Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф06-68810/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
08 сентября 2020 г. |
Дело N А65-6049/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Лихоманенко О.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2020 года по делу N А65-6049/2020 (судья Иванова И.В.),
по иску акционерного общества "Татэнергосбыт", г.Казань (ОГРН 1091690003481, ИНН 1657082308)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", г.Казань (ИНН 1659007313, ОГРН 1021603470393),
к Федеральной службе исполнения наказаний, г.Москва (ИНН 7706562710, ОГРН 1047797031479)
о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию в размере 1 418 107 руб. 95 коп.,
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерного общества "Татэнергосбыт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд с иском к ответчикам - Федеральному казенному учреждению Исправительная Колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании с ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с ФСИН России, задолженности в размере 1 418 107 руб. 95 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.07.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Федеральная служба исполнения наказаний подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе указывает на то, что оснований для оплаты бюджетных средств истцу помимо сумм, определенных контрактом, не имелось.
Податель жалобы считает, что ФСИН России не может являться по данному делу соответчиком, поскольку не являлось субъектом данного спорного правоотношения в силу закона.
В апелляционной жалобе также указывает, что вывод истца о недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств ничем не обоснован, не подтвержден доказательствами и основан лишь на личном субъективном суждении, что является существенным для решения вопроса об удовлетворении требования в отношении субсидиарного должника.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между АО "Татэнергосбыт" (далее - гарантирующий поставщик) и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан (далее - потребитель) заключен договор энергоснабжения N 055-1 Э от 13.02.2017. (л.д.13-23)
В соответствии с условиями договора (п. 3.1.1., п. 3.2.1.) истец обязался поставлять потребителю электроэнергию в точки поставки в соответствии с категорией надежности энергопринимающих устройств ответчика и в пределах величины максимальной мощности, а ответчик обязался принимать и оплачивать в соответствии с условиями договора приобретаемую электрическую энергию, услуги по передаче электроэнергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а также оплачивать сбытовую надбавку истца.
Согласно пункту 6.5 договора ответчик N 1 оплачивает стоимость электроэнергии в следующем порядке:
- 30% стоимости электрической энергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10 числа этого месяца;
- 40% стоимости электрической энергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25 числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Так, за период с 01.01.2020 по 31.01.2020 истцом на объекты ответчика была поставлена электрическая энергия на общую сумму 1 418 107 руб. 95 коп., что подтверждается ведомостью электропотребления за январь 2020 года, подписанной сторонами без разногласий. (л.д.24-28)
Ответчиком (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан) обязательства по оплате не исполнены надлежащим образом.
Во исполнение досудебного порядка урегулирования спора, истец направил ответчику претензию с требованием о погашении задолженности. (л.д.30-32)
Претензия оставлена ответчиком (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан) без исполнения.
Ответчик (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан) обязательства по договору надлежащим образом не исполнил, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд в защиту нарушенных его прав и законных интересов.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию через присоединенную сеть, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с положениями статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Поскольку факт поставки ресурса подтвержден материалами дела, суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска в заявленном размере.
Ответчик (ФКУ ИК-2 УФСИН по РТ) доказательств оплаты поставленного ресурса за спорный период в материалы дела не представил.
Из пунктов 1 - 3 статьи 123.21 ГК РФ следует, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Собственником имущества основного должника - учреждения является Российская Федерация, причем ФСИН является главным распорядителем средств бюджета. В то же время в силу статьи 102 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации, полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь положениями статьей 123.21, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, судом первой инстанции установлено, что Российская Федерация в лице ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Поскольку собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности его имущества, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что при недостаточности денежных средств у учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН по Республики Татарстан взыскание необходимо произвести в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице ФСИН России.
Судом первой инстанции верно отмечено, что недофинансирование ответчика со стороны собственника его имущества, а также его правовой статус сами по себе не могут служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.
Ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, однако, данное обстоятельство не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны осуществляться на основе одного из основных принципов гражданского законодательства - равенства сторон.
Отсутствие у учреждения бюджетного финансирования для оплаты потребленных ресурсов и правовой статус учреждения также не освобождает его от ответственности за неисполнение принятого на себя обязательства (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Данная позиция также согласуется с правовыми позициями, содержащимися в пунктах 45, 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Довод ответчика о том, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком, суд первой инстанции правомерно отклонил в силу следующего.
Из пунктов 1 -3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Руководствуясь положениями статьей 123.21, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, суд первой инстанции установил, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Соответственно, оснований для того, чтобы считать ФСИН России ненадлежащим ответчиком не имеется.
Судом первой инстанции верно сделана ссылка на аналогичную правовую позицию: постановление Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А65-28135/2019, N А65-2593/2019.
Довод ФСИН России о необходимости представления истцом при подаче искового заявления доказательства, подтверждающего невозможность исполнения ФКУ ИК-2 УФСИН по РТ исковых требований в связи с недостаточностью у него денежных средств, суд первой инстанции правомерно отклонил в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с абз. 4 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику -казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Обязанность субсидиарного должника оплатить задолженность основного должника возникнет только после подтверждения судом обязанности основного должника.
Следовательно, представление доказательства, подтверждающего невозможность исполнения ФКУ ИК-2 УФСИН по РТ исковых требований в связи с недостаточностью у него денежных средств, не требуется ввиду невозможности исполнения данной обязанности до принятия судом решения.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2019 по делу N А65-41166/2018.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Довод подателя жалобы о том, что ФСИН России не может являться по данному делу в качестве соответчика, поскольку не являлось субъектом данного спорного правоотношения в силу закона, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, а согласно нормам бюджетного законодательства кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Ссылку подателя жалобы на то, что вывод истца о недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств ничем не обоснован, не подтвержден доказательствами и основан лишь на личном субъективном суждении, что является существенным для решения вопроса об удовлетворении требования в отношении субсидиарного должника, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной, не основанной на нормах действующего законодательства, а именно, п. 1 ст. 399 ГК РФ, а также абз. 4 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом соответствующие нормы материального права.
С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2020 года по делу N А65-6049/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6049/2020
Истец: АО "Татэнергосбыт", г.Казань
Ответчик: Федеральное казенное учреждение Исправительная Колония N2 УФСИН России по Республике Татарстан,г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ФСИН России
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67674/20
01.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68810/20
08.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10780/20
02.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-6049/20