30 августа 2020 г. |
А08-9600/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма": Бубликов А.В., представитель по доверенности от 18.09.2018, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Макотров А.А., представитель по доверенности от 07.07.2020 N 19, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Алексеенко Нелли Валерьевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2019 по делу N А08-9600/2018 по исковому заявлению Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3125004310, ОГРН 1023101638097) к обществу с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" (ИНН 3116003662, ОГРН 1023101180321) о взыскании 103 359 руб. 04 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" (далее - Общество) о взыскании излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 24.08.2017 по 11.12.2017 в размере 103 359 руб. 04 коп., в связи с предоставлением недостоверных сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Нелли Валерьевне.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 20.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Алексеенко Нелли Валерьевн.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2019 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.12.2019) требования Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" в пользу Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации взыскано 103 359 руб. 04 коп. излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что в его действиях отсутствует вина в причинении Фонду убытков.
Так, заявитель жалобы отмечает, что Порядок заполнения сведений о получателе пособия и иных сведений предусматривает два источника получения страхователем информации о работнике (в том числе об инвалидности): сведения, имеющиеся у работодателя, и документы, предоставленные застрахованным лицом. Какие-либо иные источники получения информации для работодателя не предусмотрены. При этом, перечень документов и сведений, которые Общество как работодатель вправе запросить от принимаемого на работу лица, определен статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации и не содержит необходимость представления работником справки об установлении инвалидности либо иных документов, из которых страхователь имел бы возможность установить данный факт. Из материалов дела следует, что при трудоустройстве на работе и в ходе получения пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Н.В. не сообщала Обществу о своей инвалидности.
Более того, Общество указывает, что во всех листках нетрудоспособности отсутствовало указание на установление (изменение) третьему лицу группы инвалидности.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Фонд возражает против доводов апелляционной жалобы, указывают на законность и обоснованность судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Алексеенко Нелли Валерьевны не явилась, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции 18.08.2020 проходило с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество состоит на учете в качестве страхователя в Государственном учреждении - Белгородском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Положение), Обещство в лице своего филиала - мясоперерабатывающего комплекса "Ясные зори" (регистрационный номер 3104161059) направило в электронной форме в Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации реестры сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности своему работнику, Алексеенко Нелли Валерьевне.
Фонд по принятым от Общества электронным реестрам сведений произвело назначение и выплатило Алексеенко Н.В. пособие по временной нетрудоспособности в 2017 году за 248 календарных дней (из 260 календарных дней) на общую сумму 275 359 руб. 36 коп. Оставшаяся часть - 12 календарных дней были оплачены страхователем в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, как первые три дня временной нетрудоспособности (то есть как новые страховые случаи: с 6 по 8 марта 2017 года, с 5 по 7 апреля 2017 года, с 26 по 28 апреля 2017 года и с 21 по 23 сентября 2017 года).
В 2018 году Фондом при проведении проверки по выплате пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Н.В. было установлено, что Алексеенко Н.В. (СНИЛС N 007-712-308 20), является инвалидом, и была включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с 11.11.2014.
Однако в представленных ответчиком реестрах отсутствовала информация об инвалидности застрахованного лица (в графе "Условие исчисления" не проставлен код "45", обозначающий, что на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности).
В связи с нарушением пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ Фонд направил в адрес Общества требование о возмещении излишне перечисленного за счет средств Фонда пособия по временной нетрудоспособности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 103 359 руб. 04 коп., в срок до 06.08.2018.
Неисполнение Обществом указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Фондом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страхователь не указал сведения об условиях исчисления пособия, а именно код "45", а также не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда, пятимесячным сроком, в результате чего Алексеенко Н.В. было излишне выплачено пособие на сумму 103 359 руб. 04 коп. В связи с представлением страхователем в Фонд недостоверных сведений, повлекшим за собой выплату излишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции указал, что причиненный истцу по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ ущерб подлежит возмещению страхователем.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении настоящего спора руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (части 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, в случае реализации указанного механизма выплат пособий, принятие решения о выплате пособия и предъявление его к зачету, а также ответственность за неправомерное предъявление расходов к зачету за счет средств Фонда возложены на работодателя. Именно страхователь-работодатель в таком случае, обязан осуществлять контроль за соответствием документов, представленных застрахованным лицом, требованиям закона, принять решение о выплате, а также несет ответственность за необоснованное предъявление к зачету выплаченных сумм.
Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 было утверждено " Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта".
Указанное Положение определяет особенности назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - территориальный орган Фонда), пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда (далее соответственно - застрахованные лица, страхователи), а также возмещения расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 Белгородская область с 01.07.2015 по 31.12.2020 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
В силу пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Исходя из пункта 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
Согласно пункту 7 Положения в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.
В таком случае недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом.
Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
При поступлении в территориальный орган Фонда с нарушением установленных требований заявления и документов либо реестра сведений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, или документов, указанных в пунктах 10 и 12 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений) по форме, утверждаемой Фондом (пункт 14 Положения).
Таким образом, в отличие от порядка, установленного статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ порядок выплаты пособия, установленный Положением, предусматривает, что на работодателя возлагается обязанность принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган Фонда, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия.
Более того, указанным Положением предполагается, что на Фонд возлагается обязанность проверить представленные документы и в случае выявления их недостаточности, недостоверности, при наличии оснований для отказа в выплате - принять соответствующее решение, а именно: решение об отказе в назначении пособия либо об отказе в рассмотрении документов.
При этом, как следует из пункта 16 Положения, страхователь несет ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма предусмотрена положениями статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, согласно которой физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем, страхователь в установленные сроки представляет в Фонд либо документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, либо реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия.
При этом, в таком случае решение о назначении пособия принимается именно Фондом на основании представленных работодателем данных.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора N 359 от 04.12.2014, заключенного между МПК "Ясные зори" (филиал Общества) и Алексеенко Н.В., работник принята на работу в цех убоя производства по забою и глубокой переработки птицы на должность обработчика птицы 3 разряда.
Сторонами не оспаривается, что страхователем в Фонд представлены сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, содержащие данные для назначения и выплаты пособия Алекссеенко Н.В., которая на момент наступления временной нетрудоспособности имела инвалидность.
Из материалов дела следует, что при предоставлении в Фонд реестров в соответствии с вышеприведенным порядком страхователь в графах, предусматривающих отражение сведений об условиях исчисления пособия, не указал код "45", который подлежит указанию в случае наличия у застрахованного лица инвалидности, а также не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда, пятимесячным сроком.
По мнению Фонда, указанные действия страхователя привели к тому, что Алексеенко Н.В. было излишне выплачено пособие на сумму 103 359 руб. 04 коп.
Так, в силу части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Согласно главе I Приказа ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" данные раздела III настоящего Порядка заполняются страхователем на основании имеющихся у него сведений, а также документов, представленных застрахованным лицом, обратившимся за получением ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособие).
Согласно пункту 2.17 "Условие исчисления пособий" приложения N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (действовал в период спорных правоотношений) страхователь обязан указать соответствующий код, если данное условие влияет на исчисление пособия.
Если на момент наступления временной нетрудоспособности застрахованное лицо имело группу инвалидности необходимо ставить код "45". Проставление данного кода необходимо для контроля органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и порядка исчисления пособия инвалидам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ.
В случае если у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году, то работодатель указывает код "49" (сверх 4 месяцев) или код "50" (сверх 5 месяцев).
В соответствии с пунктом 2.19 "Причитается пособие за период" указанного приложения N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" страхователь также обязан указать дату начала и окончания периода, подлежащего оплате за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации
Согласно части 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
В силу положений статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Фондом оснований для взыскания убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями Общества и возникновением убытков.
В соответствии с разделом 1 "Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности" ( утвержденного приказом ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 данные раздела III (Порядок заполнения сведений о получателе пособия и иных сведений ) заполняются страхователем на основании имеющихся у него сведений, а также документов, представленных застрахованным лицом, обратившимся за получением указанных пособий.
Доказательств того, что у страхователя имелись сведения об инвалидности застрахованного и необоснованно не были отражены в представленных сведениях, Фондом не представлено.
В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, установленный перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, не содержит в себе указание на справку об установлении лицу группы инвалидности либо на документы, из которых страхователь имел бы возможность установить спорный факт.
Необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов с учетом специфики работы в настоящем случае не предусмотрена.
Более того, в своей расписке третье лицо указало на то, что при трудоустройстве на работу не сообщало Обществу о наличии инвалидности (т. 2 л.д. 127).
При этом, в соответствии с п.п.1,2 п.2 ст.4.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованные лица обязаны, в том числе представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение ; уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.
