г. Владимир |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А79-4103/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Вечканова А.И., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.12.2019 по делу N А79-4103/2019, принятое по иску акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232) к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (ИНН 2128039728, ОГРН 1022101141700), Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН 1032129000375, ИНН 2129039343) (в настоящее время Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики) об обязании обеспечить эксплуатацию канализационных сетей напорной канализации путем передачи канализационных сетей на обслуживание, третьи лица: администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Биологические очистные сооружения" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, при участии в судебном заседании: от истца (заявителя) - акционерного общества "Управление отходами" - Васильева А.А. (адвоката, по доверенности от 05.02.2020 N 09 сроком действия до 31.12.2020), Лукиной Т.В. (по доверенности от 10.09.2019 сроком действия до 10.09.2020); от ответчика - Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики - Марковой Е.В. (по доверенности от 05.03.2020 N 5 сроком действия на 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании)); от ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - Воробьева А.Ю. (и.о. Министра, на основании приказа от 19.03.2020 N 76), Князькиной О.В. (по доверенности от 25.05.2020 сроком действия до 31.12.2020).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии) об обязании передать эксплуатирующей организации канализационные сети, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, для осуществления обслуживания в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минюст Чувашии), администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Биологические очистные сооружения" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГУП ЧР "БОС"), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии) и Кабинет Министров Чувашской Республики.
В ходе рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уточнении предмета иска и просил обязать Минприроды Чувашии и Минюст Чувашии обеспечить эксплуатацию канализационных сетей напорной канализации (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП "Биологические очистные сооружения"), расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов путем передачи данных сетей эксплуатирующей организации.
Решением от 04.12.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Управление отходами" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с уточнением к ней), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
АО "Управление отходами", обжалуя судебный акт, ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что объект "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск" совместно со спорным участком канализации представляет собой единое целое, не соответствует материалам дела. Заявитель указал на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что согласно проектной документации строительство спорного участка канализации осуществлялось не для обслуживания исключительно полигона ТБО в г. Новочебоксарске и подключение осуществлялось к существующим сетям канализации. Отметил, что спорный участок канализации находится в государственной собственности Чувашской Республики и ответственность за его эксплуатацию несет собственник.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Минюст Чувашии, Минприроды Чувашии, Минфин Чувашии в отзывах на апелляционную жалобу указали, что считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 28.05.2020 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - Минюста Чувашии, его правопреемником - Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии).
В судебном заседании от 06.08.2020 представители заявителя поддержали апелляционную жалобу, заявили ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, а именно: от Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Новочебоксарск проектной документации на создание сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский. Представители Минприроды Чувашии и Минэкономразвития Чувашии возразили по доводам заявителя жалобы и в отношении удовлетворения ходатайства об истребовании дополнительных доказательств.
Ходатайство АО "Управление отходами" об истребовании доказательств судом апелляционной инстанции рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием процессуальных оснований для его удовлетворения и наличием реальной возможности рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам (протокол судебного заседания от 06.08.2020).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.10.2013 N 583-р "О концессионном соглашении в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики" определено, что полномочия концедента при заключении, исполнении и изменении концессионного соглашения осуществляет от имени Чувашской Республики Минприроды Чувашии; утверждены условия концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики.
01.07.2014 Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии (концедент) и закрытым акционерным обществом "Управление отходами" (в настоящее время АО "Управление отходами") (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики, согласно которому концессионер обязуется за свой счет в порядке и на условиях, предусмотренных в соглашении, в том числе обеспечить на территории Чувашской Республики в сроки, определенные соглашением, создание объекта концессионного соглашения, ввод в эксплуатацию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, состав, описание и технико-экономические показатели которого приведены в разделе IV соглашения и в приложении N 1 к соглашению, право собственности на который будет принадлежать концеденту, осуществив инвестиции концессионера.
Согласно пункту 4.1 соглашения объектом концессионного соглашения является подлежащая созданию и последующей эксплуатации межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории Чувашской Республики для обеспечения услугами концессионера потребителей обязательной территории обслуживания, состоящая из 2-ой карты складирования, мусоросортировочного комплекса, мусороперегрузочной станции.
