Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2020 г. N Ф07-10567/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
11 августа 2020 г. |
Дело N А56-115172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Баранова С.В..
при участии:
от истца (заявителя): Микаэлян, паспорт.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16381/2020) ООО "АРЗУМАНОВ КОНСАЛТИНГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-115172/2019 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "АРЗУМАНОВ КОНСАЛТИНГ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу 3-е лицо: МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу об обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102, адрес: 196143, г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 61, кВ. 21, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) по выдаче справки о состоянии расчетов на дату ликвидации ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212), обязании подготовить справку о состоянии расчетов ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) на дату 25.12.2018 с отсутствием задолженности, обязании направить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) на дату 25.12.2018 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2020 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Налоговый орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Микаэлян Р.С. является учредителем и руководителем ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102) и ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212).
ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) 13.02.2019 исключено из ЕГРЮЛ.
ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102) 27.06.2019 обратилось в Межрайонную ИФНС N 15 по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации принятого решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Решением N 132896А от 04.07.2019 Обществу было отказано в государственной регистрации решения о ликвидации в связи с тем, что на регистрацию представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Основанием для вынесения данного решения явился вывод регистрирующего органа о том, что на момент исключения ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) из единого государственного реестра юридических лиц МИ ФНС N 17 по Санкт-Петербургу была предоставлена справка, согласно которой у данного юридического лица имелась задолженность перед бюджетом.
Ссылаясь на то обстоятельство, что платежными поручениями от 20.12.2018 задолженность перед бюджетом ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) была погашена в полном объеме и по состоянию на 12.02.2019 недоимка отсутствовала, ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия налогового органа по предоставлению справки о расчетах с бюджетом по состоянию на дату ликвидации ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) и обязании устранить нарушение права и законных интересов путем выдачи справки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, факт нарушения прав и законных интересов в экономической сфере деятельности подлежит доказыванию заявителем.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо может обратиться в суд только в случае нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что необходимым условием удовлетворения требований заявителя является установление арбитражным судом одновременно следующих обстоятельств:
- несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов в отношении ликвидированного юридического лица ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) по состоянию на дату ликвидации. При этом, по мнению заявителя данная справка подлежала предоставлению в регистрирующий орган при ликвидации ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212).
Вместе с тем, правоотношения между налоговым органом и ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) исключенным из ЕГРЮЛ 13.02.2019, в том числе в отношении расчетов с бюджетом, не влияют сами по себе на права и законные интересы заявителя в экономической сфере деятельности.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно статьи 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Таким образом, справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом представляется налоговым органом исключительно по запросу налогоплательщика.
Пунктом 9 статьи 84 НК РФ определено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право требовать соблюдения налоговой тайны, а подпункт 6 пункта 1 статьи 32 НК РФ закрепляет обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну.
В соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением перечисленных в данной статье.
Таким образом, по своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.
В рассматриваемом случае налогоплательщик ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) исключено из ЕГРЮЛ 13.02.2019.
Заявитель в силу вышеуказанных норм материального права не наделен полномочиями на получение справки о расчетах с бюджетом ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212).
То обстоятельство, что Микаэлян Р.С. является учредителем и руководителем ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102) и ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) не наделяет правом ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102) на обращение как в налоговый орган с заявлением о предоставлении справки о расчетах с бюджетом иного налогоплательщика, так и непредставление данной справки не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемые бездействия в отношении заявителя не совершались и не затрагивают его прав и законных интересов.
С учетом указанных обстоятельств, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о том, что заявитель выбрал неверный способ защиты нарушенного права на регистрацию принятого решения о ликвидации.
В данном случае ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 1027800542835, ИНН 7801209102) вправе обжаловать в установленном порядке решение регистрирующего органа об отказе в регистрации решения о ликвидации юридического лица с установлением факта отсутствия у ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212) недоимки на момент исключения из реестра, либо учредитель вправе обжаловать решение регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Арзуманов Консалтинг" (ОГРН 5067847179010, ИНН 7802361212).
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-115172/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115172/2019
Истец: ООО "АРЗУМАНОВ КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10567/20
11.08.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16381/20
10.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-115172/19
07.02.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38422/19