Учитывая данные обстоятельства, страхователь не располагал сведениями о наличии у работника инвалидности и не мог получить данную информацию из каких-либо источников. Обратного Фондом не доказано.
При этом, Общество при предоставлении Фонду информации Фонду в соответствии с вышеприведенным Порядком не имело возможности указать на наличие у застрахованного лица инвалидности, ввиду отсутствия такой информации и ввиду отсутствия как права получить такую информацию, так и обязанности ее истребовать. При этом, страхователь может руководствоваться только той информацией, которая была представлена и сообщена ему работником.
Апелляционная коллегия также учитывает следующее.
Пунктом 1 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" утвержден порядок выдачи листков нетрудоспособности согласно приложению.
Согласно части 2 Приказа N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности
В соответствии с частями 56, 59 Приказа N 624н записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств.
Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки.
В строке "Установлена/изменена группа инвалидности" арабскими цифрами указывается группа инвалидности (1, 2, 3) в случае, если в результате освидетельствования в учреждении МСЭ лицу установлена либо изменена группа инвалидности.
В строке "Условия исчисления" проставляется соответствующий двухзначный код, а при необходимости - несколько кодов (абзац 9 пункта 66 Порядка выдачи).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" утверждена форма бланка листка нетрудоспособности.
В соответствии с приказом N 347н при заполнении листа нетрудоспособности в строке "Иное" возможно указать следующие коды: 32 - установлена инвалидность, 33 - изменена группа инвалидности
В строке "Условия исчисления" (заполняется работодателем) следует указать код (при необходимости несколько кодов):
45 - лицо, имеющее инвалидность;
49 - продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд (для лиц, имеющих инвалидность); не проставляется в случае указания кода 11 в строке "Причина нетрудоспособности";
50 - продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году (для лиц, имеющих инвалидность); не проставляется в случае указания кода 11 в строке "Причина нетрудоспособности".
Таким образом, на основании данных медицинской организации, отраженных в строке "Иное" работодатель в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности имеет возможность указать код 45 - лицо, имеющее инвалидность.
Из материалов дела следует, что во всех листках нетрудоспособности третьего лица отсутствовало указание на установление (изменение) ей группы инвалидности, ввиду чего у Общества отсутствовали основания указания кода 45 в той части листка, которая заполняется работодателем.
Страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями. Данный вывод соотносится с правовыми позициями, выраженными в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13.
Более того, согласно пояснениям Фонда (т. 1 л.д. 7-8) в 2018 году при проведении проверки по выплате пособия по временной нетрудоспособности Алексеенко Н.В. было установлено, что третье лицо является инвалидом и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с 11.11.2014. При этом, на наличие объективных доказательств, препятствующих Фонду своевременно получить указанную информацию при решении вопроса о выплатах гражданке Алексеенко Н.В. Фонд не сослался, соответствующих доказательств не представил. Те обстоятельства, на которые сослался Фонд, к объективным не относятся, а касаются внутренней организации работы Фонда.
Таким образом, у Фонда имелась возможность получения информации о наличии у Алексеенко Н.В. инвалидности, а также имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах указанной гражданке, в то время как у страхователя такая возможность отсутствовала.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Фондом не доказано наличие оснований для взыскания с Общества истребуемых сумм. Указанные истцом убытки не являются следствием неправомерных действий страхователя, следовательно, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Как указывалось выше, в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда допускается при доказанности совокупности всех условий, необходимых для взыскания убытков. Недоказанность хотя бы одного из условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом оснований для взыскания убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков. При изложенных обстоятельствах, требования Фонда является необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" следует удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2019 по делу N А08-9600/2018 отменить, отказав в удовлетворении требований Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании " 103 359 руб. 04 коп. излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену судебного акта в любом случае.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы и положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на Фонд.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.11.2019 по делу N А08-9600/2018 отменить.
В удовлетворении искового заявления Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании с общества ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" 103 359 руб. 04 коп. излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3125004310, ОГРН 1023101638097) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" (ИНН 3116003662, ОГРН 1023101180321) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-9600/2018
Истец: ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ООО "Белгородские гранулированные корма"
Третье лицо: Алексеенко Нелли Валерьевна
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5032/20
31.08.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8668/19
12.11.2019 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-9600/18
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-9600/18