Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф08-10361/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2020 г. |
дело N А32-7862/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии от акционерного общества "Краснодаргоргаз": представитель Цыкало Е.Г., по доверенности от 22.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2020 по делу N А32-7862/2020 по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, при участии третьего лица Чередниковой Анжелики Николаевны, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель, общество, АО "Краснодаргоргаз") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - ответчик, управление, Краснодарское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 03.02.2020 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-405/2020, недействительным представления от 03.02.2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-405/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Чередникова Анжелика Николаевна (далее - третье лицо, Чередникова А.Н.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2020 суд признал незаконным постановление УФАС России по Краснодарскому краю от 3.02.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-405/2020 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" (ОГРН 1022301172156, ИНН 2309029802) к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. и отменил его полностью.
Дополнительным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2020 суд признал недействительным представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 03.02.2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-405/2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорное дополнительное соглашение от 21.01.2019 в адрес антимонопольного органа представлено не было, тогда как последним у общества запрашивались документы и сведения о правовом обосновании нарушения срока осуществления мероприятий по договору.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В составе суда произведена замена судьи Соловьевой М.В. на судью Ефимову О.Ю. ввиду пребывания в отпуске судьи Соловьевой М.В.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва, заинтересованное и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Чередниковой А.Н. на действия АО "Краснодаргоргаз".
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения, управлением установлено, что между Чередниковой А.Н. и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор от 04.08.2017 года N 100221-Т.П.(т) о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - договор).
Предметом договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения, в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а заявитель обязуется оплатить услуги исполнителя.
Из обращения третьего лица следует, что АО "Краснодаргоргаз" не осуществило фактические действия по технологическому подключению к сетям газораспределения объекта.
В соответствии с договором срок исполнения мероприятий составляет 18 месяцев с момента заключения настоящего договора.
Таким образом, с учетом редакции Правил N 1314 и договора, а также отсутствия подписанного сторонами дополнительного соглашения к договору в части продления сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению, срок исполнения мероприятий по технологическому подключению к сетям газораспределения объекта заявителя истек 04.02.2019 года.
АО "Краснодаргоргаз" не представлены сведения и документы, подтверждающие исполнение своей части мероприятий, предусмотренных договором о подключении и ТУ, а также сведения о наличии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами N 1314.
Должностным лицом Краснодарского УФАС России 17.01.2020 года, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, оставлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-405/2020, в котором действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес АО "Краснодаргоргаз" по почте.
Заместителем руководителя управления 03.02.2020 года, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-405/2020, по результатам которого вынесено постановление о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей. Копия постановления направлена в адрес общества по почте.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление N 30) разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Общество занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа в Краснодарском крае, следовательно, на заявителя распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314). Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Правила регулируют отношения между владельцами земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объектов капитального строительства.
Из этого следует, что с заявлением на выдачу технических условий и подключение объектов к сетям газораспределения, могут обратиться только владельцы земельных участков, которые обязаны подтвердить свои права на земельные участки копиями правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
На основании пункта 60 Правил N 1314, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 81 Правил N 1314, договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В соответствии с п. 98 Правил N 1314, исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Согласно подпункту "в" пункта 85 Правил N 1314, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Пунктом 102 Правил N 1314 предусмотрена возможность изменения условий договора о подключении осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.
Из материалов дела следует, что между Чередниковой А.Н. и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор от 07.08.2017 года N 100221-Т.П.(т) о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Чепигинская, д. 41 к сетям газораспределения. Стоимость услуг составляет 35 000 рублей. Третьим лицом произведена оплата вышеуказанных услуг 07.08.2017 года.
Предметом договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения, в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а заявитель обязуется оплатить услуги исполнителя.
Срок исполнения мероприятий составляет 18 месяцев с момента заключения настоящего договора (пункт 2.1.2).
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сетям газораспределения должны быть выполнены не позднее 04.02.2019 года.
Чередниковой А.Н. в ходе рассмотрения материалов административного дела, представлены пояснения (вх. от 30.01.2020 года N 1193) об отсутствии дополнительного соглашения о продлении срока исполнения мероприятий по договору о подключении по состоянию на 30.01.2020 года, а также об отсутствии фактического присоединения объекта к сети газораспределения.
Вместе с тем, обществом в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 21.01.2019 года к договору о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 07.08.2017 года N 100221-Т.П.(т), согласно которому стороны продлили срок выполнений мероприятий по подключению (технологическому присоединении) объектов капитального строительства третьего лица до 15.03.2020 года. Вышеуказанное дополнительное соглашение подписано генеральным директором АО "Краснодаргоргаз" Семенко А.Б. и представителем Чередниковой А.Н. по нотариально заверенной доверенности от 22.08.2018 года Дук В.А.
Третьим лицом в ходе рассмотрения настоящего дела, факт заключения вышеуказанного дополнительного соглашения от 21.01.2019 года не оспаривался, следовательно, у суда отсутствуют основания для сомнения в подлинности данного документа.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным органом не представлены доказательства, опровергающие подлинность дополнительного соглашения к договору от 21.01.2019 года.
На основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АО "Краснодаргоргаз" не допущено нарушение срока выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства Чередниковой А.Н. к сетям газораспределения, поскольку данный срок продлен сторонами договора до 15.03.2020 года.
На основании вышеизложенного, в действиях (бездействии) АО "Краснодаргоргаз", отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного, общество на основании оспариваемого постановления антимонопольного органа от 03.02.2020 года неправомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования АО "Краснодаргоргаз" о признании незаконным и отмене постановления управления о наложении штрафа от 03.07.2020 года по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-405/2019 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку представление от 03.02.2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, принято в связи с тем, что правонарушение установлено постановлением от 3.02.2020 о наложении штрафа по делу N 023/04/9.21-405/2020, а в ходе рассмотрения дела суд установил, что у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд признал оспариваемое представление недействительным.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2020 по делу N А32-7862/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7862/2020
Истец: АО "Краснодаргаз", АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Чередникова А.Н.
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10361/20
20.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9003/20
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7862/20
26.05.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7862/20