г. Чита |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А19-15491/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Корзовой Н.А., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2020 года по делу N А19-15491/2019 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ОГРН 1053808007417, ИНН 3808116570, адрес: 664011, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Рабочая, д. 2А) к федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (ОГРН 1033802456522, ИНН 3827000370, адрес: 664511, Иркутская обл., Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Дачная, д. 14) об обязании разработать проект рекультивации земельного участка, взыскании 26 289 984 руб.,
(суд первой инстанции - Е.В. Рукавишникова),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее - истец, Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - ответчик, ФГБНУ "Иркутский НИИСХ", Учреждение) о взыскании ущерба, причиненного почвам, в размере 26 289 984 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в части требований об обязании разработать проект рекультивации земельного участка, произведения работ по рекультивации земельного участка и предоставления уведомления о завершении работ по рекультивации производство по делу прекращено. В остальной части иск удовлетворен.
В обосновании суд указал, что факт загрязнения почв, находящихся во владении ответчика, материалами дела подтвержден, захламление и загрязнение почв законодательством выделены в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли, поэтому основания для удовлетворения требований имеются.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2020 по делу N А19-15491/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Полагает, что материалы дела не содержат протоколов испытаний, устанавливающих показатели отклонений состояния почв от нормативов, протоколы отбора проб, позволяющих определить в отношении каких образцов проведены исследований, в каком месте и на какой площади данные образцы отобраны, соблюдена ли процедура отбора проб и иные необходимые данные для проверки правильности расчета ущерба. Отсутствие в материалах дела первичных документов, необходимых для расчета ущерба, свидетельствует о невозможности проверки правильности расчета не только судом, но и ответчиком.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 года судебное заседание отложено до 06 августа 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2019 года в составе суда произведена замена судьи Ломако Н.В. на судью Корзову Н.А.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.05.2020, 12.06.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на оснований писем прокуратуры Октябрьского района города Иркутска от 11 апреля 2017 года N 85ж - 2017 и администрации муниципального образования "Ушаковское" Иркутского района от 17.04.2017 года N 492 о фактах захламления земельных участков и выявленных свалок ТБО, Управлением были проведены рейдовые осмотры и обследования на земельных участках с кадастровыми номерами 38:06:141904:145, 38:06:142902:58, 38:06:142901:149, по итогам которых государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Ю.А. Козеровской было выдано мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой выездной проверки для надзорных и контрольных мероприятий.
Распоряжением Управления от 06 июня 2017 года N 1046 на указанных земельных участках была проведена внеплановая выездная проверка с 09 июня 2017 года по 07 июля 2017года. По итогам проведения внеплановой выездной проверки, что отражено в акте внеплановой выездной проверки N 55 - в/ю от 07 июля 2017 года, установлен факт не соблюдения федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" требований, предъявляемых к охране земель, защите почв от уплотнения, загрязнения химическими веществами, иными веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Учреждение допустило захламление и перекрытие отходами производства и потребления части участков 38:06:141904:145, 38:06:142902:58, 38:06:142901:149 на общей площади 1,4138га (на площади 1,3998 га участка 38:06:141904:145, на площади 0,0062 га участка 38:06:142902:58, на площади 0,0078 га участка 38:06:142901:149), что повлекло за собой загрязнение почвы под свалками бенз(а)пиреном, нефтепродуктами, цинком (подвижная форма), что подтверждается данными лабораторных испытаний, протоколы испытаний: N 4907, N 4908, N 4911, N 4912, N 4913, N 4914, N 4917, N 4918 N 4051, N 4052, Заключением экспертной организацией N 103 от 31 июля 2017 года, при этом факт загрязнения почв установлен на площади 42 кв.м. (5 кв.м. - участок 38:06:141904:145, 30 кв.м. - участок 38:06:142902:58 (20 кв.м. в районе 8 км автодороги Иркутск-Б. Голоустное, 10 кв.м. в районе 11 км указанной автодороги), 7 кв.м. - участок 38:06:142901:149. Кроме того, установлен факт не выполнения Учреждением как правообладателем участков 38:06:141904:145, 38:06:142902:58, 38:06:142901:149 установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что повлекло за собой загрязнение почвы, снижение почвенного плодородия, деградацию почв, т.е. привело к ухудшению качественного состояния почв сельскохозяйственного назначения.
На основании собранных материалов внеплановой выездной проверки и протокола об административном правонарушении N 82 от 02 августа 2017 года, Учреждение было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7. КоАП РФ -"невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель".
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления П.М. Пуляевского за номером 105 - ф/01 от 28 сентября 2017 года Учреждению назначен штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренной санкцией части 2 статьи 8.7. КоАП РФ, размер штрафа составил 200 000 рублей. Постановление в установленный срок обжаловано не было и вступило в законную силу 08 октября 2017 года.