Объект концессионного соглашения, созданный концессионером в рамках исполнения настоящего соглашения, должен составлять предприятие (имущественный комплекс), зарегистрированное сторонами настоящего соглашения в установленном соглашением порядке и включающее следующее имущество, удовлетворяющее указанным ниже технико-экономическим показателям:
2-я карта складирования должна отвечать действующим экологическим и санитарным требованиям и соответствовать следующим технико-экономическим показателям:
- объект недвижимого имущества, часть построенного на основании разрешения на строительство от 27.01.2011 N RU21240000-02 объекта недвижимого имущества - полигона ТБО;
- объем принимаемых для утилизации (захоронения) ТБО - не менее 100 000 (сто тысяч) тонн в год;
- режим работы - ежедневный;
- график работы эксплуатационного персонала - посменный;
- срок окупаемости инвестиций определяется в соответствии с конкурсным предложением концессионера, но должен составлять не менее 7 (семи) лет с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;
мусоросортировочный комплекс должен отвечать действующим экологическим и санитарным требованиям и соответствовать следующим технико-экономическим показателям:
- объект недвижимого имущества;
- суммарный объем переработки и сортировки ТБО - не менее 150 000 (сто пятьдесят тысяч) тонн в год;
- режим работы - ежедневный;
- график работы эксплуатационного персонала - посменный;
- срок окупаемости инвестиций определяется в соответствии с конкурсным предложением концессионера, но должен составлять не менее 7 (семи) лет с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;
мусороперегрузочная станция должна отвечать действующим экологическим и санитарным требованиям и соответствовать следующим технико-экономическим показателям:
- объект недвижимого имущества;
- суммарный объем переработки и сортировки ТБО - не менее 150 000 (сто пятьдесят тысяч) тонн в год;
- режим работы - ежедневный;
- график работы эксплуатационного персонала - посменный;
- дальность расположения мусороперегрузочной станции от полигона ТБО, строящегося на основании разрешения на строительство от 27.01.2011 года N RU21240000-02, - не более 30 км;
- срок окупаемости инвестиций определяется в соответствии с конкурсным предложением концессионера, но должен составлять не менее 7 (семи) лет с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения.
Пунктом 5.10 соглашения предусмотрено, что в целях осуществления деятельности по переработке, сортировке, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов с использованием объекта концессионного соглашения и иного имущества концедент и концессионер обязуются предпринять все необходимые действия для обеспечения возможности создания и надлежащего использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, включающие в себя в том числе действия обеспечивающие подключение объекта концессионного соглашения к сетям инженерно-технического и коммунального обеспечения.
Согласно акту от 01.10.2016 создания Единиц имущества, входящих в состав объекта Концессионного соглашения, иного имущества, образующего единое целое с объектом Концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на концессионных объектах - собственности Чувашской Республики, подписанному Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии (концедент) и закрытым акционерным обществом "Управление отходами" (концессионер), концессионер создал имущество, право собственности на которое принадлежит Чувашской Республике, и передал его в казну, а концедент принял созданные концессионером единицы имущества, входящие в состав объекта концессионного соглашения, а также технику, оборудование и материальные ценности, используемые на концессионных объектах, согласно приложению к акту.
По акту приема-передачи от 01.10.2016, составленному Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии (концедент) и закрытым акционерным обществом "Управление отходами" (концессионер), концедент передал, а концессионер принял на праве пользования и владения принадлежащие ему на праве собственности Единицы имущества, входящие в состав объекта Концессионного соглашения, иное имущество, образующего единое целое с объектом Концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, а также технику, оборудование и материальные ценности, используемые на Концессионных объектах в соответствии с условиями Концессионного соглашения.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 16.11.2018, составленному АО "Управление отходами" и Минприроды Чувашии, границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям напорной канализации (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС") является запорная арматура ДУ-80, установленная после насосов в канализационной насосной станции филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск по адресу: г. Новочебоксарск, Шоршельский проезд, владение 16.
Ссылаясь на то, что в рамках исполнения концессионного соглашения спорный участок канализационных сетей, используемый АО "Управление отходами", в составе иного имущества Минюстом Чувашии истцу не передавался, последний обратился с иском в арбитражный суд.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Данной нормой права предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу закона или имеющегося гражданско-правового обязательства.
