город Ростов-на-Дону |
|
08 сентября 2020 г. |
дело N А32-46642/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И., судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муштатовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Шлёнских Ю.Л. по доверенности от 14.05.2018,
от ответчика - представителя Мясниковой К.К. по доверенности от 20.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2020 по делу N А32-46642/2018
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ответчик) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 212 859,02 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорные вагоны находились на пути общего пользования по причинам, не зависящим от ответчика, в связи с чем, отсутствуют основания для начисления и взыскания платы за нахождение вагонов на пути общего пользования.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 30.06.2020 отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что факт занятости в спорный период путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой, подтверждается памятками приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов. Вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов, противоречат статьям 39, 119 Устава железнодорожного транспорта, пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 и пункту 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45. Вывод суда о том, что задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине истца, несвоевременно убравшего поданные после разгрузки порожние вагоны с путей необщего пользования, противоречит материалам дела. Ответчик не представил доказательств того, что на начало задержки подачи вагонов на путях необщего пользования вагоны убирались с нарушением срока уборки. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в периоды, указанные в актах, на путях необщего пользования отсутствовали вагоны. В адрес ответчика поступают вагоны в количестве, которое он не может своевременно обработать, что и является причиной скопления вагонов на путях общего пользования. Ответчик не представил доказательств того, что выгрузка вагонов 12 и 15 января 2018 года им не производилась по причине наличия ветра 15 м/с. Ответчик не доказал, что в период действия непогоды на путях необщего пользования им не производилась выгрузка вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на непредставление истцом доказательств того, что причины задержки в приеме вагонов зависели от действия (бездействия) ответчика. Истец своевременно не подавал вагоны под выгрузку, однако составлял акты общей формы о нахождении этих вагонов на путях общего пользования и начислял соответствующую плату. Перевозчиком неоднократно не была осуществлена подача вагонов на свободные пути необщего пользования, прибывших на станцию за несколько дней до составления актов. В спорный период ответчик обладал технической и технологической возможностью обеспечить прием спорных вагонов на пути необщего пользования, которые были свободны и выгрузка на них не производилась. В период с 12 по 15 января 2018 года имело место обстоятельство, при котором запрещено выполнять грузовые операции - скорость ветра более 15 м/с. В январе 2018 года ОАО "РЖД" задерживало уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.06.2015 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь общего пользования N 10/7т.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего: путь N 1 является продолжением пути N 7 парка "Г" станции ТуапсеСортировочная; путь N 3 является продолжением пути N 8 и N 9 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная; путь N 6 является продолжением пути N 10 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика. В силу п.2 договора границей железнодорожных путей необщего пользования NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 являются въездные ворота пользователя.
В соответствии с п. 3 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего полы доставляет 3119,51 м, в том числе принадлежащая ОАО "РЖД" 2161,41-м.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути не общего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4 договора).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю с указанием количества вагонов, номеров вагонов, наименования груза и времени подачи (пункт 5 договора).
Технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и вместимость мест выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования определены сторонами в пункте 11 договора. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный M100) - не более 10 часов, в теплый период года - не более 4 часов.
В силу пункта 12 договора максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет: светлые нефтепродукты - 300 вагонов, в том числе: бензин - 180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов; мазут топочный M100 - в осенне-зимний период 96 вагонов, в весенне-летний период 168 вагонов.
При производстве налива бензина перерабатывающая способность по сливу бензина и дизельного топлива уменьшается в зависимости от количества наливаемых в сутки вагонов - цистерн. Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,1 км в оба конца (пункт 13 договора).
Согласно пункту 14 договора пользователь уплачивает перевозчику:
а) сбор за подачу и уборку вагонов, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование, дорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Плата за работу локомотива взимается по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 с учётом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг. Группа подъездного пути и ставка платы пересматриваются каждый календарный год. Группу подъездного пути и ставку платы каждый календарный год пересчитывает ЛАФТО станции Туапсе-Сортировочная, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика. Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется по соглашению сторон в соответствии с "Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется ежесуточно за развернутую длину пути - 2,16141 км, из расчета 2 812 руб./км в сутки. При утверждении ОАО "РЖД" новой ставки сбора за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", перевозчик (в лице начальника ЛАФТО) письменно извещает пользователя об изменении ставки сбора, а пользователь уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути не пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" с учетом новых размеров ставки.
б) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
в) сбор за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов, выполняемую по отдельному затребованию пользователя ставкам таблицы 12 тарифного руководства N 3 с учетом повышающего коэффициента, действующего на дату оказания услуг (п. 14 договора).
В силу пункта 15 договора расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 13.03.2009 N 1033/03-09, заключенного между пользователем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Номер лицевого счета (EJIC) 1002489436.
Согласно пункту 16.8 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика.
Из материалов дела следует, что в январе 2018 года на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. О предстоящей подаче вагонов ответчик был уведомлен, что подтверждается выписками из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку.
По данному факту, в соответствии с требованиями статьи 119 Устава железнодорожного транспорта, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) истцом составлены акты общей формы: от 04.01.2018 NN 5/94, 5/95, 5/96, 5/97, 5/99, 5/101, 5/102, 5/103, 5/104, 5/105, 5/107, 5/108, 5/109; 5/100; от 05.01.2018 NN 5/110, 5/111, 5/112, 5/113, 5/114, 5/115, 5/116, 5/117; от 06.01.2018 NN 5/122, 5/123, 5/124, 5/125, 5/126, 5/127, 5/128, 5/129, 5/131, 5/132, 5/133, 5/135, 5/136, 5/137; от 07.01.2018 NN 5/142, 5/143, 5/146, 5/147, 5/148, 5/149, 5/152, 5/153; от 08.01.2018 NN 5/163, 5/164; от 10.01.2018 NN 5/216, 5/219, 5/220, 5/228, 5/229, 5/230; от 11.01.2018 NN 5/267, 5/271; от 12.01.2018 NN 5/338, 5/339, 5/341, 5/342; от 13.01.2018 NN 5/341, 5/343, 5/345, 5/346, 5/347, 5/348, 5/350, 5/351, 5/352, 5/353, 5/354, 5/355, 5/356, 5/368; от 14.01.2018 NN 5/356, 5/359, 5/360, 5/361, 5/362, 5/363, 5/369, 5/370, 5/371, 5/372, 5/373, 5/377, 5/378; от 15.01.2018 NN 5/379, 5/380, 5/381, 5/382, 5/383, 5/384, 5/385, 5/386; от 20.01.2018 NN 5/534, 5/535, 5/536, 5/537, 5/538, 5/539, 5/540, 5/541, 5/542, 5/543, 5/544, 5/545, 5/546, 5/547, 5/548, 5/549, 5/550, 5/551, 5/552, 5/554, 5/555, 5/556, 5/557, 5/558, 5/559, 5/560, 5/561, 5/562; от 22.01.2018 NN 5/627, 5/628, 5/629, 5/632, 5/633, 5/636, 5/637, 5/638, 5/639, 5/642; от 23.01.2018 NN 5/647, 5/648, 5/649, 5/651, 5/652, 5/653; от 25.01.2018 NN 5/708, 5/714.
Указанные акты подписаны ответчиком с возражениями: "пути необщего пользования заняты по причинам, не зависящим от пользователя - производится выгрузка поданных на основании памятки ГУ-45 вагонов - цистерн с соблюдением технологических норм на приемосдаточные операции выгрузку грузов".
В связи с нахождением на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава истец начислил ООО "РН-Морской терминал Туапсе" соответствующую плату в общей сумме 212 859,02 руб. и направил в адрес ответчика претензионные письма от 13.06.2018 N 66 (вх. N 3051 от 18.06.2018), от 13.06.2018 N 64 (вх. N 3050 от 18.06.2018), от 13.06.2018 N 64 (вх. N 3049 от 18.06.2018), от 13.06.2018 N 62 (вх. N 3047 от 18.06.2018), от 27.06.2018 N 309 (вх. N 3276 от 27.06.2018) с предложением оплатить задолженность.
