г. Москва |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А40-43950/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-43950/2020
по заявлению: акционерного общества "Международный аэропорт "ВНУКОВО"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
о признании недействительным предписания,
в присутствии:
от заявителя: |
Долгачева Е.Ю. по дов. от 30.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
Алексанова Т.В. по дов. от 13.05.2020, Егорова А.А. по дов. от 07.10.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020, принятым по настоящему делу, признано незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Роспотребнадзор) от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР в части пп. 1, 2, 37.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Роспотребнадзор обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда, а в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель аэропорта Внуково в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из заявления и материалов дела, на основании распоряжений административного органа о проведении плановой выездной проверки N 01-06-00117 от 18.10.2019; распоряжений о продлении срока проведении плановой выездной проверки N 01-06-0083 от 21.11.2019, N 01-085 от 25.11.2019, заинтересованным лицом в отношении аэропорта Внуково по адресу: Москва, 2-я Рейсовая улица, д. 2, к. 3 проведена плановая выездная проверка, в ходе которой заинтересованным лицом установлено, что Акционерное общество "Международный аэропорт "Внуково" нарушает законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, по результатам которой административным органом заявителю выдано предписание от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР об устранении нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (далее - Предписание).
Согласно оспариваемым заявителем пунктам предписания, на заявителя возложены следующие обязанности:
1. Пунктом 1 Предписания заявителю предписано откорректировать проект Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) (7-я подзона) в соответствии с требованиями СП 2.1.8.3565-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2019 г. N 15 "Отдельные санитарно - эпидемиологические требования при оценке непостоянного шума от пролетов воздушных судов", п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п г. п. 5 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. N 1460.
2. Пунктом 2 Предписания заявителю предписано обеспечить контроль соблюдения нормативных значений эквивалентного шума на территории нормируемых элементов застройки в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"; СанПиН 2.1.2.2801-10. Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 1.1 Санитарных правил N 2.1.8.3565-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2019 г. N 15 "Отдельные санитарно- эпидемиологические требования при оценке непостоянного шума от пролетов воздушных судов": санитарные правила устанавливают отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов (далее авиационного шума). Представить экспертное заключение аккредитованной в установленном порядке организации по результатам измерений уровней шума. Срок 01.04.2020 г.".
3. Пунктом 37 Предписания заявителю предписано представить дорожную карту мероприятий, реализация которых позволит исключить сброс с территории, занимаемой АО "Международный аэропорт "Внуково", неочищенных сточных вод из ливневыпусков N 1 и 4, образуемых в ходе хозяйственной деятельности без эксплуатации действующих очистных сооружений, позволяющих обеспечить качество сточных вод до установленных нормативов в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", устанавливающих требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.
Назначить должностное лицо, ответственное за представление информации органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы, и населению о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды, а также о принятом решении о запрещении или ограничении водопользования, осуществляемых мероприятиях.
Срок исполнения указанных пунктов предписания установлен до 01.04.2020.
Не согласившись с указанным предписанием от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР в части пунктов 1, 2 и 37, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим изменению в части пункта 1 предписания от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 4, 5 п.1 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с отдельными положениям пп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Материалами дела установлено, что в ходе плановой выездной проверки в отношении Акционерного общества "Международный аэропорт "Внуково" (далее - Общество, "Внуково") по адресу: Москва, 2-я Рейсовая улица, д. 2, к. 3 на основании распоряжений о проведении плановой выездной проверки N 01-06-00117 от 18.10.2019 г.; распоряжения о продлении срока проведении плановой выездной проверки N 01-06-0083 от 21.11.2019 г. установлено, что Обществом нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: эпидемиологических требований к обеспечению соблюдения нормативных значений уровней шума.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Международный аэропорт "Внуково" является аэропортовая деятельность.
АО "Международный аэропорт "Внуково" предоставляет следующие услуги: обеспечение взлета-посадки воздушных судов, в том числе, предоставление взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов; штурманское обеспечение полетов, в том числе, составление флайт-планов; оформление и проверка предварительного плана полетов, то есть деятельность АО "Международный аэропорт "Внуково" связана с оказанием шумового воздействия на нормируемые эелементы застройки, расположенные в зоне влияния аэропорта.
Территория жилой застройки является наименее социально-защищенной, в связи с чем на ней предусмотрено нормирование уровней шума.
Согласно п. 1.2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" данные санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц, независимо от гражданства. Требования к конкретным юридическим лицам не прописаны.
