г. Хабаровск |
|
25 августа 2020 г. |
А73-4871/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны РФ": Смоленский И.В., представитель по доверенности от 17.12.2019 N ЖКС 1-106;
от Минобороны России: Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 07.06.2019 N 207/4/211;
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района, Хабаровского края в лице Министерства ЖКХ Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края, Администрация Хабаровского района: представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на определение от 18.06.2020
по делу N А73-4871/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, г. Москва)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района (ОГРН 1122720002624 г. Хабаровск), Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, г. Хабаровск), в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, г. Хабаровск)
третьи лица: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 46 995 199,71 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района (далее - Комитет) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением о взыскании убытков в виде выпадающих доходов, возникших в связи с межтарифной разницей за период февраль - октябрь 2018 года, в сумме 46 345 832,80 руб.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.12.2019 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.
Взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС 030915870.
25.11.2019 исполнительный лист направлен в Финансовое управление Администрации Хабаровского муниципального района для исполнения.
В рамках настоящего дела Комитет обратился с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 31.12.2020 (с учетом уточнения заявления).
В обоснование заявления указано, что вопрос предоставления дополнительной финансовой помощи, необходимой для погашения задолженности по исполнительным листам, планируется рассмотреть в 2020 году в соответствии с установленным порядком, на основании проведенной работы по рассрочке исполнения исполнительных листов с учетом исполнения краевого и местного бюджетов.
Определением от 18.06.2020 ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2019 по делу N А73-4871/2019 до 01.10.2020.
Не согласившись с судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое определение отменить, отказать в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
В обоснование доводов жалобы указано, что должником не представлено доказательств, подтверждающих возможность исполнения им решения суда с июля по декабрь 2020 года; должник не доказал, что в результате предоставлении отсрочки исполнения решения суда его финансовое положение улучшится, появится возможность исполнить судебный акт, не приложен график погашения задолженности либо гарантийное письмо.
Кроме того, сослался на то, что предоставление отсрочки исполнения решения суда приведет к нарушению баланса интересов сторон.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве также выразило несогласие с обжалуемым определением, считая апелляционную жалобу Учреждения обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Должник и иные лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2020 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 19.08.2020 на 11 час. 40 мин.
В судебном заседании представитель взыскателя настаивал на доводах апелляционной жалобы, представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы заявителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, своих представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения представителей истца и третьего лица, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 324 АПК РФ и пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии, с учетом всех обстоятельств дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
На основании вышеизложенного, необходимость принятия такого решения определяется арбитражным судом в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела, а также интересов, как взыскателя, так и должника.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве основания предоставления отсрочки исполнения судебного акта должник указал на отсутствие возможности единовременно исполнить решение суда в установленный срок. Сослался на то, что в 2020 году планируется решение вопроса о предоставлении дополнительной финансовой помощи, представив соответствующее обращение в Правительство Хабаровского края от 31.01.2020 N 2.1-28-493. Полагал, что единовременное исполнение нескольких судебных актов со значительными суммами взыскания приведет к нарушению деятельности должника и, как следствие, невозможности исполнения судебного акта, что не отвечает основным принципам судебной защиты.
В силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений, с учетом общего принципа доказывания в арбитражном процессе (статья 65 АПК РФ), может быть опровергнута путем представления доказательств.
Вместе с тем, взыскателем доказательств, свидетельствующих о недобросовестности должника и злоупотреблении им своими правами, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При этом предоставление отсрочки должнику на непродолжительный срок - до 01.10.2020, отвечает требованиям соблюдения баланса интересов как должника так и взыскателя, поскольку по окончанию отсрочки судебного акта существует объективная возможность поступления дополнительной финансовой помощи, которая будет направлена на погашение задолженности.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о тяжелом финансовом положении должника, указанные должником обстоятельства в полной мере подтверждают невозможность единовременного исполнения решения суда по настоящему делу, поэтому являются достаточными для предоставления отсрочки до 01.10.2020.
Кроме того, суд учел то обстоятельство, что на дату рассмотрения заявления должником предприняты меры по получению необходимых денежных средств путем обращения в Правительство Хабаровского края о возможной корректировке бюджета на 2020 год.
Само по себе субъективное несогласие заявителя апелляционной жалобы с вынесенным судебным актом не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд учитывает, что срок, на который предоставлена отсрочка, является незначительным.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении истцу убытков вследствие предоставления отсрочки исполнения решения суда, последним не представлено. Доказательств, подтверждающих возможность исполнения ответчиком решения без предоставления отсрочки, Учреждением также не представлено.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого определения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2020 по делу N А73-4871/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4871/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского края, Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство обороны РФ, Министерство финансов Хабаровского края, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО ЖЭКО N5, Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3601/20
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6087/19
10.10.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5295/19
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4871/19