Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф02-5260/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
02 сентября 2020 г. |
дело N А19-17122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2020 года по делу N А19-17122/2019 по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" (ОГРН 1053811073579, ИНН 3811089799; 664009, Иркутская область, город Иркутск, улица Ширямова, 2) к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703; г. Иркутск, ул. Александра Невского, д 78) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10607000-917/2019 от 19 июня 2019 года,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Ангара" (далее - заявитель, АО "Авиакомпания "Ангара" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской таможне (далее - также таможенный или административный орган) с заявлением об отмене постановления от 19.06.2019 N 10607000-917/2019 о назначении административного за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2019 года, заявленные требования удовлетворены
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2020 года названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в апелляционной жалобе и дополнениях к ней указывает, что недопустимо возвращение протокола об административном правонарушении для доработки после вынесения определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку вынесение определения о назначении места и времени рассмотрения дела завершает стадию подготовки к рассмотрению дела, открывает стадию рассмотрения дела по существу и означает принятие дела для рассмотрения дела по существу.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Иркутская таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом административным органом и обществом заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.04.2019 Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-0917/2019 по факту нарушения части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц "август 2018" (фактически отчетность представлена 26.02.2019).
07.05.2019 Иркутской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019.
15.05.2019 Иркутской таможней вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которым назначено рассмотрение дела на 29.05.2019.
28.05.2019 в Иркутскую таможню представлены письменные возражения на протокол об административном правонарушении N 10607000-0917/2019 от 23.04.2019.
28.05.2019 таможенный орган вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела N 10607000-917/2019 главному государственному инспектору Ворониной Е.В. для устранения недостатков.
31.05.2019 Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" повторно составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц "август 2018 года" и вынесено постановление от 19.06.2019 N 10607000-917/2019 о привлечении АО "Авиакомпания "Ангара" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области, указав на процессуальные нарушения, допущенный в ходе рассмотрения материалов административного дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров
Объективную сторону вмененного обществу правонарушения образует несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Субъект административного правонарушения - АО "Авиакомпания Ангара", на которое возложена обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров.
Субъективную сторону правонарушения образует вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует материалов дела, 26 февраля 2019 года АО "Авиакомпания Ангара" посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в информационном сервисе ФГС России в разделе "Прием статистических форм учета перемещения товаров ТС" с применением электронной подписи (далее - ЭП) заявителя, выданной АО "ПФ "СКБ Контур" на имя Юртасова Анатолия Федоровича, заполнена и зарегистрирована статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) с системным номером ED20190226065350698, с регистрационным номером 10607000/260219/С185677 за отчетный период "август 2018 года" (дата заполнения подтверждается 5-10 символами системного номера, присвоенного статистической форме, полем "Дата заполнения документа").
В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 454 Иркутской таможне присвоен код таможенного органа "10607000". Наличие в первом элементе регистрационного номера статистической формы учета перемещения товаров цифр, соответствующих коду Иркутской таможни, свидетельствует о том, что статистическая форма подана в Иркутскую таможню.
Согласно статистической форме с системным номером ED20190226065350698, регистрационным номером 10607000/260219/С 185677 во исполнение договора на поставку продукции от 9 апреля 2018 года N 17-06-17/108 в августе 2018 года АО "Авиакомпания Ангара" получило от АО "Тыныс" (юридический адрес: 020004, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Мира, 13) товар "Части приборов электрических водонагревательных безинерционных или аккумулирующих, электрокипятильников погружных; электрооборудования для обогрева пола, отопления помещений; электроутюгов и прочих" (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕА'ЭС) 8516900000) на сумму 88 410 рублей.
Перемещение товара подтверждается счетом-фактурой от 14 августа 2018 года N 846, товарно-транспортной накладной от 14 августа 2018 года N 954. Получение товара в августе 2018 года подтверждается электронной счетом-фактурой от 16 августа 2018 года N ESF- 931240000111-20180816-54339276.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (но поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2015 года N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила), российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, н котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 7 Правил АО "Авиакомпания Ангара" должно было представить в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров в срок до 12 сентября 2018 года включительно.
Статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20190226065350698, регистрационным номером 10607000/260219/С185677 зарегистрирована АО "Авиакомпания Ангара" посредством информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" 26 февраля 2019 года, то есть с нарушением установленного Правилами срока.
С учетом пунктов 9 и 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По факту несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров 31 мая 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, 19 июня 2019 года вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт правонарушения заявитель апелляционной жалобы не оспаривает, указывает на процессуальные нарушения, допущенный в ходе рассмотрения материалов административного дела.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ.
Так, частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе об административном правонарушении N 106070000-0917/2019 от 31 мая 2019 года указано лицо в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении - АО "Авиакомпания Ангара" ИНН 3811089799, ОГРН 1053811073579, КПП 381101001 (юридический адрес: ул. Ширямова, д. 2, г. Иркутск, Иркутская область, 664009), поскольку это юридическое лицо, соответственно, таможенным органом было указано наименование юридического лица, его ИНН, ОГРН, КПП.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 31.05.2019 общество было извещено надлежащим образом, что подтверждается телеграммой, представленной в материалы дела (т. 1, л.д. 82-83), что обществом не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что нарушения положений части 2 статьи 28.2 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ определено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются, в том числе следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен статьей 29.7 КоАП РФ, согласно части 1 которой при рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в указанных в данном пункте случаях; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 1). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица (часть 2).