Во исполнение статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Учреждению было выдано предписание N 027628 от 07 июля 2017 года об устранении выявленных нарушений в срок до 07 сентября 2017 года.
На основании распоряжения N 1693 от 11 сентября 2017 года "О проведении внеплановой выездной проверки" была проведена проверка по исполнению требований предписания N 027628 от 07 июля 2017 года об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации, по результатам проверки составлен акт проверки N 102 - в/ю от 28 сентября 2017 года и установлено, что требования предписания N 027628 от 07 июля 2017 года не исполнены. Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 104 от 28 сентября 2017 года в отношении Учреждения по части 25 статьи 19.5. КоАП РФ - "Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства". Постановлением Мирового судьи 62 судебного участка Иркутского района Иркутской области N 5 - 1173/17 от 04 декабря 2017 года Учреждение подвергнуто к штрафу в размере 100 000 рублей; постановление обжаловано не было, вступило в законную силу.
28 сентября 2017 года Учреждению было выдано новое предписание N 027635 от 28 сентября 2017 года об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до 20 июня 2018 года.
На основании распоряжения N 1004 от 26 июня 2018 года "О проведении внеплановой выездной проверки" была проведена проверка по исполнению требований предписания N 027635 от 28 июля 2017 года об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации. Актом проверки N 62 от 23 июля 2018 года было подтверждено, что требования предписания N 027635 от 28 сентября 2017 года не были исполнены, в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении N 39 от 23 июля 2018 года по части 25 статьи 19.5. КоАП РФ
Управлением выдано предписание N 027650 от 23.07.2018 года со сроком устранения нарушений до 15 октября 2018 года.
На основании распоряжения N 1601 от 18 октября 2018 года "О проведении внеплановой выездной проверки" проведена проверка по исполнению требований предписания N 027650 от 23 июля 2018 года об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки, оформленным актом проверки N 163 от 09 ноября 2018 года, установлено, что предписание N 027650 от 23.07.2018 года со сроком устранения нарушений до 15 октября 2018 года не исполнено. Более того, было установлено увеличение масштабов нарушений на указанных земельных участках, а именно:
1. На земельном участке с кадастровым номером 38:06:141904:145 площадь захламления и перекрытия почвы отходами производства и потребления составила 30888кв.м. (площадь захламления и перекрытия почвы отходами - 5613кв.м., площадь перекрытия почвы грунтом с включениями ТБО - 25275кв.м.). Общая площадь нарушенных земель части участка 38:06:141904:145, подлежащая восстановлению, составила 75445 кв.м.;
2. На земельном участке с кадастровым номером 38:06:142902:58 захламление ТБО, зафиксированное в июне 2017 года в районе 19 км автодороги Иркутск-Б.Голоустное на площади 3кв.м, на момент осуществления выезда и осмотра территории не устранено и составляет 3кв.м. (0,0003 га);
3. На земельном участке с кадастровым номером 38:06:142901:149 при проведении проверки в июне 2017 года на части участка 38:06:142901:149 около карьера выявлена свалка растительных остатков (корни и ветки деревьев), ТБО (полиэтилен, картон, пластик, строительные отходы (кирпич, доски, сетка-рабица, шифер, пр.), на общей площади 78 кв.м. При выезде 23.10.2018 установлено, что площадь захламления увеличилась за счет не ликвидации в полном объеме захламления, выявленного ранее, а также новых очагов захламления. По состоянию на 23.10.2018 площадь захламления и перекрытие почвы участка 38:06:142901:149 составляет 120 кв.м. (0,012 га).
В отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении N 131 от 09 ноября 2018 года по части 26 статьи 19.5. КоАП РФ -"Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5. КоАП РФ". Также в отношении должностного лица - директора Учреждения Кузнецова А.И. был составлен протокол об административном правонарушений N 130 от 09 ноября 2018 года по части 1 статьи 19.4. КоАП РФ - "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль".
В ходе проверки выдано экспертное заключение N 22/02-18 от 06 ноября 2018 года Дагурова А.В., согласно которому несанкционированные свалки существенно влияют на все компоненты окружающей среды, но непосредственное их воздействие осуществляется на почву. В результате создания несанкционированных свалок твердых отходов потребления и производства деградация почвенного плодородия неизбежна, что выражается в ухудшении как химических, так и физических свойств почвы. Ухудшение физических свойств почвы может происходить за счет механического воздействия, в результате прохода тяжелой спецтехники, складирование отходов в многометровые насыпи в больших объемах приводит к уплотнению почвы, разрушению структуры почвы и ухудшению ее воздушно-водного режима, что снижает почвенное плодородие, приводит к деградации и порче почв.