Поскольку оплата за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава ООО "РН-Морской терминал Туапсе" в добровольном порядке не произведена, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, и не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела предоставлены акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, книги уведомления о прибытии груза.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на недоказанность истцом того обстоятельства, что вагоны находились на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к рассматриваемому спору истец обязан представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования происходил по вине ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Согласно части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В договоре от 08.06.2015 N 10/7т стороны согласовали конкретные пути и конкретные эстакады путей необщего пользования, на которые подлежали доставке вагоны с конкретным грузом.
По условиям договора от 08.06.2015 N 10/7т подача-приемка цистерн с дизельным топливом осуществляется на 3 и 4 пути необщего пользования; подача цистерн с грузом "мазут топочный" осуществляется на 1 и 2 пути необщего пользования; подача цистерн с грузом "бензин" осуществляется на 5 и 6 пути необщего пользования (пункт 11 договора).
Таким образом, у перевозчика при подаче соответствующего вида груза всегда имеется выбор между двумя путями необщего пользования и возможность подачи на один путь в случае занятости второго.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт нарушения компанией разгрузочной операции на один из путей не может достоверно свидетельствовать о том, что оставшиеся пути необщего пользования, предназначенные для принятия конкретного вида груза, в этот же период были заняты.
В рамках настоящего спора ОАО "РЖД" не представило доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период именно по вине ответчика имел место простой вагонов на железнодорожных путях общего ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Судом установлено, что в рассматриваемый период со стороны истца имело место нарушение обязанности по количеству подаваемых вагонов на железнодорожные пути необщего пользования.
Так, в пункте 7 договора от 08.06.2015 N 10/7т стороны согласовали количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования:
- на пути N 1 и N 2 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 24 четырехосных вагона, весом не более 1920 тонн;
- на пути N 3,4,5,6 для одновременно начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 24 четырехосных вагона, весом не более 1920 тонн.
Между тем, истцом в спорный период подавалось меньшее количество готовых к подаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, что следует из представленных в материалы дела памяток приемосдатчика: N 10050 от 03.01.2018 (подано 3 вагона с мазутом топочным на 1 путь); N 10044 от 03.01.2018 (подано 8 вагона с нефтью сырой на 4 путь); N 10055 от 03.01.2018 (подано 14 вагонов с топливом дизельным на 4 путь); N 10073 от 04.01.2018 (подано 14 вагонов с топливом дизельным на 4 путь); N 10185 от 07.01.2018 (подано 11 вагонов с мазутом топочным на 1 путь); N 10119 от 05.01.2018 (подано 23 вагона с нефтью сырой на 3 путь) N 10509 от 19.01.2018 (подано 18 вагонов с мазутом топочным на 1 путь); N 10510 от 20.01.2018 (подано 6 вагонов с мазутом топочным на 1 путь); N 10578 от 22.01.2018 (подано 17 вагонов с мазутом топочным на 2 путь); N 10566 от 22.01.2018 (подано 7 вагонов с мазутом топочным на 2 путь). Остальные готовые к подаче, но не поданные перевозчиком вагоны простаивали на путях общего пользования и в отношении данных вагонов истцом составлены акты общей формы.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, ОАО "РЖД" не имело возможности поставить вагоны с конкретным товаром на конкретный путь необщего пользования.
Доказательств того, что после получения от истца уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования ответчик заявлял отказы от такой подачи, в материалы дела также не представлено.
При этом неподача перевозчиком вагонов на свободный путь является причиной, не зависящей от ответчика и основанием для освобождения в силу части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта от соответствующей платы.
Истцом не представлено доказательств занятости путей необщего пользования с момента передачи уведомления о готовности вагонов под выгрузку до составления актов общей формы.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что в спорный период имели место факты неуборки ОАО "РЖД" порожних вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ответчика, что подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2018 по делу N А40-88938/2018. Данное обстоятельство является причиной занятости путей необщего пользования и влечет скопление вагонов на путях общего пользования.
Довод истца о том, что он не мог осуществлять подачу либо уборку вагонов в случае грузовых операций с опасными грузами на соседнем пути, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, указаны в пункте 6.4 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования N 1, 2, 3, 4, 5, 6 ООО "РН-Туапсенефтепродукт", подписанной 16.04.2010, согласно которой запрещается во время слива-налива нефтепродуктов с температурой вспышки менее 61 градусов на 1, 2 и 3 эстакадах выполнять маневровые работы на сливо-наливных путях и подавать следующий состав на свободный путь данной эстакады до полного окончания слива-налива нефтепродуктов и закрытия клапанов и люков цистерн.
В то же, согласно пункту 2.1 Инструкции подача и уборка вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ООО "РН-Туапсенефтепродукт", расстановка вагонов к местам налива, слива и уборка вагонов с мест налива, слива на станцию производится маневровым локомотивом и маневровой бригадой станции Туапсе.
Пунктом 2.4 Инструкции определен порядок согласования движения составов, согласно которому возможность заезда маневрового состава (локомотива) на железнодорожные пути необщего пользования ООО "РН-Туапсенефтепродукт" для подачи, уборки вагонов, маневровый диспетчер станции Туапсе согласовывает по телефону с мастером смены цеха слива-налива N 1 участка "Эстакада", с указанием времени заезда, количества вагонов в маневровом составе, свободности пути приема или занятости.
Маневровый диспетчер станции Туапсе, согласовав заезд, дает указание составителю поездов произвести подачу вагонов или пропустить маневровый локомотив станции на железнодорожные пути необщего пользования.
Следовательно, подача вагонов на пути необщего пользования, время подачи, зависит только от диспетчера станции Туапсе.
Согласно пункту 16.9 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика.
Таким образом, при невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования общество письменно извещает об этом железную дорогу и предоставляет письменный отказ от приема вагонов.
Согласовав с железной дорогой заезд локомотива или маневрового состава на пути необщего пользования, мастер смены цеха слива-налива N 1 участка "Эстакада" ООО "РН-Туапсенефтепродукт" предупреждает причастных работников о предстоящем заезде со станции маневрового состава, локомотива для подачи, уборки вагонов, убеждается в отсутствии препятствий для движения, в наличии габарита, проверяет надежность закрытия сливных приборов после слива, свободность путей эстакады от сливных приборов и дает указание постовому на открытие ворот (пункт 2.4 Инструкции).
Между тем, данная Инструкция не предусматривает запрета одновременного слива нефтепродукта на параллельных путях.
Судом первой инстанции также обоснованно учтен факт наличия в период с 12.01.2018 по 15.01.2018 обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по выгрузке грузов, а именно: неблагоприятные погодные условия (скорость ветра достигала 15 м/с и более).
Так, в соответствии с пунктом 5.12 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнергетики от 19.06.2003 N 232, запрещается проводить сливоналивные операции судов на причалах, железной дороге и автоцистер на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более.
В силу пункта 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2015 N 155н, к работам на высоте относятся, в том числе работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе при подъеме работника на высоту более 5 м и спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75 градусов.
Не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более, при грозе и тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ.
Из анализа названных норм следует, что указанные работы запрещается проводить как при наличии одновременной совокупности двух факторов - грозы и скорости ветра 15 м/с и более, так и при наличие одного (любого) из указанных факторов-либо грозы, либо ветра 15 м/с и более.
В соответствии с пунктами 3.1 и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 "Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений" определен статический габарит "Тц" - для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования, верхние очертания которого от уровня головок рельс составляют 5300 мм, то есть 5,3 метра.
Таким образом, из пункта 5.32 Правил технической эксплуатации нефтебаз и из пунктов 3.1. и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 следует, что работы, связанные с приемом вагонов под выгрузку относятся к работе на высоте, это обстоятельство является общеизвестным фактом и не нуждается в доказывании.
Поскольку работы на высоте в открытых местах без ограждения запрещено выполнять при наличии ветра 15 м/с и более, ответчик не производил разгрузку вагонов с нефтепродуктами, что отражено в возражениях ООО "РН-Морской терминал Туапсе" на акты общей формы за вышеназванный период.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имевшие место в период с 12.01.2018 по 15.01.2018 погодные условия препятствовали осуществлению ответчиком разгрузочных работ в отношении вагонов с нефтепродуктами.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности истцом факта простоя спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине ответчика.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2020 по делу N А32-46642/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46642/2018
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4701/2021
16.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2065/2021
04.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11062/20
08.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12120/20
30.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46642/18