Из совокупного анализа приведенных положений КоАП РФ следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении происходит непосредственно в назначенные при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении день и время, указанные в определении, в сроки, предусмотренные статьей 29.6 КоАП РФ; в присутствии физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.05.2019 таможенным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019.
Иркутской таможней 15.05.2019 по ходатайству директора общества в связи с необходимостью присутствия и невозможностью прибытия в назначенное время рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на основании пункта 3 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, новое рассмотрение дела назначено на 29.05.2019, а также продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 15.06.2019.
28.05.2019 АО "Авиакомпания "Ангара" представило в таможню письменные возражения на протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 N 10607000-0917/2019, в которых указало, в том числе на то, что в протоколе от 23.04.2019 в качестве законного представителя общества указан Юртаев Анатолий Федорович, не являющийся директором с 01.04.2019.
Определением от 28.05.2019 протокол об административном правонарушении и другие материалы дела N 10607000-917/2019 возвращены главному государственному инспектору для устранения недостатков протокола с учетом этих возражений общества в связи с ошибочным указанием в качестве законного представителя Юртаева Анатолия Федоровича, который на дату составления протокола таковым не являлся.
Пунктом 3 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, регламентирующей перечень определений и постановлений, выносимых при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотрено определение об отложении рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку протокол от 23.04.2019 возвращен главному государственному инспектору для устранения недостатков 28.05.2019 до фактического рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 29.05.2019, у таможенного органа имелись правовые основания для возвращения 28.05.2019 протокола об административном правонарушении от 23.04.2019, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
Довод заявителя о том, что подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении была завершена вынесением Иркутской таможней 7 мая 2019 года определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 мая 2019 года, также заявлялся в суде первой инстанции где ему дана полная и надлежащая оценка.
Момент завершения подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению нормами главы 29 КоАП РФ прямо не установлен, соответственно данная стадия завершается началом рассмотрения дела.
Назначение времени и места рассмотрения не указывает на то, что подготовка к его рассмотрению завершена.
Об этом свидетельствует предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ возможность вынесения при подготовке к рассмотрению определения об отложении рассмотрения дела (то есть, уже после назначения времени и места рассмотрения).
Обществом не указано, каким образом возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.02.2020 по делу N А19-17122/2019.
В соответствии с частью 1 статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
В ходе производства по делу об административном правонарушении N 10607000917/2019 юридическая помощь АО "Авиакомпания "Ангара" оказывалась двумя защитниками, действующими по доверенностям: Козыревой О.Н. (доверенность от 01 марта 2019 г. N А/15-19/42) и Булановой Д.С. (доверенность от 18 июня 2019 г. N А/15- 19/72). Защитниками общества представлялись возражения на протоколы об административном правонарушении, заявлено ходатайство, также принято участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, о чем указано в постановлении о назначении административного наказании.
Данные факты указывают на то, что общество в полном объеме пользовалось своими правами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела N 10607000-917/2019 от 28 мая 2019 года вынесено правомерно, в соответствии с пунктом 3 статьи 29.1, пунктом 4 статьи части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении от 31 мая 2019 года составлен с соблюдением всех требований статьи 28.2 КоАП РФ в срок, установленный частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ. Нарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могли бы являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможенного органа, отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Иркутской таможней нарушен срок рассмотрения дела об административном правонарушении является несостоятельным и на выводы суда не влияет.
В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП России дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Протокол об административном правонарушении N 10607000-917/2019 от 31 мая 2019 года (составленный в рамках устранения недостатков) и другие материалы дела получены должностным лицом, правомочным его рассматривать - исполняющим обязанности заместителя начальника таможни Е.А. Михневичем 4 июня 2019 года. Сведения о дате получения протокола и материалов дела указаны в описательной части определения о назначении времени и места рассмотрения дела.
10 июня 2019 года, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 19 июня 2019 года (пятнадцатый день со дня получения протокола об административном правонарушении и материалов дела) в 10 ч. 40 мин.
19 июня 2019 года по результатам рассмотрения дела, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10607000-917/2019 в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Таким образом, срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный частью 1 статьи 29.6 КоАП России, Иркутской таможней соблюден.
Как верно отмечает суд первой инстанции, даже в случае несоблюдения установленного частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ срока рассмотрения дела об административном правонарушении (при условии соблюдения срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ) это не явилось бы существенным процессуальным нарушением, поскольку данный срок не является пресекательным. Данная правовая позиция, в том числе, выражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2016 года N 301-АД16-61 по делу N A31-7180/2015.
Как установлено судом первой инстанции, датой совершения административного правонарушения является 13 сентября 2018 года - день, следующий за последним днем срока представления отчетности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев), а за непредставление или несвоевременное представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, по истечении одного года.
Оспариваемое постановление вынесено 19.06.2019, то есть в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности.
При вынесении данного постановления присутствовал представитель общества Буланова Д.С.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Права общества при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Наказание назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции инкриминируемой статьи в минимальном размере и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного и применения замены административного штрафа предупреждением.
Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют, так как общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного противоправного деяния, в действиях общества установлен состав административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), не установлено нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности и назначения наказания, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имелось.
При таких фактических обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В силу части 5.1. статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2020 года по делу N А19-17122/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Монакова О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17122/2019
Истец: АО "Авиакомпания "Ангара"
Ответчик: Иркутская таможня
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5260/20
02.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
02.07.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17122/19
28.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7429/19
21.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
07.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17122/19