Как установлено судом первой инстанции, обязательства сторон основаны на концессионном соглашении от 01.07.2014, заключенном Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии (концедент) и закрытым акционерным обществом "Управление отходами" (в настоящее время АО "Управление отходами") (концессионер).
Правовые отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 3 указанного Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу пункта 17 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
В пунктах 1 - 4 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях определено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 4.2 концессионного соглашения от 01.07.2014 Объект концессионного соглашения, созданный концессионером (истцом) в рамках исполнения настоящего соглашения, должен составлять предприятие (имущественный комплекс).
Согласно пункту 4.5 концессионного соглашения концедент (ответчик -Минприроды Чувашии) передает во владение и пользование концессионеру (истцу) иное имущество, принадлежащее концеденту на праве собственности, образующее единое целое с Объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования с ним по назначению.
В пункте 5.6.2 концессионного соглашения определено, что в связи со сложностью создаваемого Объекта концессионного соглашения под созданием в тексте настоящего концессионного соглашения понимаются действия концессионера и привлекаемых им третьих лиц в порядке, предусмотренном концессионным соглашением, по проектированию, строительству, приобретению имущества (движимого и недвижимого), монтажу оборудования, подготовке проекта акта распорядительного акта концедента о создании Объекта концессионного соглашения - предприятия как имущественного комплекса, осуществлению иных действий, направленных на создание Объекта концессионного соглашения.
Из представленного в дело акта от 01.10.2016, по которому концедент (Минприроды Чувашии) передал, а концессионер (истец) принял на праве пользования и владения принадлежащие ему на праве собственности единицы имущества, входящие в состав объекта концессионного соглашения, иное имущество, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, а также технику, оборудование и материальные ценности, используемые на концессионных объектах в соответствии с условиями концессионного соглашения, следует, что спорные канализационные сети (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС"), расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, не значатся в списке передаваемого имущества.
Материалами дела подтверждается, что строительство спорного участка канализационной сети (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС") осуществлено на основании проектной документации по строительству объекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов (для г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарского района), разработанной закрытым акционерным обществом "Институт "Чувашгипроводхоз" в 2010 году.
Согласно пункту 3.4.3 "Система водоотведения. Наружные сети канализации" раздела 1 "Общая пояснительная записка" тома 1 отведение сточных вод из системы внутриплощадочной сети канализации производится путем перекачки их в систему БОС г. Новочебоксарск, канализационной насосной станцией по напорному трубопроводу. Насосами SV.80.80210.2 стоки по напорному трубопроводу поступают в городские сооружения биологической очистки (БОС) через приемную камеру. Напорная канализационная сеть принята из полиэтиленовых труб ПЭ 80 SDR21-180*8,6 "техническая" ГОСТ 18599-2001 длиной 7516 м.
Сторонами не отрицается, что строительство спорного участка канализационной сети начато ранее, чем сторонами заключено концессионное соглашение от 01.07.2014.
Впоследствии, проектная документация по строительству объекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск" подверглась корректировке.
10.07.2015 истцом получено положительное заключение государственной экспертизы Управления государственной экспертизы АУ ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики Минстроя Чувашии N 21-1-4-0267-15 на откорректированную проектную документацию по строительству объекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск".
Согласно пункту 1 подраздела 2 "Система водоотведения" раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о частях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий" тома 3.2 "Система водоотведения" проекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск (корректировка проектной документации)" на территории административно-бытовой зоны строящегося полигона ТБО проложена существующая канализационная сеть К3 диаметром 200 мм и 250 мм, которая предназначена для сбора бытовых и производственных стоков с проектируемого ПК МСС и отвода их в существующую насосную станцию перекачки, расположенную в производственной зоне полигона ТБО. Посредством данной станции, работающей в автоматическом режиме, стоки напорно транспортируются на действующие очистные сооружения (ГУП ЧР "БОС") для утилизации.
