Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2020 г. N Ф07-14059/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А56-26603/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кулешова М.В. - доверенность от 12/05/2020
от ответчика (должника): Фокина Е.А. - доверенность от 03/09/2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16620/2020) ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2020 по делу N А56-26603/2020, принятое
по заявлению ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ"
к Центральному банку Российской Федерации
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инстант инвест" (далее - ООО "Инстант инвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Управлению Центрального Банка Российской Федерации (далее - ответчик, Управление, Банк) о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2020 N 19-30205/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-19-30205, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.05.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив требование заявителя. По мнению подателя жалобы, судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, а также доводам заявителя о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, так как Обществом осуществляется надлежащий внутренний контроль.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить в силе решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность на основании лицензий Банка России на осуществление брокерской деятельности N 040-13188-100000 от 06.07.2010 и на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами N 040-13199-001 от 06.07.2010.
В целях проверки организации и осуществления Обществом внутреннего контроля Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в адрес Общества направлялись предписания о предоставлении документов от 30.08.2019 N Т4-26-7/26849 и от 01.10.2019 N Т4-26-7/30366.
По итогам рассмотрения документов, представленных Обществом во исполнение требований Предписаний письмами N 1/050919 от 05.09.2019, N 1/100919 от 10.09.2019 и N 1/071019 от 07.10.2019, в деятельности Общества в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг установлено следующее.
В качестве документа, регламентирующего осуществление внутреннего контроля, Обществом представлена инструкция о внутреннем контроле в Инстант Инвест (ООО), утвержденная генеральным директором Общества 25.06,2018, в соответствии с требованиями которой контролер Общества при осуществлении своей деятельности осуществляет постоянный контроль за соблюдением Обществом и его работниками требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг (п. 2.2), в том числе, за исполнением предписаний Банка России (п.п. 2.2.7); обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Банка России, регулирующих деятельность контролеров (п. 3.1); в случае выявления нарушения - представлять руководителю отчет о проверке нарушения в соответствии с требованиями Инструкции Общества (п. 5.1).
При этом Обществом не исполнялись в полном объеме выданные ему Волго-Вятским ГУ Банка России предписания о предоставлении документов от 17.12.2018 N Т4-26-7/39106, от 07.03.2019 N Т4-26-7/6732, от 30.08.2019 N Т4-26-7/26849, от 13.09.2019 N Т4-26-7/28424, даже с учетом продления сроков исполнения предписания, не были представлены все запрошенные Банком документы.
Общество не оспаривает факт неисполнения предписания Банка в полном объеме и в установленные сроки.
В целях проверки организации и осуществления Обществом внутреннего контроля Банком России были рассмотрены представленные Обществом отчеты контролера Общества, составленные за период с 01.09.2018 по 30.08.2019, по результатам рассмотрения которых было установлено следующее:
- в представленных отчетах контролера ООО "Инстант Инвест" о проверке нарушения от 19.10.2018, от 22.04.2019 и от 16.08.2019 отсутствует информация об установленных причинах совершения нарушения, обязательное указание которых в отчете контролера о проверке нарушения предусмотрено абзацем 5 пункта 6.1 Приказа N 12-32/пз-н, а также пунктом 5.1 и приложением 1 Инструкции Общества.
- в отчете контролера ООО "Инстант Инвест" за 1 квартал 2019 года отражена информация о проведении 1 проверки, по результатам которой контролером выявлен факт нарушения срока представления Обществом отчетности профессионального участника за январь 2019 года (срок представления 30 дней).
При этом, в нарушение требований пункта 6.1 Приказа N 12-32/пз-н отчет о проверке нарушения Обществом срока представления отчетности профессионального участника за январь 2019 года не составлялся, что подтверждается письмом Общества от 07.10.2019 N 1/071019, в котором Общество объяснило отсутствие составленного отдельного отчета о проверке данного нарушения указанием соответствующих сведений о проверке и выявленном нарушении в квартальном отчете Общества за 1 квартал 2019 года.
В соответствии с пунктом 6.2 Приказа N 12-32/пз-н контролер представляет руководителю профессионального участника для рассмотрения квартальный отчет, который должен содержать обобщенные сведения, в частности, о проведенных за квартал проверках с указанием сведений о количестве проведенных проверок, выявленных при их проведении нарушениях требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника, причинах допущения выявленных нарушении.
