Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2020 г. N Ф07-13961/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
17 августа 2020 г. |
Дело N А66-18374/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 августа 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Ралько О.Б. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от товарищества собственников жилья "Краностроителей 19" Иванова С.М. по доверенности от 01.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Ржева "Содействие" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 марта 2020 года по делу N А66-18374/2018,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Краностроителей 19" (адрес: 172383, Тверская область, город Ржев, улица Краностроителей, дом 19, квартира 35; ОГРН 1186952001940, ИНН 6914022296. Далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному унитарному предприятию города Ржева "Содействие" (адрес: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 33; ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555, далее - Предприятие) о возложении на ответчика обязанности передать документы и сведения, связанные с управлением домом, а именно:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета (в том числе с паспортами и проектами) и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома;
- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с 01 января 2016 г.;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на дом; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.;
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции;
- акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
- разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, с ресурсоснабжающими организациями;
- договоры, заключаемые со сторонними организациями для обслуживания общего имущества дома;
- иную, связанную с управлением домом, документацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области.
Решением суда от 13 марта 2020 года исковые требования удовлетворены.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорный многоквартирный дом находится в управлении Предприятия, доказательств изменения способа управления домом истцом не представлено.
Истец в отзыве и представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением внеочередного общего собрания собственников помещений дома N 19 по ул. Краностроителей в форме очно-заочного голосования и оформленным протоколом N 1 от 04.02.2018 принято решение о расторжении договора управления с Предприятием и выборе способа управления домом - Товарищество (том 1 листы дела 43-49).
Надлежащим образом уведомив ответчика об изменении способа управления домом, Товарищество приняло участие в передаче документации, что подтверждается актом от 27.04.2018 (том 1 лист дела 51). Ответчиком передан технический паспорт дома на 32 листах и копия акта периодического осмотра узла учета тепловой энергии. Иных документов передано не было.
Письмом исх. N 4 от 27.04.2018 Товарищество потребовало от Предприятия принять меры к восстановлению недостающей части документации и последующей ее передаче истцу.
Уклонение Предприятия от передачи истребуемой документации в отношении многоквартирного жилого дома послужило основанием для обращения Товарищества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, их удовлетворил в полном объеме.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом ввиду следующего.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Часть 2 статьи 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией - и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 названной статьи).
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, часть 8.2 статьи 161 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Судом установлено, что решением внеочередного общего собрания собственников помещений дома N 19 по ул. Краностроителей в форме очно-заочного голосования и оформленным протоколом N 1 от 04.02.2018 принято решение о расторжении договора управления с Предприятием и выборе способа управления домом - Товарищество.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом, документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, регламентирован разделом 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества). При этом подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, предусмотрен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества. При этом, как следует из пункта 26 названных Правил, данный перечень не является исчерпывающим. Перечень технической документации длительного хранения на жилой дом содержится также в пункте 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 27 Правил содержания общего имущества ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Таким образом, обязанность ответчика передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы организации, которой собственники помещений поручили управление многоквартирным жилым домом, возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию многоквартирных домов.
Согласно сведениям, размещенным на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Краностроителей, д. 19 исключен из реестра лицензий Предприятия 31.08.2019 (том 3, лист 128).
В настоящее время управление спорным жилым домом осуществляет Товарищество.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
С учетом вышеизложенных обстоятельств апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 марта 2020 года по делу N А66-18374/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества муниципального унитарного предприятия города Ржева "Содействие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-18374/2018
Истец: ТСЖ "Краностроителей 19"
Ответчик: МУП г. Ржева "Содействие"
Третье лицо: ГУ "ГЖИ" Тверской области