г. Пермь |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А71-19067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Удмуртнефть": Солодкая Д.М., предъявлен паспорт, доверенность от 28.08.2019;
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: Скачков А.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 23.01.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 июня 2020 года
по делу N А71-19067/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (ОГРН 1021801147774, ИНН 1831034040)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о признании недействительными ненормативных правовых документов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Удмуртнефть" (далее - заявитель, ОАО "Удмуртнефть") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительными ненормативных правовых документов: 1) отрицательное заключение экспертной комиссии Минприроды УР от 30.08.2019 N 2138 на лесной участок, предоставленный в аренду ОАО "Удмуртнефть" на основании договора аренды лесного участка от 23.05.2019 N 01/2-15/1146, утвержденное Приказом Минприроды УР от 30.08.2019 N 916; 2) отрицательное заключение экспертной комиссии Минприроды УР от 30.08.2019 N 2139 на лесной участок, предоставленный в аренду ОАО "Удмуртнефть" на основании договора аренды лесного участка от 23.05.2019 N 01/2-15/1147, утвержденное Приказом Минприроды УР от 30.08.2019 N 917.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 июня 2020 года (резолютивная часть решения от 11.06.2020) требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что по итогам рассмотрения проектной документации с заявленным ОАО "Удмуртнефть" видом использования лесов - "разработка месторождений полезных ископаемых", Министерством не было представлено каких-либо возражений по выбранному виду использования лесов, что выражается в факте издания Министерством приказов о предоставлении заявленных лесных участков в аренду и во исполнение данных приказов заключены договоры с аналогичным видом разрешенного использования лесов и для целей строительства линейных объектов. Указывает, что Министерство по итогам рассмотрения проектной документации не вправе было отказать в ее согласовании, поскольку проектная документация не содержит информации о намерении заявителя по размещению каких-либо объектов, в том числе и линейных; пунктом 6 проектной документации заявителем зафиксированы "Сведения об ограничениях использования лесов", а пунктом 8 "Сведения о наличии на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов (ОЗУ), особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий", что свидетельствует о том, что заявитель заранее знал о местонахождении ОЗУ; договоры аренды N 01/2-15/1146, N 01/2-15/1147 также не содержат какой-либо информации о целях строительства линейных объектов в особо защитных участках лесов.
По мнению Министерства, сам вид использования лесов, который был выбран ОАО "Удмуртнефть" - "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" - в соответствии с Перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р (далее - Перечень, Перечень N 849-р), может допускать размещение линейных объектов, но с определенными ограничениями, а именно "за исключением особо защитных участков лесов".
Представление лесных участков, отнесенных к ОЗУ, с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых возможно (при наличии лицензии на пользование недрами), но без размещения на этих участках объектов инфраструктуры, связанных с недропользованием, с учетом проведения выборочных рубок только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Министерство также указало, что ОАО "Удмуртнефть", имеющему лицензию на пользование недрами, полученную до 31.12.2010, с учетом части 3 статьи 8.2 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ), лесной участок при наличии на нем особо защитного участка леса был предоставлен в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых при условии, что такое использование совместимо с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса, при этом, проектной документацией не предусматривалось на размещение линейных объектов, ни рубка лесных насаждений на особо защитных участках леса.
Министерство считает, что по проекту освоения лесов по заявлению N 19.33-1401 в кварталах 115 (выделы 37, 38), 116 (выдел 11), 172 (выделы 11,12,29), а также по проекту освоения лесов по заявлению N 19.33-1402 в кварталах 18 (выделы 9,22,23), 34 (выделы 2,7) размещение объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры не допускается, следовательно, и рубка лесных насаждений на таких лесных участках запрещена.
Определением от 17.08.2020 в порядке ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Зелениной Т.Л. на судью Крымджанову Д.И.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном 18.08.2020, представитель заинтересованного лица доводы и требования жалобы поддержал, представитель заявителя против ее удовлетворения возразил, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Удмуртнефть" осуществляет свою деятельность на основании лицензий ИЖВ N 00187 НЭ сроком действия по 31.03.1997, с продлением срока до 31.03.2017, продлением срока по 31.03.2042, с целевым назначением и видами работ "продолжение добычи нефти и растворенного газа из верейской газонефтяной залежи на Киенгопской площади Чутырско - Киенгопского месторождения в Удмуртской Республике на территории Якшур-Бодьинского и Шарканского районов Удмуртской Республики".