Материалами дела также подтверждается, что ГУП ЧР "БОС" (предприятие), и АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск (абонент), заключен договор водоотведения от 01.07.2015 N 5671-БОС, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размене, которые определены в настоящем договоре. Согласно пункту 3 договора водоотведения от 01.07.2015 N 5671-БОС начальным местом исполнения обязательств ГУП ЧР "БОС" является приемная камера данного предприятия.
Вступившим в законную силу приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18.03.2019 по делу N 1-3/2019 в отношении директора филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск, установлено, что в период с 2015 года и по настоящее время магистраль канализационной трубы, по которой производится транспортировка стоков от АО "Управление отходами" для очистки в адрес ГУП ЧР "БОС", эксплуатируется только в интересах осуществления финансово-хозяйственной деятельности АО "Управление отходами".
Данным приговором установлено также, что директор филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск, являясь лицом ответственным в том числе за технологию производства, будучи осведомленным об использовании вверенным ему предприятием на основании концессионного соглашения от 01.07.2014 двух нитей магистрали напорной канализации для транспортировки сточных вод из пруда - накопителя АО "Управление отходами" в адрес ГУП ЧР "БОС", как результата осуществления финансово-хозяйственной деятельности, связанной с переработкой и утилизацией твердых бытовых отходов, заведомо отказываясь принимать в составе передаваемого имущества названную канализационную сеть с целью уменьшения затрат при осуществлении предпринимательской деятельности самовольно, единолично принял решение об эксплуатации трассы напорной канализации, не обеспечив надежную и эффективную работу указанной трассы по безаварийной транспортировке сточных вод АО "Управление отходами", содержащих в своем составе экологически опасные бактериологические и химические вещества, тем самым нарушил требования правил обращения экологически опасных веществ, допустил своим бездействием аварийный разлив неочищенных и необезвреженных канализационных стоков АО "Управление отходами" на рельеф местности - участок земель населенного пункта г. Новочебоксарск (абзац 2 страницы 62 приговора Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18.03.2019 по делу N 1-3/2019).
В силу части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу обязательны для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Оценив представленные в материалы дела проектные документы по строительству объекта "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск", фактически сложившиеся отношения по эксплуатации истцом спорной части канализационной сети (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС"), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный участок канализационной сети (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС") является составной частью объекта - полигона ТБО г. Новочебоксарск.
В силу статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6); сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23).
Представленная в материалы дела проектная документация подтверждает, что объект "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск" совместно с обслуживающими его инженерными системами представляет собой единое целое, а именно сложную вещь. Инженерные сети, в том числе спорный участок внешней канализационной сети (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС"), являются неотъемлемой частью полигона ТБО в г.Новочебоксарск.
Спорный участок внешней канализационной сети обслуживает основной объект - полигон ТБО в г. Новочебоксарск, иных пользователей данного участка сетей не имеется, что подтверждается в том числе пояснениями сторон по делу.
Фактическая эксплуатация истцом спорного участка канализационных сетей установлена приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18.03.2019 по делу N 1-3/2019 и подтверждена условиями договора водоотведения от 01.07.2015 N 5671-БОС.
Отсутствие в передаточных документах, оформленных во исполнение концессионного соглашения от 01.07.2014, указания на канализационные сети (от мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск до ГУП ЧР "БОС") не опровергает обстоятельств их фактической передачи истцу как часть единого комплекса полигона ТБО в г.Новочебоксарск.
При этом, составление администрацией города Новочебоксарск и Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики акта приема-передачи государственного имущества Чувашской Республики от 20.08.2015 в отношении спорного участка канализационных сетей не имеет правового значения для правоотношений сторон по концессионному соглашению от 01.07.2014.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 8 Федерального закона "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отказа суда первой инстанции в удовлетворении требования об обязании Минприроды Чувашии и Минюста Чувашии обеспечить эксплуатацию канализационных сетей напорной канализации.
Разрешая спор, суд полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие для дела доказательства и сделал правильные выводы по существу спора, не допустив нарушение норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и, по сути, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции по результатам проверки доводов заявителя не усматривает.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и законность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Аргументов, основанных на доказательственной базе, опровергающих вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.12.2019 по делу N А79-4103/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4103/2019
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Третье лицо: Администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики, ГУП Чувашской Республики "Биологические очистные сооружения" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики., Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики., Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики