г. Ессентуки |
|
7 сентября 2020 г. |
Дело N А20-2865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.09.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Макаровой Н.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании представителей Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Хакулова К.М. (доверенность от 29.01.2020) и Анахаева А.Э. (доверенность от 29.01.2020), представителя государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" Афашагова Э.Х. (доверенность от 06.02.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик об обязании возвратить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики для перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования денежные средства в сумме 32 597 591, 64 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик с заявлением об обязании государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" возвратить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики для дальнейшего перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования денежные средства в сумме 32 597 591,64 руб..
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Соглашением от 05.03.2014 не соблюдено процентное соотношение уровня расходных обязательств Кабардино-Балкарской Республики.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Министерство финансов по КБР, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд медицинского страхования КБР и Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР.
Решением от 17.12.2019 суд в удовлетворении требования Управления федерального казначейства по КБР отказал.
Решение мотивировано тем, что поскольку фактов не рационального, нецелевого использования средств установлено не было, то отсутствуют основания для возврата денежных средств, а так не является правомерным возложение на УКС возврат не полученных им сумм.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 года суд перешел к рассмотрению дела N А20-2865/2019 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство здравоохранение РФ, а так же привлечено в качестве соответчика публичное правовое образование Кабардино-Балкарская Республика в лице главных распорядителей Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Из материалов дела следует, что основанием для предъявления настоящего иска послужило выявление Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике перерасхода средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 32 597 591,64 рублей. Между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования было заключено Соглашение от 05.03.2014. Исковые требования предъявлены к ГКУ КБР "Управление капитального строительства".
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
По смыслу норм процессуального законодательства истец самостоятельно при обращении в суд определяет лицо, к которому предъявляет иск.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении нескольких требований.
Согласно части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
Из диспозиции указанных норм процессуального права следует, что суд первой инстанции был обязан установить надлежащих ответчиков и рассмотреть вопрос о привлечении их к участию в деле, даже независимо от ходатайства истца.
Согласно п. д ч. 3. ст. 50 Федерального закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011 - 2017 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашение), на следующих условиях: уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, который не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 10 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп. а) п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2017 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011 - 2017 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашение), на следующих условиях: наличие утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, включая мероприятия по строительству перинатальных центров, с обоснованием стоимости мероприятий, предусмотренных указанной программой. Согласно пп. д) п. 3(1) В случае реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 7 настоящих Правил, субсидии предоставляются на следующих дополнительных к установленным в пункте 3 настоящих Правил условиях: уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, который не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 10 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Соответственно, при рассмотрении споров, связанных с невыполнением уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров во исполнение соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо установить ответчика - лицо, на котором лежит обязанность по софинансированию расходного обязательства субъекта Российской Федерации. Соглашение заключается между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в данном случае Правительство Кабардино-Балкарской Республики, то есть от имени публично-правового образования.
В данном случае администратором доходов и соответственно, главным распорядителем федеральных субсидий, поступающих в республику от ФФОМС на софинансирование строительства перинатального центра является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР, а главным распорядителем федеральных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета на софинансирование строительства перинатального центра является Министерство финансов КБР.
Суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, которое от имени соответствующего публично-правового образования - Кабардино-Балкарской Республики осуществляло финансирование республиканской инвестиционной программой за 2011-2014 годы в соответствии с соглашением от 05.03.2014 и являлось администратором доходов и соответственно, главным распорядителем федеральных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета на софинансирование строительства перинатального центра. Поскольку контроль за соблюдением уровня софинансирования выделяемых из республиканского бюджета средств, установленного Соглашением от 05.03.2014, возлагается на публично-правовое образование - Кабардино-Балкарскую Республику.
При указанных обстоятельствах, настоящее дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции с участием в деле качестве соответчика публично-правового образования - Кабардино-Балкарской Республики в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Кроме того, судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченных к участию в деле Министерство здравоохранения Российской Федерации, Правительство Кабардино-Балкарской Республики, являющихся сторонами Соглашения от 05.03.2014.
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР возражали против удовлетворения исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу УФК по КБР просило удовлетворить исковые требования.
Министерство финансов КБР в отзыве на исковое заявление возражало против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии лиц, участвующих в судебном заседании, надлежащим образом извещенного о дате и месте проведения судебного заседания.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает исковые требования УФК по КБР подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается.
В Кабардино-Балкарской Республике на основании статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2013-2017 годах в осуществлялась реализация региональной программы модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра на 130 коек в г. Нальчике (далее - Программа), финансовое обеспечение которой осуществлялось за счет субсидии из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) и средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Реализация Программы завершена, лицензия на осуществление медицинской деятельности в перинатальном центре Кабардино-Балкарской Республики получена 15 ноября 2017 года.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 31 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2017 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 определен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, который не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 10 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
С учетом требований, предусмотренных пунктом 31 Правил, в соглашении заключенном 05.03.2014 между Правительством Кабардино-Балкарской Республики с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом о финансовом обеспечении Программы (далее - Соглашение) предусмотрено финансовое обеспечение Программы в размере 2 614 394,4 тыс. рублей, в том числе 1 288 611,5 тыс. рублей за счет субсидии Фонда (49,3% от уровня расходного обязательства Кабардино-Балкарской Республики) и 1 325 782,9 тыс. рублей за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики (50,7% от уровня расходного обязательства Кабардино-Балкарской Республики).
По состоянию на 1 января 2018 года установленное в Соглашении процентное соотношение уровня расходных обязательств Кабардино-Балкарской Республики не соблюдено: на реализацию Программы использовано 2 466 169,5 тыс. рублей, в том числе: 1288 611,5 тыс. рублей субсидии Фонда (52,3%) от суммы использованных средств) и 1 177 558,0 тыс. рублей средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики (47,7%) от суммы использованных средств).
Согласно пункту 19 Правил, в случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, не соответствует установленному уровню софинансирования из бюджета Фонда, размер субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит возврату в бюджет Фонда в объеме, необходимом для достижения соответствующего уровня софинансирования.
Фондом в адрес Главы Кабардино-Балкарской Республики направлено письмо от 30.01.2018 годаN 1192/26-1/и о возврате средств в бюджет Фонда в сумме необходимой для достижения расходного обязательства Кабардино-Балкарской Республики.
Правительством Кабардино-Балкарской Республики в ответ направлено письмо с просьбой не требовать возврата указанной субсидии (письмо от 12 февраля 2018 года N 20-2/1-810 прилагается).
Фонд письмом от 27.02.2018 N 2516/26-1, обратился в Федеральное казначейство с просьбой оказать содействие в возврате средств в бюджет Фонда в сумме необходимой для достижения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного Соглашением.
В соответствии с обращением Фонда Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий софинансирования, установленных Соглашением в Государственном казенном учреждении Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства".
По результатам проверки установлено, что сроки реализации мероприятий Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 N 2302-р, истекли в 2017 году. Перинатальный центр на 130 коек в г. Нальчике введен в эксплуатацию. Лицензия на осуществление медицинской деятельности в перинатальном центре Кабардино-Балкарской Республики получена 15.11.2017, потребность в денежных средствах по состоянию на 01.10.2018 согласно письму Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" отсутствует. Установлено также, что обязательства Кабардино-Балкарской Республики по софинансированию расходных обязательств субъекта Российской Федерации по настоящее время исполнены не полностью.
В соответствии с дополнительным соглашением от 24.08.2017 к Соглашению от 05.03.2014 о финансовом обеспечении региональной программы модернизации системы здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра) средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики составили 1 325 782 900,00 рублей (50,7% от уровня расходного обязательства Кабардино-Балкарской Республики), однако за 2014-2018 годы за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики профинансированы расходы в общей сумме 1 259 084 054,50 рубля (не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики в сумме 66 698 845,50 рубля).
По итогам Проверки в Фонд предоставлена откорректированная отчетность об использовании средств на финансовое обеспечение Программы, предусмотренная приказом Фонда от 26.11.2013 N 237 "Об установлении порядка и формы предоставления отчетности об использовании средств на цели по реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" В соответствии с отчетностью размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, использованный на финансовое обеспечение Программы на 01.06.2018, составил 1 259 084,1 тыс. рублей.
В соответствии с Методическими рекомендациями по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации России от 31.03.2017 N 53н "Об утверждении методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета", в ходе проверки произведен расчет суммы, подлежащей взысканию за использование субсидии с нарушением условий расходования в части обеспечения уровня софинансирования за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики по формуле: SH = Sф - SK * Кф.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 2 547 695 554,5 рублей субсидия из федерального бюджета могла быть использована Кабардино-Балкарской Республикой в размере не более 49,3% или 1 256 013 908,36 рублей (2 547 695 554,5*0,493%).
В результате, перерасход субсидии ФФОМС составил в сумме 32 597 591,64 (1 288 611 500,0 - 1 256 013 908,36) рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 4.1 Соглашения от 5 марта 2014 года о финансовом обеспечении региональной программы модернизации системы здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра) Кабардино-Балкарской Республикой не соблюдено условие расходования субсидии ФФОМС, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики в сумме 66 698 845,5 (1 325 782 900,00 - 1 259 084 054,5) рублей, что повлекло перерасход субсидии ФФОМС в сумме 32 597 591,64 (1 288 611 500,0 - 2 547 695 554,5*0,493) рублей.