Также ОАО "Удмуртнефть" осуществляет свою деятельность на основании лицензий ИЖВ N 00201 НЭ сроком действия по 31.03.1997, с продлением срока до 31.03.2017, продлением срока по 31.03.2147, с целевым назначением и видами работ "продолжение добычи нефти и растворенного газа из башкирской залежи на Чутырской площади Чутырско - Киенгопского месторождения в Удмуртской Республике на территории Игринского и Якшур-Бодьинского районов Удмуртской Республики".
25.12.2018 ОАО "Удмуртнефть" обратилось в Министерство с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка площадью 3,4044 га по объекту: "Чутырское н/м Обустройство после бурения. Куст 45А" (л.д. 19, т.1).
23.01.2019 Министерством утверждена проектная документация лесного участка площадью 3,4044 га Игринское лесничество; Чутырское участковое лесничество; Целевое назначение лесов - эксплуатационные леса; категория защитных лесов - защитные (защитные полосы вдоль дорог; леса расположенные в водоохранных зонах); квартал - 115, 148, 116, 117, 172; выделы - 115 (37,38), 148 (2,4,5,29), 116 (10,11), 117 (6), 172 (5,12,11,29) - л.д. 56, т.1), принято решение от 23.01.2019 N 4/2019 об утверждении проектной документации лесного участка (л.д. 22, т.1).
Министерством 20.03.2019 принято решение о предварительном согласовании представления земельного участка в границах земель лесного фонда площадью 3,4044 га (заявление общества от 21.02.2019 N 19.33-273) (л.д.97, т.1).
Письмом от 30.04.2019 (л.д. 99, т.1) Министерство известило общество о внесении сведений в Государственный лесной реестр в отношении лесного участка общей площадью 3,4044 га, которому присвоен номер учетной записи 1345-2019-04.
08.05.2019 Министерством издан Приказ N 482 о предоставлении лесного участка площадью 3,4044 га обществу в аренду сроком до 31.03.2068 по разрешенному виду использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых с целью строительства и эксплуатации трубопровода технологического на объекте нефтедобычи Чутырского нефтяного месторождения (л.д. 100, т.1).
23.05.2019 между Министерством и ОАО "Удмуртнефть" заключен договор аренды лесного участка площадью 3,4044 га для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 01/2-15/1147, с видом разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (п. 1.2) с целью строительства и эксплуатации объектов нефтедобычи Чутырского нефтяного месторождения (п. 1.3) с вменением обществу обязанности (подп. г, п. 3.4) в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы (л.д. 118-136, т.1). Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР 11.06.2019.
Обществом с ограниченной ответственностью "Леспроект" по заказу ОАО "Удмуртнефть" разработан проект освоения лесов лесного участка площадью 3,4044 га (л.д. 137-162, т.1)
06.02.2019 ОАО "Удмуртнефть" обратилось в Министерство с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка площадью 3,7146 га по объекту: "Киенгопское н/м Обустройство при переводе в ППД. Куст 35" (л.д. 20, т.1).
25.02.2019 Министерством утверждена проектная документация участка площадью 3,7146 га Якшур-Бодьинское лесничество; Мукшинское участковое лесничество; целевое назначение лесов - эксплуатационные, защитные леса (водоохранные леса, противоэрозионные леса); квартал - 18, 34, 9, 22; лесотаксационный выдел - квартал 18 (выделы 9, 22, 23), квартал 34 (1,1,7,17,16), квартал 9 (выдел 13), квартал 22 (выдел 18) - л.д. 23, т.1), принято решение от 28.02.2019 N 9/2019 об утверждении проектной документации лесного участка (л.д. 21, т.1).
Министерством 25.03.2019 принято решение о предварительном согласовании представления земельного участка в границах земель лесного фонда площадью 3,7146 га (заявление общества от 06.03.2019 N 19.33-348) (л.д.96, т.1).
