г. Москва |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А41-37211/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Королев Московской области: Хиленко В.А., по доверенности от 14.10.2019;
от СНТ "Сосны": Коптелов Е.А., председатель (выписка из ЕГРЮЛ), Лазарян К.Л., по доверенности от 13.04.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Рослесхоза: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Королев Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2019 года по делу N А41-37211/19 заявление СНТ "Сосны" к Администрации городского округа Королев Московской области, третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Рослесхоз, о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Сосны" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Королев Московской области с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать действия Администрации городского округа Королев в вопросах принятия решения о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровой плане территории СНТ незаконным;
2. Обязать Администрацию городского округа Королев согласовать схемы установленных границ СНТ "Сосны" общей площадью 31904 кв. м согласно технической землеустроительной экспертизы согласно каталога координат N 1 и N 2.
3. Обязать Администрацию городского округа Королев подготовить проект договор аренды, заключить с СНТ "Сосны" договоры аренды в соответствии со ст. 22 ЗК РФ.
4. Взыскать с Администрации городского округа Королев расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Рослесхоз.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2019 года по делу N А41-37211/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Королев Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на территории городского округа Королев в кадастровом квартале 50:45:00409:64 члены товарищества с 1970-1980-хх гг. ведут хозяйство, что подтверждается сведениями из домовой книги.
В целях оформления прав на участок товарищество обратилось в адрес администрации.
22.06.2017 Администрация в письме N В508-5914186723-66811817 указала на необходимость представить схему расположения земельного участка.
23.08.2017 СНТ "Сосны" заключило с ООО "Партнер" договор N 40 по исполнению работ по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: Московская область, г. Королев, СНТ "СОСНЫ", ул. 1-я Самаровка, у д. 3, путем горизонтальной съемки и координирования поворотных точек границ земельного участка.
После подготовки схемы товарищество повторно обратилось в адрес администрации по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 32346 кв. м, на что был получен отказ N В508-5914186723-8520933 от 10.10.2017.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в Королевский городской суд. Решением от 12.02.2019 по делу N 2-430/19 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением от 15.04.2019 по делу N 33-12440, решение отменено, производство по делу прекращено в связи с подведомственностью спора арбитражному суду.
Исходя из изложенного, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ (пункт 3).
Таким образом, получив заявление собственника сооружения, расположенного на земельном участке, заявленного к предоставлению без проведения торгов, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 39.2 ЗК РФ, обязан обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка.
Отказывая в утверждении схемы, администрация сослалась не непредставление доказательств выделения участка товариществу, а также на пересечения с землями лесного фонда.
В целях проверки данных доводов, определением от 31.10.2019 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ГЕО+" эксперту Солодовникову С.М.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Установить площадь и границы земельного участка СНТ "Сосны". Установить, используется ли данный земельный участок более 20 лет и в каких границах и площади.
2. Входит ли установленный земельный участок в границы городского округа Королев?
3. В какой функциональной зоне расположен установленный земельный участок?
Экспертиза поступила в адрес суда, из нее усматриваются следующие выводы экспертов.
Во-первых, в процессе проведения работ экспертом установлено, что территория, занимаемая СНТ "Сосны" состоит из двух участков. При этом площадь участка N 1 СНТ "Сосны" составила 31146 кв. м (с установлением координат в каталоге N 1), а площадь участка N 2 составила 736 кв. м (с установлением координат в каталоге N 1N 2).
Общая площадь территории двух участков занимаемых СНТ "Сосны" составила 31 882 кв. м.
Во-вторых, исследовав материалы и проведя натурный осмотр, эксперт установил, что факты говорят о том, что исследуемая территория СНТ "Сосны", используется жителями давно (более 20 лет) для выращивания с/х продукции, для личного потребления.
В-третьих, Земельный участок, занимаемый СНТ "Сосны", входит в границы городского округа Королев.
Местоположение занимаемое участком СНТ "Сосны" по отношению к границам г. Королев показано на схемах N 2 и 2а экспертизы.
В-четвертых, экспертом установлено, что территория, занимаемая СНТ "Сосны", располагается в двух функциональных зонах: Зона Р-1- зона зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) и Зона СХ-3 - зона объектов сельскохозяйственного производства.
В-пятых, пресечений границ установленного земельного участка СНТ "Сосны" с землями лесного фонда и с землями ГПНП "Лосиный остров" не имеется.
Поскольку довод оспариваемого отказа о пересечении спорного участка с землями лесного фонда не подтвердился, суд первой инстанции посчитал такой отказ незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из заявлений СНТ "Сосны", поданных в Администрацию и из заявленных требований, усматривается, что заявитель просит предоставить в аренду земельный участок площадью 32 346 кв.м, включающий как земли общего пользования товарищества, так и участки, на которых расположены здания, строения, сооружения членов СНТ.
Однако, СНТ "Сосны" не представило в материалы дела доказательства, что оно является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на спорном земельном участке, соответственно, у товарищества отсутствует право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Поскольку СНТ "Сосны" не вправе претендовать на земельный участок, на котором расположены, в том числе, и не принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов товарищества.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Таким образом, оспариваемое решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2019 года по делу N А41-37211/19 отменить.
В удовлетворении требований СНТ "Сосны" отказать.
Взыскать с СНТ "Сосны" (ИНН 5018130793) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37211/2019
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "СОСНЫ", Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация городского округа Королев Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация городского округа Королев Московской области
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17157/20
27.08.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1844/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-37211/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-37211/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-37211/19