Согласно пункту 1 статьи 133.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме: субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты (статья 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 50 Федерального закона N 326-ФЗ в 2013-2016 годах осуществляется реализация программ в целях, установленных пунктом 1 части 3 настоящей статьи, в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров (часть 1). Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в частности, на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования (пункт 1 части 3). Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий (часть 6). Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7). В период реализации программ, указанных в части 1 настоящей статьи, остатки средств на 1 января очередного финансового года, образовавшиеся в бюджетах территориальных фондов (бюджетах субъектов Российской Федерации) в результате неполного использования в текущем финансовом году средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда (бюджетов территориальных фондов) на финансовое обеспечение программ в целях, установленных пунктом 1 части 3 настоящей статьи, для строительства перинатальных центров, могут быть использованы в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных средствах в соответствии с решением Федерального фонда с внесением соответствующих изменений в программы и в предусмотренные частью 7 настоящей статьи соглашения (часть 10).
Порядок предоставления и расходования в 2011 - 2016 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации установлен Правилами N 85.
Согласно пунктам 2, 3 Правил N 85 субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - субсидии). Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011 - 2016 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашение) на условиях, перечисленных в пункте 3.
Таким образом, средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Фонда в виде субсидий; при этом средства субсидий должны быть использованы на определенные цели, а именно, на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) составляет и исполняет бюджетную смету; 2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; 3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; 4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; 5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); 6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; 7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, для разрешения вопроса о возврате сумм средств, полученных учреждением, в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с оценкой действий ответчика в части использования бюджетных средств для целей, определенных государственной программой.
Исходя из указанных норм БК РФ, Закона N 184-ФЗ в их системном толковании Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять порядок расчета и объемы предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (софинансирования).
Следовательно, правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений. Участники межбюджетных отношений, получающие субсидии, в соответствии со статьей 6 БК РФ, именуются получателями средств федерального бюджета.
Из положений частей 1, 3, 6 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) следует, что в 2013 - 2017 годах осуществляется реализация программ в целях укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.
Предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на указанные цели из бюджета ФФОМ бюджетам ТФОМС в виде субсидий.
Согласно части 7 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом республиканской инвестиционной программой за 2011-2014 годы государственным заказчиком строительства объекта, а также стороной исполнения действующего контракта является Министерство строительства и ЖКХ КБР. Данное Министерство также в соответствии с соглашениями, заключенными с Министерством здравоохранения РФ, является администратором доходов и, соответственно, главным распорядителем федеральных субсидий, поступивших в республику на софинансирование строительства указанного объекта. В связи с изложенным подлежат перечислению на лицевой счет Министерства строительства и ЖКХ федеральных субсидий, поступивших из ФФОМС на строительство перинатального центра в г.Нальчике.
Материалами дела установлено, что поступившие на счет Министерства из ТФОМС КБР субсидии в полном объеме направлены для целей строительства, однако денежные средства из бюджета КБР для целей строительства направлялись не в полном объеме.
На основании пункта 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, устанавливая надлежащих ответчиков, при отсутствии ходатайства истца, учитывает следующее.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
При этом, суд апелляционной инстанции считает надлежащим ответчиком является публично-правовое образование - Кабардино-Балкарская Республика в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, поскольку федеральные субсидии, поступающие в республику от ФФОМС на софинансирование строительства перинатального центра освоены в полном объеме, фактов не рационального, нецелевого использования средств УФК по КБР установлено не было, не использованные средства, поступившие от ФФОМС так же не были выявлены у государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства". Таким образом в данной ситуации не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики и следует обязать ответчика вернуть соответствующую пропорцию от удержанные в региональном бюджете денежных средства для достижение установленного уровня софинонсирования, при этом главным распорядителем указанных средств является Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики. Кроме того, из текста соглашения от 05.03.2014 следует, что законом Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2013 N 96-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции от 31 января 2014 года N 4-РЗ) обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики в рамках названного соглашения (т. 1 л.д. 26-32).
Таким образом следует прийти к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и обязании Кабардино-Балкарской Республики в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, за счет казны Кабардино-Балкарской Республики возвратить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики для перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования денежные средства в сумме 32 597 591, 64 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.12.2019 по делу N А20-2865/2019 - отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик удовлетворить.
Кабардино-Балкарской Республике в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, за счет казны Кабардино-Балкарской Республики возвратить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики для перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования денежные средства в сумме 32 597 591, 64 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2865/2019
Истец: Управление Федерального казначейства по КБР
Ответчик: ГКУ КБР "Управление капитального строительства"
Третье лицо: Министерство здравоохранения РФ, Минстрой и ЖКХ КБР, Минфин КБР, Правительство Кабардино Балкарской Республики, ТФОМС КБР, Федеральный фонд ОМС