Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф09-7397/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 августа 2020 г. |
Дело N А60-661/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца заявителя - Таран Д.П., паспорт, доверенность от 14.11.2017;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Городского округа "Город Лесной",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2020 года по делу N А60-661/2020
по заявлению Администрации Городского округа "Город Лесной" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность, устранении нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Городского округа "Город Лесной" (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области (далее ТУ Росимущества) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее ФАУГИ) о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества в Свердловской области от 20.11.2019 г. N 66-ШЕ-07/14435 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.11.2019 N ЕГ-10/38147 в передаче земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, Сад З НТЭАЗ (р-н Красного угора) в муниципальную собственность, об обязании Территориальное управление Росимущества в Свердловской области устранить указанное нарушение путем передачи земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, Сад З НТЭАЗ (р-н Красного угора) в муниципальную собственность городского округа "Город Лесной".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, Администрация обратились с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на нарушение судом норм материального права, в частности принципа единства земли и находящихся на ней объектов недвижимости. Заявитель указывает, что оспариваемые отказы не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя. Отмечает, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, переданные в муниципальную собственность. Указывает, что п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ не содержит такого основания для отказа, как "привязка" объектов к земельному участку, за что Администрация не может нести ответственность.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03 апреля 2018 года Администрацией городского округа "Город Лесной" было направлено письмо-предложение N 01-106/2057 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества, заинтересованное лицо) о передаче из федеральной в муниципальную собственность городского округа "Город Лесной" земельных участков, согласно прилагаемому к письму перечню, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, участок находится примерно в смежество по направлению на запад от ориентира Сад 3 НТЭАЗ (р-н Красного угора), расположенного за пределами участка.
К вышеуказанному письму был приложен пакет документов на предлагаемые к передаче земельные участки.
22 октября 2018 года Администрация повторно направила предложение N 01-106/4993 о передаче имущества в муниципальную собственность в ТУ Росимущества с приложением недостающих документов в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270. Согласно п. 4 приложения к письму прилагалась опись документов на земельный участок 66:17:0801001:38.
На обращение Администрации от 22 октября 2018 года 24.12.2018 поступил ответ ТУ Росимущества N АР-15909/07, в котором указано, что 9 земельных участков были переданы в муниципальную собственность. А площадь земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38 больше 10 гектаров, вследствие чего обращение Администрации о его передаче в муниципальную собственность будет передано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
20 ноября 2019 года поступил ответ от ТУ Росимущества об отказе в предоставлении участка в муниципальную собственность со ссылкой на письмо Федерального агентства от 12.11.2019, согласно которому в передаче земельного участка в муниципальную собственность истцу было отказано. Отказ мотивирован тем, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, однако в выписке из ЕГРН от 11.12.2018 N 99/2018/228304389 не содержится информации о каких-либо объектах недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке.
Таким образом, у Федерального агентства отсутствуют основания для передачи спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ.
Отказ Федерального агентства и ТУ Росимущества послужил основанием для обращения Администрации в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований Администрации, оспариваемый отказ соответствует нормам закона, не нарушает прав и законных интересов заявителя, представленные заявителем документы не позволяют сделать вывод о нарушении прав собственника недвижимого имущества, находящегося на истребуемом в муниципальную собственность земельном участке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При реализации норм о распределении объектов между уровнями публичных образований нарушенное право может быть защищено как посредством обращения с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ, так и в порядке искового производства (постановление ВАС РФ от 17.12.2013 N 10278/13).
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подп. 1-14 пункта 2 ст. 39.30 ЗК РФ.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации регламентирован ст. 39.31 ЗК РФ.
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что предусмотрено п. 2 ст. 39.31 ЗК РФ.
Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность установлены п. 7 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым, в частности таким основаниями является:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Отказ в передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность мотивирован тем, что невозможно сделать вывод о наличии оснований для передачи испрашиваемого земельного участка, так как в выписке на земельный участок нет сведений об объектах недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на основании распоряжений ТУ Росимущества от 18.01.2016 N 18-р, 06.0.2016 N 330-р в муниципальную собственность городского округа "Город Лесной" преданы объекты недвижимости (очистные сооружения), которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:17:0801001:38. Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Размещение объектов недвижимости соответствует разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38. Распоряжением ТУ Росимущества от 09.02.2017 N 48-р расторгнут договор аренды спорного земельного участка, соответствующее соглашение подписано сторонами договора аренды и зарегистрировано в Управлении Росреестра 31.07.2017.
Учитывая то обстоятельство, что находящиеся на спорном земельном участке очистные сооружения переданы в муниципальную собственность, заявитель является собственником объектов недвижимости, положения подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, которым закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в силу которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, отсутствие предусмотренных п. 7 ст. 39.31ЗК РФ оснований для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, невозможность истребования от заявителя документов, которые не предусмотрены законом, суд апелляционной инстанции полагает требования заявителя обоснованными, оспариваемые отказы в передаче земельного участка в муниципальную собственность не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя по реализации права по владению и распоряжению принадлежащими ему объектами недвижимости.
При рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно быть указано на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
Поскольку оспариваемые отказы в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную признаны судом апелляционной инстанции неправомерными, в соответствии с п. 5 статьи 39.31 ЗК РФ заинтересованное лицо обязано устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38 в муниципальную собственность.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2020 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с разъяснениями п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Поскольку заявитель и заинтересованные лица освобождены от уплаты государственной пошлины, в данном случае отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2020 года по делу N А60-661/2020 отменить.
Заявление Администрации Городского округа "Город Лесной" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Свердловской области от 20.11.2019 N 66-ШЕ-07/14435 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.11.2019 N ЕГ-10/38147 в передаче земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, Сад З НТЭАЗ (р-н Красного угора), в муниципальную собственность городского округа "Город Лесной".
Обязать Территориальное управление Росимущества в Свердловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:17:0801001:38, площадью 146155 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, установленного относительно ориентира, расположенного за переделами участка. Ориентир Сад З НТЭАЗ Ермак (р-н Красного угора). Участок находится в смежество от ориентира по направлению на запад, в муниципальную собственность городского округа "Город Лесной".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-661/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЛЕСНОЙ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