Изменение химических свойств почвы зависит от вида отходов и их химического состава. В результате захламления и перекрытия почв отходами они могут загрязняться различными химическими веществами, если эти вещества присутствуют в отходах. По фотографиям установлены виды отходов - строительные и твердые коммунальные отходы (лом шифера, бетонные блоки, кирпич, автомобильные шины, стеклянные и пластиковые бутылки, древесные отходы, пластиковые и пластмассовые отходы и пр.), которые, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242, относятся к 4 и 5 классу опасности, т.е. их складирование на почву сельскохозяйственного назначения оказывает негативное воздействие на почву, окружающую природную среду, качественно ухудшая состояние земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая характер захламления участков с кадастровыми номерами 38:06:142901:149, 38:06:141904:145, для восстановления плодородия этих участков с целью введения их в сельскохозяйственный оборот недостаточно устранить захламление и перекрытие почвы, - необходимо восстановить физико-химическое состояние почвы. Таким образом, восстановление плодородия на указанных участках возможно только по утвержденному в установленном порядке проекту рекультивации, учитывающему данные агрохимического состояния почвы до захламления и эколого-токсикологическое состояние участка в настоящее время.
Таким образом, восстановление плодородия на указанных участках сельскохозяйственного назначения, введение их в сельскохозяйственный оборот возможно согласно проекту рекультивации.
На основании обращения гражданина Слепцова С.А. о размещении несанкционированной свалки в районе грузового аэропорта г. Иркутска, перенаправленного в Управление с Управления делами Президента РФ, Управления губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в марте 2019 года произведен рейдовый осмотр и обследование земельного участка с кадастровым номером 38:06:141904:145; в ходе проведения рейдового осмотра и обследования нарушения, выявленные предыдущими проверками, подтвердились, последствия нарушений не устранены, что указано в акте планового (рейдового) осмотра, обследования N 120 - 2019 от 28 марта 2019 года.
Согласно информации, указанной в выписке из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:141904:145, 38:06:142902:58, 38:06:142901:149 входят в состав единого землепользования участка 38:06:000000:53, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ "Иркутский НИИСХ". Категория указанного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под сельскохозяйственное производство.
Истец пояснил, что выявленные нарушения Учреждением не устранены, в связи с чем Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 N 238, составлен расчет; размер вреда составил 26 289 984 руб.
Требование Управления, изложенное в претензии N УФС - ДТ - 07/10610 от 10.12.2018, Учреждением оставлено без исполнения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды также установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу пункта 1 статьи 35 Закона об охране окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда, необходимо доказать одновременное наличие нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправным деянием и возникшим ущербом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт захламления и загрязнения почв подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут никакими доказательствами. В ходе судебного разбирательства надлежащих доказательств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, ответчиком в материалы дела не представлено.
На основании статьи 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная ответственность в соответствии с законодательством.
Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
Поскольку ответчиком не был представлен проект рекультивации земель, разработанный и утвержденный с соблюдением требований законодательства, истец уточнил иск и потребовал взыскать вред, причиненный почвам как объекту окружающей среды в размере 26 289 984 руб.
В силу части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В Земельном кодексе Российской Федерации понятия загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв разграничены.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, захламление и загрязнение почв законодательством выделены в качестве отдельных видов вредного воздействия на земли, в силу чего Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения земельного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, установлены различные порядки оценки указанных видов вредного воздействия.
Согласно расчету вреда, произведенному истцом в соответствии Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения земельного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, размер вреда составил 26 289 984 руб.
Суд первой инстанции посчитал расчет верным, апелляционный суд также признает его верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат протоколов испытаний, устанавливающих показатели отклонений состояния почв от нормативов, протоколы отбора проб, позволяющих определить в отношении каких образцов проведены исследований, в каком месте и на какой площади данные образцы отобраны, соблюдена ли процедура отбора проб и иные необходимые данные для проверки правильности расчета ущерба, отсутствие в материалах дела первичных документов, необходимых для расчета ущерба, свидетельствует о невозможности проверки правильности расчета не только судом, но и ответчиком, отклоняются апелляционным судом, поскольку отбор проб производился в ходе проверок, в том числе, с участием представителей ответчика, результаты проверок ответчиком не оспаривались, более того, суду первой инстанции ходатайства об истребовании у истца соответствующих доказательств не заявлялись, следовательно, для ответчика наступают последствия, предусмотренные ч.2 ст.9 АПК РФ. Несоответствия результатов проверок произведенному расчету апелляционный суд не усматривает.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2020 года по делу А19-15491/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.А.Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15491/2019
Истец: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия
Ответчик: Федеральное Государственное бюджетное научное учреждение "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6523/20
13.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1150/20
16.01.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15491/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15491/19