город Москва |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А41-37211/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) СНТ "Сосны": Лазаряна К.Л. (дов. от 13.04.2020 г.),
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Королев Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
рассмотрев 29 октября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу СНТ "Сосны"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 г.
по делу N А41-37211/19
по заявлению Садовнического некоммерческого товарищества "Сосны"
к Администрации городского округа Королев Московской области
о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ: в 2008 г. было создано садовническое некоммерческое товарищество "Сосны" (далее - СНТ "Сосны, товарищество, заявитель).
В целях оформления прав на участок в границе города Королев (номер на кадастровом квартале 50:45:00409:64) товарищество 05 июня 2017 г. обратилось в Администрацию городского округа Королев Московской области (далее - Администрация) о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 3 га, вид разрешенного использования - ведение садоводства, по адресу: Московская обл., г. Королев, СНТ "Сосны", ул. 1-ая Самаровка, у здания N 3.
Письмом от 22 июня 2017 г. N В508-5914186723-66811817 Администрация указала на необходимость представления схемы расположения земельного участка и отсутствием в связи с этим оснований для рассмотрения вопроса по предварительному согласованию предоставления на праве аренды вышеуказанного земельного участка.
23 августа 2017 г. СНТ "Сосны" заключило с ООО "Партнер" договор N 40 по исполнению работ по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: Московская область, г. Королев, СНТ "Сосны", ул. 1-я Самаровка, у д. 3, путем горизонтальной съемки и координирования поворотных точек границ земельного участка.
После подготовки схемы товарищество повторно обратилось в адрес Администрации по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду площадью 32346 кв.м. для ведения садоводства, огородничества.
Письмом от 10 октября 2017 г. N В508-5914186723-8520933 Администрация указала заявителю на непредоставление в нарушение подпункта 7 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих выделение земельного участка в прошлом для образования СНТ "Сосны" (доказательства возникновения права пользования земельным участком), а также на то, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, отнесенных к категории "земли лесного фонда" (ограничен в обороте).
Отказ Администрации был обжалован товариществом в судебном порядке.
Решением Королевского городского суда Московской области от 12 февраля 2019 г. по делу N 2-430/19 в удовлетворении требований СНТ "Сосны" к Администрации о признании статуса запрашиваемого объекта аннулированным, о признании действий незаконными и об обязании согласовать схему расположения земельного участка отказано.
Апелляционным определением Московского областного суда от 15 апреля 2019 г. по делу N 33-12440, решение Королевского городского суда Московской области от 12 февраля 2019 г. по делу N 2-430/19 отменено, производство по делу прекращено в связи с подведомственностью спора арбитражному суду.
Считая свои права нарушенными, СНТ "Сосны" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Королев Московской области о признании незаконными действий в вопросах принятия решения о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровой плане территории СНТ "Сосны"; об обязании Администрации согласовать схемы установленных границ СНТ "Сосны" общей площадью 31904 кв.м согласно технической землеустроительной экспертизы, согласно каталога координат N 1 и N 2, и подготовить проект договор аренды, заключить с СНТ "Сосны" договор аренды в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и Федеральное агентство лесного хозяйства.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением границ земельного участка определением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2019 г. назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "ГЕО+" (далее - ООО "ГЕО+"), эксперту Солодовникову С.М.
Перед экспертом судом были поставлены следующие вопросы:
1. Установить площадь и границы земельного участка СНТ "Сосны". Установить, используется ли данный земельный участок более 20 лет и в каких границах и площади.
2. Входит ли установленный земельный участок в границы городского округа Королев?
3. В какой функциональной зоне расположен установленный земельный участок?
4. Имеется ли пересечения границ установленного земельного участка с землями лесного фонда и землями ГПНП "Лосиный остров"?
По итогам проведения экспертизы экспертом ООО "ГЕО+" подготовлено экспертное заключение.
Согласно экспертному заключению при ответе на первый вопрос экспертом указано на то, что территория, занимаемая СНТ "Сосны", состоит из двух участков, площадь участка N 1 СНТ "Сосны" составляет 31 146 кв.м (с установлением координат в каталоге N 1), а площадь участка N 2 составила 736 кв.м (с установлением координат в каталоге N 1, N 2). Общая площадь территории двух участков занимаемых СНТ "Сосны" составляет 31 882 кв.м.
По второму вопросу эксперт пришел к выводу о том, что земельный участок, занимаемый СНТ "Сосны", входит в границы городского округа Королев.
По третьему вопросу экспертом указано на то, что территория, занимаемая СНТ "Сосны", располагается в двух функциональных зонах: зона Р-1 - зона зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады); зона СХ-3 - зона объектов сельскохозяйственного производства.
На четвертый вопрос экспертом указано, что пересечение границ установленного земельного участка СНТ "Сосны" с землями лесного фонда и с землями ГПНП "Лосиный остров" не имеется.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2019 г. заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации городского округа Королев Московской области от 1 октября 2017 г. N В508-5914186723-8520933 в утверждении схемы расположения земельного участка СНТ "Сосны". Суд обязал Администрацию согласовать схему расположения земельного участка СНТ "Сосны", согласно каталогу координат N 1 и N 2, определенных при проведении судебной экспертизы, и подготовить проект договора аренды земельного участка с СНТ "Сосны" согласно утвержденной схемы. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 г. решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2019 г. отменено. В удовлетворении требований СНТ "Сосны" отказано.
В кассационной жалобе СНТ "Сосны" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзывы на кассационную жалобу от Администрации и Управления Росреестра по Московской области не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель СНТ "Сосны" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Администрации, Управления Росреестра по Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Из пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.
Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств в подтверждение того, что заявитель является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на спорном земельном участке.
При этом судом принято во внимание, что из заявлений СНТ "Сосны", поданных в Администрацию, и заявленных требований усматривается, что заявитель просит предоставить в аренду земельный участок площадью 32 346 кв.м, включающий как земли общего пользования товарищества, так и участки, на которых расположены здания, строения, сооружения членов СНТ.
Между тем, СНТ "Сосны" не вправе претендовать на земельный участок, на котором расположены, в том числе, и не принадлежащие ему объекты недвижимого имущества.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у товарищества права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 г. по делу N А41-37211/19 оставить без изменения, кассационную жалобу СНТ "Сосны" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф05-17157/20 по делу N А41-37211/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17157/20
27.08.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1844/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-37211/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-37211/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-37211/19