Согласно экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от 20.12.2019 N 06-02903, поступившего в Управление от 23.12.2019 N 01-36614-2: в ходе проверки были проведены измерения уровней шума на территории жилой застройки по адресам: г. Москва, поселение Внуковское, ул. Центральная, д.9, поселение Марушкинское, п. Кирпичного завода, 34 км Киевского ш., уч. 12а, СНТ "Анино-2", уч. 1/1, СНТ "Ручеек", в результате которых при пролете воздушных судов, базирующихся на территории аэропорта "Внуково", были зафиксированы превышения уровней шума: максимального от 3-х до 20 дБА; эквивалентного от 2-х до 10 дБА, для дневного времени суток, что является п. 6.3 (п.9 таб.3) СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п.6.1 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2801-10 Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10, что может способствовать возникновению вреда жизни и здоровья граждан.
Следует отметить, что если в 2019 году в АО "Международный аэропорт "Внуково" совершалось 44 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час, 491 ВПО в сутки, 171 058 ВПО в год, то к 2022 году количество ВПО в час увеличится до 66-ти, 811 в сутки и 278 568 в год, что сделает условия проживания жителей еще более неблагоприятными.
Согласно приказа АО "Международный аэропорт Внуково" N 755 от 21.05.2018 г. "Об организации производственного контроля за соблюдением санитарных правил в АО "Международный аэропорт Внуково" пунктом 35 предусмотрено проведение инструментальных исследований и оценки постоянного и непостоянного шума в 8 точках.
Протоколы измерений и экспертные заключения отсутствуют, что подтверждает нарушение юридическим лицом санитарных правил по шуму и способствует ухудшению условий проживания населения.
В границы зоны шумового воздействия от летной эксплуатации ВС аэропорта "Внуково" (в границы зон санитарного разрыва), ранее определенную по изолинии 60 дБА - максимальному уровню звука для ночного времени суток в нарушение требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" попадают:
- Одинцовский районы и Новомосковский с севера - Химкинский, Солнечногорский, Красногорский и Московской области, Западный, Северо-Западный, Северный Административные округа г. Москвы (ЗАО, СЗАО, САО, НАО);
- с северо-востока - Одинцовский район Московской области, Западный, Новомосковский и (ЗАО, НАО, ЮЗАО);
- с востока - Ленинский район Московской области, Западный, Юго-Западный, Южный и Новомосковский Административные округа г. Москвы (ЗАО, ЮЗАО, ЮАО, НАО);
- с юго-востока - Подольский район Московской области, г. Подольск, г. Климовск, Западный, Новомосковский, Троицкий и Юго-Западный Административные округа г. Москвы (ЗАО, НАО, ТАО, ЮЗАО);
- с юга - Подольский район Московской области, Западный, Новомосковский и Троицкий Административные округа г. Москвы (ЗАО, НАО, ТАО);
- с юго-запада - Наро-Фоминский район Московской области, Западный, Новомосковский и Троицкий Административные округа г. Москвы (ЗАО, НАО, ТАО);
с запада - Одинцовский и Наро-Фоминский районы Московской области, г. Краснознаменск, Западный и Новомосковский Административные округа г. Москвы (ЗАО, НАО);
- с северо-запада - Одинцовский и Истринский районы Московской области Западный и Новомосковский Административные округа г. Москвы (ЗАО, НАО).
Установление приаэродромной территории (7-й подзоны) проводится в рамках выполнения требований Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны".
Управлением в 2018 году выдано санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) (7-я подзона) от 12.11.2018 г. N 77.01.10.000.Т.004165.11.18.
Проект Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) (7-я подзона) в 2018 году был выполнен без раздела Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного (воздушного шума), предусмотренного Методическими рекомендациями MP 2.1.10.0059-12, что на момент проверки не соответствовало п.п г. п. 5 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. N 1460 (обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека).
Согласно п. 2.1 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ в целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
В рамках выполнения требований п. 2.1 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2019 г. N 15 утверждены санитарные правила СП 2.1.8.3565-19 "Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке непостоянного шума от пролетов воздушных судов" (далее - СП 2.1.8.3565-19).
Согласно п.п.1.1, 1.2. СП 2.1.8.3565-19 санитарные правила устанавливают отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов (далее авиационного шума) и применяются при обосновании седьмой подзоны приаэродромной территории и при контроле уровней авиационного шума.
Для авиационного шума оценка на соответствие допустимым уровням проводится для территорий по нормативу эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, установленному для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке (п. 2.1 СП 2.1.8.3565-19 ).
Согласно п. 2.2. СП 2.1.8.3565-19 обоснование границы седьмой подзоны приаэродромной территории при расчетах уровней авиационного шума проводится с учетом оценки риска для здоровья.
Расчет и оценка риска для здоровья населения при воздействии авиационного шума проводится в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой, в том числе с учётом мероприятий по снижению авиационного шума (п. 2.3 СП 2.1.8.3565-19).
Размеры 7-й подзоны определяются в части полученных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ Общество в соответствии с осуществляемой деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Таким образом, пункт 1 предписания Управления от 25.12.2020 г. N 01-06-00117ПР, согласно которого Обществу предложено откорректировать проект Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) (7-я подзона) в соответствии с требованиями СП 2.1.8.3565-19 является законным и обоснованным.
Невыполнение требований ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ и СП 2.1.8.3565-19 нанесет вред жизни и здоровью жителей существующего и в первую очередь вновь размещаемого жилья, детских дошкольно-школьных учреждений и лечебно-профилактических учреждений.
03.02.2020 АО "Международный аэропорт Внуково" проинформировало Управление за N 01-02650-2 о принимаемых мерах по исполнению Предписания от 25.12.2019 г. N 01-06-00117/Пр в частности корректировке проекта Приаэродромной территории:
Согласно документа аэропорта от 31.01.2020 г. N 76-1-Пр за подписью генерального директора Сапрыкина Д.П. аэропортом заключен договор с ООО Проектное бюро "ЦЭИ" от 31.01.2020 г. N 26 1ПБ/19/200000008797 на корректировку проекта Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) (7-й подзоны).
Предоставление в АО "Международный аэропорт "Внуково" разработанных материалов по 7-й подзоне запланировано на март 2020 г.
Получение экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения на проект 7-й подзоны - июнь 2020 г.
Внесение изменений в Решение по установлению приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) - июль 2020 г.
Представление доработанного Решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) в Росавиацию - август 2020 г.
Согласование Решения по приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) в составе 7 подзон с Правительствами Москвы и Московской области - сентябрь 2020 г.
Издание приказа ФАВТ об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) аэродрома - октябрь 2020 г.
Согласование с Минюстом, внесение на кадастровый учет - декабрь 2020 г.
Вместе с тем, Управлением предписано откорректировать проект Решения со сроком до 01.04.2020 года.
Корректировка проекта включает в себя проведение расчетов шума по эквивалентному уровню и проведение оценки риска здоровью по фактору авиационного шума.
Корректировка проекта Решения Приаэродромной территории (7-й подзоны) необходима для ограничения строительства новых нормируемых элементов в приаэродромной территории аэропорта Внуково.
До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-положительного исполнительной надзор, о области соответствии обеспечения размещения указанных объектов требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия эпидемиологический законодательства в населения.
Органы Роспотребнадзора выдают санитарно-эпидемиологическое заключение по седьмой подзоне ПАТ, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (вместе с "Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок", "Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений", "Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2007 N 9866) Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.( п.6 "Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок").
Несогласие заявителя со сроками исполнения предписания, не свидетельствует о незаконности данного пункта предписания. Заявитель не были лишен возможности обращения в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения предписания с необходимым обоснованием.
По пункту 2 предписания Управления от 25.12.2020 N 01-06-00117ПР суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о том, что выдача предписания об обеспечении контроля соблюдения нормативных значений эквивалентного шума на территории нормируемых элементов застройки в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"; СанПиН 2.1.2.2801-10. Изменения и дополнения N1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" п. 1.1 Санитарных правил N 2.1.8.3565-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2019 г. N 15 "Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке непостоянного шума от пролетов воздушных судов" и представить экспертное заключение аккредитованной в установленном порядке организации по результатам измерений уровней шума является незаконным и необоснованным в силу его неисполнимости в силу следующего.
Все полеты в районе аэродрома Москва (Внуково) выполняются в соответствии с воздушным законодательством РФ.
Полеты воздушных судов выполняются в строгом соответствии с требованиями статьи 72 Воздушного кодекса Российской Федерации - полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проблема шумового воздействия при пролете воздушных судов является комплексной и вызвана, в том числе, рядом следующих обстоятельств: несогласованное строительство на приаэродромных территориях; размещений жилых комплексов на территориях с максимальным уровнем авиационного шума; выдача разрешений на строительство жилых комплексов без учета установленных санитарных норм и правил; строительство жилых комплексов без учета объективной оценки негативного воздействия полетов воздушных судов; невыполнение застройщиками жилых комплексов необходимых мероприятий, обеспечивающих снижение авиационного шума внутри жилых помещений.
В целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций Правительством Российской Федерации Постановлением от 11.03.2010 N 138 были утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила N 138).
Согласно п. 58 Правил N 138 для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории.
Согласно ст. 47 Воздушного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 30.09.2017, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации. Указанная норма закона является нормой прямого действия и ее применимость к фактическим правоотношениям не зависит от принятия / отмены подзаконных актов.
С 30.09.2017 правила о приаэродромной территории изменились.
Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ ст. 46 Воздушного кодекса РФ признана утратившей силу, а ст. 47 - изложена в новой редакции. Принятое в развитие указанного Федерального закона Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N1460 признало утратившими силу с 14.12.2017 пункты 58 - 60 Правил N138, а также утвердило Правила установления приаэродромной территории и Правила выделения на приаэродромной территории подзон.
Таким образом, согласование строительства в районе аэродрома до 30.09.2017 года должно было быть произведено оператором аэродрома и Росавиацией. После принятия Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ, для такого строительства необходимо согласование Росавиации и наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
Разработку схем маневрирования и управление воздушными судами в воздухе в районе аэропортов Московского авиационного узла осуществляет филиал "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", который не является структурным подразделением АО "Международный аэропорт "Внуково" Маршруты обслуживания воздушного движения утверждаются Минтрансом России.
Таким образом, АО "Международный аэропорт "Внуково" не может оказывать влияние и нести ответственность за превышение шумового воздействия на конкретных маршрутах движения ВС.
Аналогичная правовая позиция сформирована в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2012 года по делу N А60-35446/11 и в решении от 25.02.2013 по делу N А40-123698/2012 в отношении ОАО "Аэропорт Внуково".
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, пункт 2 Предписания является неисполнимым.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства. К таким юридическим лицам, ответственным за соблюдение требований санитарного законодательства, относятся застройщики, осуществившие застройку объектов жилого, смешанного и нежилого назначения вблизи аэропорта Внуково.
Следовательно, вопрос влияния шумового воздействия при строительстве жилых домов на приаэродромной территории аэропорта Внуково находится в зоне ответственности застройщиков, которые обязаны предусмотреть и выполнить при строительстве жилых комплексов проектные мероприятия по снижению шумового воздействия, а также государственных органов, осуществляющих выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию жилых комплексов, находящихся в зоне повышенного шумового воздействия.
Как указано судом, АО "Международный аэропорт "Внуково" в рамках своих полномочий стремится способствовать снижению шумового воздействия.
В соответствии с рекомендациями документов ИКАО, АО "Международный аэропорт "Внуково" разработан и внедрен комплекс противошумных мероприятий.
Все рекомендации по уменьшению неблагоприятного воздействия воздушных судов изложены в разделе VIII Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Москва (Внуково), зарегистрированной в МТУ ВТ ЦР 01.02.2018 г. за N ЦИ1-513, являющейся приложением к Приказу АО "Международный аэропорт "Внуково" от 14.02.2018 N210 (Приложение 7).
В Сборнике аэронавигационной информации N 11 (лист Г-5 Эксплуатационные приемы снижения шума), издаваемого ФГУП "Центр аэронавигационной информации" Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), опубликованы эксплуатационные приёмы снижения шума для обязательного применения экипажами воздушных судов всех авиакомпаний.
Таким образом, АО "Международный аэропорт "Внуково" принимает все зависящие от него меры по контролю соблюдения уровней шума от авиационного транспорта.
Вопреки доводам жалобы, Роспотребнадзором не указаны и не представлены в адрес АО "Международный аэропорт "Внуково" доказательства того, какие именно действия совершает непосредственно АО "Международный аэропорт "Внуково" при осуществлении своей деятельности, ведущие к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Также Роспотребнадзором не представлены доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между деятельностью непосредственно АО "Международный аэропорт "Внуково" и превышением допустимого уровня шума от пролетов воздушных судов, оказывать влияние на которые у АО "Международный аэропорт "Внуково" нет ни юридической, ни административной возможности.
Следовательно, требование, указанное в п. 2 Предписания Роспотребнадзора является незаконным.
Кроме того, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2019 N 15 с утверждены санитарные правила 2.1.8.3565-19 "Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов". Данные правила вступили в силу с 8 ноября 2019 г.
Следовательно, административный орган, при проведении проверки руководствовался ненадлежащими нормативно-правовыми актами.
Между АО "Международный аэропорт "Внуково" (Арендатор) и ФГУП "АГА (А)" (Арендодатель) заключен договор аренды федерального имущества аэропорта Внуково от 21.12.2015 г. N 495 (далее - Договор аренды).
Водосточно-дренажная система (далее - ВДС) является государственной собственностью и закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП "АГА (А)", которое осуществляет управление указанным имуществом.
ВДС аэродрома в пользование АО "Международный аэропорт "Внуково" не передана, находится в хозяйственном ведении ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - ФГУП "АГА(А)"), что подтверждается Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2018 по делу N А40-87111/18, которое вступило в законную силу 11.02.2019.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 статьи 23 Закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник имущества (в данном случае уполномоченное собственником лицо - ФГУП "АГА(А)") обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, что подтверждается решением Головинского районного суда города Москвы от 24.08.2017 г. по делу N 2-3416/2017, где суд приходит к выводу, что обязанность по оформлению разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект, осуществляемый через водосточно-дренажную систему, расположенную по адресу: г. Москва, в домовладении Внуково аэропорт, дом 1, должна быть возложена на ФГУП "АГА(А)", поскольку в его хозяйственном ведении находится водосточно-дренажная система. Решение Головинского районного суда г. Москвы от 24.08.3017 вступило в законную силу 22.05.2018.
Также, как указывает заявитель, Головинским районным судом города Москвы по делу 2-3388/2017 по иску Московского межрайонного природоохранного прокурора города Москвы к ФГУП "АГА" вынесено решение от 04.09.2017, которым на ФГУП "АГА(А)" возложена обязанность по обеспечению очистки сточных вод до установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Решение вступило в законную силу 04.09.2018.
Решением от 25.09.2017 по делу N 2-3387/17 по иску Московского межрайонного природоохранного прокурора города Москвы к ФГУП "АГА (А)" Головинский районный суд г. Москвы обязал ФГУП "АГА (А)" оформить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод через дренажную водосточную систему, расположенную по адресу: г. Москва, Внуково аэропорт. Решение суда вступило в законную силу 06.08.2018.
Таким образом, как обоснованно указал суд, именно ФГУП "АГА(А)", в хозяйственном ведении которого находится водосточно-дренажная система, должно обеспечивать надлежащую техническую эксплуатацию ВДС, контроль и надзор за использованием ВДС, очистку и обезвреживание сбрасываемых сточных (дренажных) вод в водный объект через дренажную водосточную систему до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, и должно предоставлять дорожную карту мероприятий, реализация которых позволит исключить сброс с территории, занимаемой АО "Международный аэропорт "Внуково", неочищенных сточных вод из ливневыпусков N 1 и 4 и назначить должностное лицо, ответственное за представление информации органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы, и населению о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды, а также о принятом решении о запрещении или ограничении водопользования, осуществляемых мероприятиях, как указано в п. 37 обжалуемого Предписания.
Следовательно, п. 37 Предписания, выданного АО "Международный аэропорт "Внуково", является также неисполнимым.
Кроме того, как указывает Общество, возможность сброса загрязняющих веществ в водосточно-дренажную сеть аэропорта есть у любого юридического лица, находящегося на территории аэропорта Внуково. В частности, на территории аэропорта Внуково осуществляют деятельность: ФГБУ СЛО "Россия", ФГКУ "ОАО СН" (Управление авиации ФСБ России), Внуковский центр ОВД Филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", АО ПО "Космос", ЗАО "Ю-Ти-Джи", ЗАО "Авиационно-заправочная компания", ЗАО "Топливо-заправочный сервис" и другие организации (Приложение 13 - схема по выпускам с водосборных площадей).
При этом, аэропорт Внуково не наделено правом контроля за производственной деятельностью других хозяйствующих субъектов, а также правом контроля и надзора за использованием указанными третьими лицами имущества, не принадлежащего АО "Международный аэропорт "Внуково".
Также заявитель указывает на необоснованность вывода Роспотребнадзора, указанного на стр. 9 обжалуемого Предписания, о том, что сброс неочищенных ливневых сточных вод из ливневыпусков (N N 1 и 4), производится без эксплуатации действующих очистных сооружений, поскольку сброс сточных вод с территории аэропорта Внуково запланирован, как было указано выше по ВДС, которая принадлежит на праве хозяйственного ведения ФГУП "АГА (А)" и до настоящего времени не передана в аренду АО "Международный аэропорт "Внуково" и далее через очистные сооружения N N 1 и 4.