Письмом от 30.04.2019 (л.д. 98, т.1) Министерство известило общество о внесении сведений в Государственный лесной реестр в отношении лесного участка общей площадью 3,7146 га, которому присвоен номер учетной записи 1343-2019-04.
08.05.2019 Министерством издан Приказ N 481 о предоставлении лесного участка площадью 3,7146 га обществу в аренду сроком до 31.03.2042 по разрешенному виду использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых с целью строительства и эксплуатации трубопровода технологического на объекте нефтедобычи Киенгопского нефтяного месторождения (л.д. 101, т.1).
23.05.2019 между Министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка площадью 3,7146 га для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 01/2-15/1146, с видом разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (п. 1.2) с целью строительства и эксплуатации объектов нефтедобычи Киенгопского нефтяного месторождения (п. 1.3) с вменением обществу обязанности (подп. г, п. 3.4) в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы (л.д. 102-117, т.1). Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР 10.06.2019.
Обществом с ограниченной ответственностью "Леспроект" по заказу ОАО "Удмуртнефть" разработан проект освоения лесов лесного участка площадью 3,7146 га (л.д. 163-190, т.1).
31.07.2019 ОАО "Удмуртнефть" обратилось в Министерство с заявлением за N 19.33 - 1401 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по участку 3,4044 га (л.д. 17, т.1) и с заявлением за N 19.33 - 1402 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по участку 3,7146 га (л.д. 18, т.1).
30.08.2019 экспертная комиссия по проекту освоения лесов лесного участка 3,4044 га приняла отрицательное Заключение N 2138 (л.д. 2-3, т. 2), с указанием на то, что размещение объектов в кварталах 115 (выделы 37, 38), 116 (выдел 11), 172 (выделы 11, 12, 29) размещение объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры, не допускается, следовательно, и рубка лесных насаждений на таких лесных участках запрещена; Министерством сделаны выводы и даны рекомендации: проект удовлетворяет требованиям, установленным приказом Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" к составу проекта освоения лесов. Мероприятия по использованию лесов в части размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и проектирования рубки на особо защитных участках лесов (ОЗУ) не соответствуют Лесному плану Удмуртской Республики, лесохозяйственному регламенту Игринского лесничества и действующему законодательству. Проект не рекомендуется к реализации. Необходимо доработать проект по выявленным замечаниям и повторно представить его на экспертизу.
Министерством издан Приказ N 916 об утверждении отрицательного Заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 30.08.2019 N 2138 на лесной участок площадью 3,4044 га. (л.д. 1, т. 2).
30.08.2019 экспертная комиссия по проекту освоения лесов лесного участка 3,7146 га приняла отрицательное Заключение N 2139 (л.д. 5-6, т. 2), с указанием на то, что размещение объектов в кварталах 18 (выделы 9, 22, 23), 34 (выделы 2, 7) размещение объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры, не допускается, следовательно, и рубка лесных насаждений на таких лесных участках запрещена; Министерством сделаны выводы и даны рекомендации: проект удовлетворяет требованиям, установленным приказом Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" к составу проекта освоения лесов. Мероприятия по использованию лесов в части размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и проектирования рубки на особо защитных участках лесов не соответствуют Лесному плану Удмуртской Республики, лесохозяйственному регламенту Якшур-Бодьнского лесничества и действующему законодательству. Проект не рекомендуется к реализации. Необходимо доработать проект по выявленным замечаниям и повторно представить его на экспертизу.
Министерством издан Приказ N 917 об утверждении отрицательного Заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 30.08.2019 N 2139 на лесной участок площадью 3,7146 га. (л.д. 4, т. 2).
Ссылаясь на то, что отрицательные заключения экспертной комиссии Минприроды УР от 30.08.2019 N 2138, N 2139, утвержденные Приказами Минприроды УР от 30.08.2019 N 916, N 917, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "Удмуртнефть" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых документов недействительными и нарушающими права заявителя.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Исходя из положений частей 1, 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно ч. 4 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок).
Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, что в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьями 21, 43 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при осуществлении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.
