка).
Если налоговый орган в соответствии с пунктом 16 Порядка не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет требование налогоплательщику на бумажном носителе в срок, установленный НК РФ.
Как следует из материалов обособленного спора (с учетом представленных документов в суд апелляционной инстанции), требование к должнику уполномоченный орган основывает на декларациях налогоплательщика по налогу на прибыль за 2015 год (подана в налоговый орган 07.07.2017) и НДС за 2 квартал 2016 года (подана в налоговый орган 25.07.2016).
В связи с выявлением недоимки налоговым органом выставлены в адрес должника требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 8156 по состоянию на 07.09.2016 (сроком уплаты до 27.09.2016), N 8551 по состоянию на 10.10.2016 (сроком уплаты до 28.10.2016), N 6870 по состоянию на 26.12.2016 (сроком уплаты до 20.01.2017), N 6871 по состоянию на 26.12.2016 (сроком уплаты до 20.01.2017), N 40503 по состоянию на 05.08.2017 (сроком уплаты до 25.08.2017), N 11427 по состоянию на 06.02.2018 (сроком уплаты до 27.02.2018).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выставление требований об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафов осуществлено налоговым органом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно пункту 2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, по смыслу пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей.
При неисполнении требования в добровольном порядке налоговый орган вправе применить процедуру принудительного взыскания задолженности. Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Из пункта 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, следует, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 01.01.2017).
Следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
По указанным выше требованиям об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов налоговым органом вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 9974 от 12.10.2016, N 10666 от 15.11.2016, N 1359 от 13.02.2017, N 1360 от 13.02.2017, N 21224 от 28.09.2017, N 33415 от 29.03.2018 - соответственно, что соответствует двухмесячному сроку принятия решения о взыскании, предусмотренного частью 3 статьи 46 НК РФ. На расчетные счета должника выставлены инкассовые поручения.
В настоящем случае в соответствии со статьей 46 НК РФ в связи с истечением срока исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа уполномоченным органом вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в пределах установленных сроков.
Согласно части 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По указанным выше требованиям об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов уполномоченным органом решения в порядке статьи 47 НК РФ могли быть приняты до 27.09.2017, до 28.10.2017, до 20.01.2018, до 20.01.2018, до 25.08.2018, до 27.02.2019.
Между тем, определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.03.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения.
В связи с установленными НК РФ сроками принудительного взыскания возможность принудительного исполнения требований по соответствующим платежам по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства (02.03.2017) налоговым органом не была утрачена.
Поскольку возможность принудительного исполнения требований по обязательным платежам и финансовым санкциям ФНС России в рассматриваемом случае не была утрачена, заявленное уполномоченным органом требование подлежало признанию обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Правила настоящего пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.01.2018 АО "Энергогазстрой" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Публикация сообщения о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии процедуры конкурсного производства в отношении должника состоялась в газете "Коммерсантъ" 20.01.2018, следовательно, реестр закрыт 20.03.2018.
Поскольку уполномоченный орган обратился с настоящим требованием 17.12.2019 - после закрытия реестра требований кредиторов, требование ФНС России в размере 27 595 759,00 руб., из которых: 24 670 659,00 руб. - недоимка, пени, 2 925 100,00 руб. - штрафы, подлежит удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества АО "Энергогазстрой".
С учетом изложенного обжалуемое определение подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием по настоящему делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Апелляционная жалоба ФНС России подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы удовлетворить. Восстановить Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу срок подачи апелляционной жалобы.
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6714/2020) Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить. Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июня 2020 года по делу N А81-3986/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать требование Федеральной налоговой службы в размере 27 595 759,00 руб., из которых: 24 670 659,00 руб. - недоимка, пени, 2 925 100,00 руб. - штрафы, обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества акционерного общества "Энергогазстрой" (ИНН 7708677681, ОГРН 1087746995379).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Брежнева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3986/2016
Должник: ЗАО "Производственно-строительное объединение "РусГазСтрой"
Кредитор: ООО "ЧЕЛЯБТЕХНОЛОГИЯ"
Третье лицо: АО "Группа компаний "РусГазИнжиниринг", Ассоциация "СРО АУ "Южный Урал", Ассоциация арбитражных управляющих "Инициатива", Вдовченко Виталий Владимирович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, НП СОАУ Меркурий, ООО "ПромРегионСтрой", ООО "ЧЕЛЯБТЕХНОЛОГИЯ", Отдел судебных приставов по г. Новый Уренгой УФССП по ЯНАО, САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", САУ "СРО "ДЕЛО", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление федеральной службы судебных приставов по ЯНАО, АО "Арктикнефтегазстрой", ООО "Коллектор прайм", ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ", ООО "Энергия", Пушкарев Д.А., Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "ДЕЛО", Суд общей юрисдикции, Управление министерства внутренних дел РФ по ЯНАО Управление по вопросам миграции, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6455/2023
26.09.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7816/2023
27.02.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-146/2023
30.01.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14960/2022
03.11.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10220/2022
03.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
30.09.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10217/2022
22.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4772/2022
24.01.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
09.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8525/2021
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
29.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
24.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4892/2021
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
30.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13869/20
29.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2690/2021
22.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1566/2021
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
19.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7952/20
25.01.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13666/20
03.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5260/20
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
12.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5261/20
24.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
06.08.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5677/20
06.08.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6714/20
31.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5005/20
23.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5252/20
01.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
19.02.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16804/19
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
13.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13316/19
14.11.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11645/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
15.10.2019 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15621/19
19.08.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
08.08.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
05.07.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N А81-3986/16
02.07.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
19.06.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8196/19
18.06.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
06.06.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N А81-3986/16
15.05.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4175/19
14.05.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
08.05.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
30.04.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4077/19
29.04.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4492/19
29.04.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4497/19
29.04.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4638/19
29.04.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4637/19
29.04.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4663/19
25.04.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
24.04.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
12.03.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1917/19
11.03.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1883/19
09.03.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
06.03.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
05.03.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
04.03.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
22.02.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
21.02.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1786/19
21.02.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1593/19
21.02.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1595/19
20.01.2019 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
18.01.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
17.01.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
20.12.2018 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
18.12.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
19.08.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6478/18
15.02.2018 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
23.01.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5765/17
12.01.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
20.12.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14697/17
18.12.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14786/17
19.10.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10437/17
28.07.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10314/17
28.07.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10315/17
12.07.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7756/17
12.07.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7723/17
03.03.2017 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3986/16
14.02.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16014/16