Как установлено судом, на водосборной площади ливневыпуска N 1 помимо АО "Международный аэропорт "Внуково" осуществляют хозяйственную деятельность другие хозяйствующие субъекты, а именно ЗАО "Ю-Ти-Джи", ФГБУ СПО "Россия", ЗАО "Авиационно-заправочная компания", ЗАО "Топливо-заправочный сервис", производится заправка топливом воздушных судов (далее - ВС) авиакомпаний, противообледенительная обработка на местах стоянки ВС, организовано движение и стоянка транспорта и спецтехники обслуживающих компаний.
Водоотведение сточных вод от здания пассажирского терминала через транзитную ВДС ФГУП "АГА(А)" в рамках ограждения летного поля в районе ул. Центральной осуществляется в систему ВДС ГУП "Мосводосток", имеющей своими абонентами других юридических лиц (Приложение 13).
АО "Международный аэропорт "Внуково" заключен договор на прием и очистку сточных вод от здания пассажирского терминала с ГУП "Мосводосток".
Водоотведение ливнестоков с ливневыпуска N 1 запланировано через очистные сооружения (далее - ОС) "Внуково - 1" (Москва, Внуково, ул. Центральная, д. 16), находящиеся в районе пересечения ул. Центральной и старого Боровского ш. Очистные сооружения на водовыпуске N1 - объект городского заказа, финансировался из бюджета города Москвы.
Согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 03.08.2004 г. N 541-ПП "О концепции развития аэропорта Внуково" предусматривалась реконструкция данных
ОС со сроками реализации в 2005 г.
Однако до настоящего времени ОС "Внуково - 1" не реконструированы и не введены в эксплуатацию.
Водоотведение ливнестоков с ливневыпуска N 4 запланировано через очистные сооружения N 4 - объект федерального заказа, финансируемый за счет средств государственного бюджета. Заказчик строительства Очистных сооружений - ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Проектная документация разработана ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект". Генеральный подрядчик - ООО "Трансстроймеханизация". До настоящего времени указанный объект АО "Международный аэропорт "Внуково" в пользование не передан.
Международный аэропорт "Внуково" не является водопользователем и находится за пределами водоохранной зоны каких-либо водных объектов.
Поверхностные воды с территории аэропорта непосредственно не попадают в какой-либо водный объект, а попадают в придорожные сооружения ГУП "Мосводосток" (Приложение 17), где смешиваются со сточными водами иных лиц.
Таким образом, как обоснованно указывает Общество, пункт 37 предписания является неисполнимым для АО "Международный аэропорт "Внуково", и должен быть адресован к ФГУП "АГА(А)".
Также заявитель указывает на то, что Распоряжением о внесении изменений (дополнений) в распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 25.11.2019 N 01-085 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций привлечено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве".
С данной организацией у АО "Международный аэропорт "Внуково" на дату проведения проверки имелись действующие договоры на выполнение работ, что в соответствии с п. 1 ст. 20 и п.п. 8 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является безусловным основанием для отмены результатов данной проверки.
В соответствии с п. 1. ст. 13 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено продление сроков проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Мотивированные предложения должностных лиц о продлении сроков проверки не указаны, как и не указано, какие именно сложные и (или) длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования необходимо провести, а также не указана причина их проведения за рамками проверки.
В то же время проверочные мероприятия, по результатам которых могли потребоваться какие-либо исследования или экспертизы были проведены уже после истечения первоначального срока проведения проверки - 26 ноября 2019 года (2-9 декабря 2019 года - замеры уровня шума; 5 декабря 2019 года - пробы сточных вод).
Судом учтена аналогичная позиция указанная в Определении Верховного Суда РФ от 11 декабря 2015 г. N 304-КГ15-17004 "Об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 20 и п.п 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" это нарушение так же является безусловным основанием для отмены результатов данной проверки.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что предписание Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР в части пунктов 2 и 37 является незаконным, неисполнимым и, следовательно, подлежащим признанию незаконным.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части признания незаконным предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР в части пункта 1. В данной части судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (часть 2 статьи 269, пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-43950/2020 изменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным п. 1 Предписания Роспотребнадзора по г. Москве от 25.12.2019 N 01-06-00117-ПР отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-43950/2020 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43950/2020
Истец: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "ВНУКОВО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17855/20
19.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61404/2021
05.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-43950/20
11.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17855/20
25.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36111/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-43950/20