Вместе с тем, в квартальном отчете контролера ООО "Инстант Инвест" за 2 квартал 2019 года отражена информация о проведении только одной проверки (пункт 3 отчета за 2 квартал 2019 года), тогда как, во 2 квартале 2019 года Обществом составлено 4 отчета о проверке нарушения, о чем свидетельствуют представленные письмом Общества N 1/050919 от 05.09.2019 отчеты контролера.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении Обществом требований части 2 статьи 10.1-1 Федерального закона N 39-ФЗ, пунктов 4.2, 5.2, 6.1 и 6.2 Приказа N 12-32/пз-н, положений п.п. 2.2.7, п. 3.1. и 5 Инструкции Общества, выразившемся в необеспечении Обществом организации и осуществления внутреннего контроля в соответствии с требованиями Приказа N 12-32/пз-н.
Постановлением от 21.02.2020 N 19-30205/3110-1 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом было отказано.
Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, репозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 10.1-1 Закона N 39-ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать и осуществлять внутренний контроль, а в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России, обязан организовать и осуществлять внутренний аудит в соответствии с требованиями Банка России.
Для организации и осуществления внутреннего контроля профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности исполнительным органом профессионального участника рынка ценных бумаг (часть 3 статьи 10.1-1 Федерального закона N 39-ФЗ).
Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (часть 4 статьи 10.1-1 Федерального закона N 39-ФЗ).
Требования к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля установлены приказом ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н.
в соответствии с положениями пунктов 2.1 и 2.2 Приказа N 12-32/пз-н осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера профессионального участника, который, в свою очередь, должен соответствовать установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах квалификационным требованиям по виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции контролера, указанные в разделе 4 Приказа N 12-32/пз-н, а также составлять и представлять органам управления профессионального участника отчеты по виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции контролера.
В силу требований пункта 2.5 Приказа N 12-32/пз-н профессиональный участник должен иметь инструкцию о внутреннем контроле (далее -Инструкция), утвержденную уполномоченным органом профессионального участника.
Инструкция должна содержать: описание функций контролера, его прав и обязанностей; порядок и сроки рассмотрения поступивших обращений; порядок действий контролера в случае выявления им нарушений; типовые формы и сроки представления контролером отчетных документов; порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг); ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера совету директоров (наблюдательному совету) и/или руководителю.
При осуществлении своей деятельности контролер в соответствии с положениями пункта 4.1 Приказа N 12-32/пз-и обеспечивает соблюдение требований Инструкции.
В соответствии с положениями пункта 4.2 Приказа N 12-32/пз-н контролер при осуществлении своей деятельности контролирует, в частности, соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, в том числе, исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Контролер в силу требований пунктов 4.5 - 4.7 Приказа N 12-32/пз-н незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о возможном нарушении профессиональным участником законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, после чего проводит проверку на предмет установления события нарушения, причин его совершения и виновных в нем лиц. Контролирует устранение выявленных наруи1ений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника. Представляет руководителю профессионального участника отчеты в соответствии с требованиями Приказа N12-32/пз-н.
В соответствии с требованием пункта 6.1 Приказа N 12-32/пз-н контролер представляет руководителю профессионального участника отчет о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника (далее - отчет о проверке нарушения).
В силу требований абзаца 5 пункта 6.1 Приказа N 12-32/пз-н отчет о проверке нарушения должен в обязательном порядке содержать сведения об установленных причинах совершения нарушения и виновных в нем лицах.
С учетом вышеустановленных нарушений, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами административного органа о том, что Обществом не обеспечена надлежащая организация и внутренний контроль, как этого требуют положения Приказа N 12-32/пз-н, учитывая, что предписания уполномоченного органа своевременно и в полном объеме не исполнялись, причины нарушений не анализировались и не отражались своевременно в отчетной документации.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в действиях Общества как события вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, так и субъективной стороны применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности Банком соблюдена, наказание назначено в пределах санкции вмененной статьи Кодекса в размере 160 000 руб.
Ввиду отсутствия обстоятельств исключительности совершения правонарушения оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы подателя жалобы о недоказанности в действиях Общества вмененного ему правонарушения опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 мая 2020 года по делу N А56-26603/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНСТАНТ ИНВЕСТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26603/2020
Истец: ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