Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2020 г. N Ф08-8875/20 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2020 г. |
дело N А32-6664/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от заинтересованного лица: представителя Бондаренко К.О. по доверенности от 10.01.2020 посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11 июня 2020 года по делу N А32-6664/2020
по заявлению администрации города Сочи
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС N 16, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 7518496А от 10.05.2018 о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Горный воздух" (далее - ООО "Турбаза "Горный воздух".
Заявленные требования мотивированы тем, что решение о государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух" принято МИФНС N 16 незаконно, поскольку обществом в налоговую инспекцию представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что МИФНС N 16 соблюден порядок государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Суд первой инстанции отклонил доводы администрации о том, что ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности ООО "Турбаза "Горный воздух" перед администрацией, указав на то, что у регистрирующего органа отсутствует обязанность по проведению экспертизы представленных заявителем документов.
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления и сводятся к тому, что представление заявителем в регистрирующий орган ликвидационного баланса с недостоверными в нем сведениями следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в связи с чем у МИФНС N 16 отсутствовали правовые основания для принятия обжалуемого решения.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 16 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать администрации в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из заявления, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 по делу N А32-16645/2016 с ООО "Турбаза "Горный воздух" в пользу администрации взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:04020012:134 в размере 17 547 792 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 по делу N А32-48954/2018 с ООО "Турбаза "Горный воздух" в пользу администрации взыскана задолженность за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0120013:1352 за период с 28.09.2015 по 01.10.2017 в размере 837 427 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 159 973 руб. 57 коп.
По вышеуказанным судебным актам возбуждены исполнительные производства N 6704/19/23022ИП от 18.02.2019 по делу N А32-16645/2016, N 25510/19/23022ИП от 31.05.2019 по делу N А32-48954/18.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Турбаза "Горный воздух" ликвидировано в соответствии с решением МИФНС N 16 N 7518496А от 10.05.2018 на основании решения от 17.11.2017 о ликвидации, принятого единственным учредителем общества Фединым П.Н.
Как указывает администрация, о ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух" стало известно из письма прокуратуры Адлерского района города Сочи N 07-07-2020/924 от 12.02.2020.
Администрация полагает, что у МИФНС N 16 отсутствовали основания для государственной регистрации ликвидации общества, т.к. ликвидатором ООО "Турбаза "Горный воздух" в ликвидационный баланс, представленный в регистрирующий орган, внесены недостоверные сведения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Законом 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Государственная регистрация носит заявительный характер и осуществляется на основании представленных в регистрирующий орган документов.
Порядок государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица определен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в обязательном порядке представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1999 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Как установлено судом первой инстанции, в регистрирующий орган 21.11.2017 по электронным каналам связи Фединым П.Н. представлены документы, в связи с принятием решения о ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух" и назначением ликвидатора, а именно: уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и решение единственного участника от 17.11.2017 N 1/2017.
Регистрирующий орган, рассмотрев представленный комплект документов, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, принял решение N 7559216А от 28.11.2017 о государственной регистрации вышеуказанных сведений, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 7172375755919.
На основании пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, в том числе письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Сообщение о ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух" в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 50 (664) от 20.12.2017/312.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В регистрирующий орган 03.04.2018 по электронным каналам связи Фединым П.Н. представлено уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.
Регистрирующий орган, рассмотрев представленный комплект документов, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, принял решение от 10.04.2018 N 7513979А о государственной регистрации вышеуказанных изменений, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2182375705961.
28.04.2018 по электронным каналам связи в регистрирующий орган Фединым П.Н. представлен комплект документов для государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух": заявление по форме N Р16001; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган, рассмотрев представленный комплект документов на соответствие положениям Закона N 129-ФЗ, установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, принял решение N 7518496А от 10.05.2018 о государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 6182375008744.
Возражения относительно предстоящей ликвидации общества в установленном действующем законодательстве порядке, по форме N 38001 "Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц", утвержденной приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ", в адрес МИФНС N 16 не представлялись.
МИФНС N 16 на этапе проведения проверки на наличие ограничений на осуществление регистрационных действий в отношении лиц, сведения о которых содержатся в представленных на регистрацию юридического лица документах в информационном ресурсе "Ограничения", установлено отсутствие ограничений на осуществление регистрационных действий в отношении ООО "Турбаза "Горный хрусталь".
В статье 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, не подлежащий расширительному толкованию.
Учитывая тот факт, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные статьей 23 Закона N 129-ФЗ, МИФНС N 16 принято решение о государственной регистрации N 7518496А от 10.05.2018.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт своевременной публикации ООО "Турбаза "Горный воздух" о начале процедуры своей ликвидации, обществом в адрес налоговой инспекции был представлен полный комплект документов, предусмотренный статьей 21 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем у налоговой иснпекции не имелось правовых оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух".
Ссылаясь на незаконность принятого МИФНС N 16 решения, администрация указывает на то, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для принятия решения о государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух", т.к. обществом в налоговую инспекцию представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод администрации о том, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительный размер обязательств перед кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, поскольку у регистрирующего органа отсутствует обязанность, установленная действующим законодательством, по проведению экспертизы представленных заявителем документов.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Согласно пункту 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что факт исключения общества из ЕГРЮЛ не нарушает права истца и не препятствует реализации его права на защиту своих прав и законных интересов, в рассматриваемом случае путем распределения имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица в установленном законом порядке.
Согласно правовому регулированию процедуры ликвидации юридических лиц, законодательно не предусмотрен такой способ защиты нарушенных прав кредиторов ликвидированных юридических лиц, как восстановление в ЕГРЮЛ записей о ликвидированном юридическом лице посредством признания незаконным решения регистрирующего органа о ликвидации.
Нарушенные права такого кредитора подлежат взысканию либо за счет обращения взыскания на оставшееся нераспределенным имущество ликвидированного юридического лица, либо посредством обращения с иском о взыскании убытков с ликвидатора, допустившего нарушение норм действующего законодательства, устанавливающего порядок ликвидации.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А40-212483/2016 и была поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации N 305-КГ17-17773 от 21.12.2017 (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 по делу N А32-15358/2017).
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 июня 2020 года по делу N А32-6664/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6664/2020
Истец: Администрация города Сочи
Ответчик: МИФНС России N16 п КК, ФНС России Межрайонная инспекция N16 по Краснодраскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/20
15.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16229/2021
05.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6664/20
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/20
21.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11128/20
04.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6664/20