Перечень N 849-р определяет объекты, строительство которых допускается при использовании лесов в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при этом он не устанавливает ограничений на разработку месторождений полезных ископаемых. Ограничения использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых наступает только в случаях напрямую предусмотренных ЛК РФ.
Между тем, данный перечень с учетом содержания п. 1, 2, 2(1), 2(2) исключает возможность размещения объектов, указанных в проектах, представленных заявителем (водопровод, трубопровод технологический) на лесных участках, относящихся к ОЗУ при осуществлении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации, для особо защитных участков (ОЗУ) установлен прямой запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. При этом на заповедных лесных участках в силу ч. 3 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается строительство и эксплуатация любых объектов капитального строительства, а также разведка и добыча полезных ископаемых.
В ч. 4 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на ОЗУ запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. При этом на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ указано, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Данный Перечень, как уже указывалось выше, утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р и не предусматривает размещение линейных объектов, заявленных ОАО "Удмуртнефть" в рамках заключенных договоров аренды лесного участка по виду использования "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых", на территории ОЗУ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" использование лесов в случае, предусмотренном ч. 2 данной статьи допускается с соблюдением требований части 4 ст. 12, ч. 6 ст. 111 и ч. 6 ст. 119 ЛК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 12 ЛК РФ Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Таким образом, ОАО "Удмуртнефть", имеющему лицензию на пользование недрами, полученную до 31.12.2010, с учетом ч. 3 ст. 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесной участок при наличии на нем ОЗУ был предоставлен в аренду для указанной в договоре цели при условии, что такое использование совместимо с целевым назначением и полезными функциями ОЗУ.
Позиция Министерства подтверждена имеющимся в материалах дела письмом-ответом Департамента лесного хозяйства по приволжскому федеральному округу от 04.12.2019 (т. 2 л.д114-116), а также письмом Рослесхоза "О разъяснении" от 11.12.2019 (т. 2 л.д. 119-121).
Из материалов дела следует, что части предоставленных в аренду лесных участков отнесены к ОЗУ, при этом проектами освоения, представленными на государственную экспертизу, предусмотрено, что запланирована сплошная рубка лесных насаждений на площади 2,0661 га (по заявлению N 19.33-1401), на площади 2,0183 га (по заявлению N 19.33-1402), в том числе на ОЗУ.
Как пояснил представитель Министерства в судебном заседании апелляционного суда и документально не опровергнуто представителем ОАО "Удмуртнефть", возможность размещения водопровода и трубопровода технологического таким образом, что части арендованных лесных участков, отнесенные к ОЗУ, не будут подвергаться сплошной рубке, имеется. В связи с этим в заключениях было предложено доработать представленные проекты.
Тот факт, что доработка проектов и иные варианты расположения предполагаемых к строительству объектов могут потребовать дополнительных финансовых затрат, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий, а также о нарушении прав заявителя.
Факт предоставления ранее лесных участков в целом в аренду, в том числе с указанием цели строительства, сам по себе не свидетельствует о незаконности действий Министерства, выявившего на стадии государственной экспертизы проектов освоения лесов основания для дачи отрицательного заключения.
Возможность размещения объектов на лесном участке оценивается на этапе государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Заключение после проведения экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение экспертизы дается при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видам освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Федерации, законодательству Российской Федерации. В случае несоответствия представленных материалов установленным требованиям выдается (составляется) отрицательное заключение экспертизы с указанием необходимости соответствующей доработки.
Иной подход к применению норм лесного законодательства может привести к бесконтрольному строительству и размещению различных объектов в лесах, что может быть сопряжено со значительным их уничтожением, в том числе в ОЗУ, что является не допустимым и не соответствует основным принципам лесного законодательства (ст. 1 ЛК РФ).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые отрицательные заключения государственной экспертизы, утвержденные приказами Минприроды УР N 916 и 917, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав заявителя.
Следовательно, обжалуемое решение подлежит отмене, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, п.4 ч.1 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 июня 2020 года по делу N А71-19067/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
М. А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-19067/2019
Истец: ОАО "Удмуртнефть"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики