г. Москва |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А41-27870/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Люберцы Московской области: Трубников А.В., представитель по доверенности от 20.09.2019;
от Управления Росреестра по МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Смирнова А.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.05.2020 по делу N А41-27870/19, по иску Администрации городского округа Люберцы к Управлению Росреестра по МО третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Смирнов Александр Алексеевич, Министерство имущественных отношений Московской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Люберцы обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о снятии земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040209:526 с государственного кадастрового учёта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Смирнов Александр Алексеевич, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.05.2020 по делу N А41-27870/19 в удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Люберцы обратилась в Арбитражный суд Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Люберцы Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя Администрации, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 21.08.2018 N 3261-ПА утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 350 кв. метров с местоположением: Московская область, г.о. Люберцы, д. Часовня, д. 76, с категорией земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 102 кв. метра и земельного участка, находившегося в частной собственности площадью 248 кв. метров (КN 50:22:0040209:441).
Указанным постановлением рекомендовано Смирнову А.А. обеспечить проведение работ по образованию участка, указанного в п. 1.1. постановления в соответствии со схемой его расположения.
В результате реализации постановления от 21.08.2018 из участка, отнесенного к землям, в отношении которых сведения о правообладателе отсутствуют, площадью 102 кв. метра и земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040209:441, находившегося на праве собственности у Смирнова А.А.(л.д. 27-28) был образован новый земельный участок площадью 350 +/- 7 кв. метров со статусом записи об объекте недвижимости "актуальные", а также с отсутствием сведений, необходимых для заполнения раздела 2. Таким образом, при формировании данного участка сведения о правообладателе не были заполнены.
Вновь образованному участку с датой присвоения кадастрового номера 15.10.2018, был присвоен кадастровый номер 50:22:0040209:526, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2018 N 99/2018/216785115 (л.д. 24-25).
Постановлением администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 19.12.2018 N 4972-ПА отменено постановление от 21.08.2018 N 3261-ПА со ссылкой на п. 169 протокола МВК по вопросам земельно- имущественных отношений в Московской области от 10.12.2018 N 181-3, акты проверки органа муниципального контроля от 01.10.2018 N 169/2018, от 09.11.2018 N 212.
В связи с тем, что муниципальный акт, устанавливающий границы вновь образованного спорного земельного участка отменен, учитывая, что этот участок препятствует строительству внутриквартальной дороги и прохождению газопровода высокого давления, администрацией городского округа Люберцы в адрес УФСГРКиК по МО направлено заявление о снятии вновь образованного земельного участка с КН50:22:0040209:526 с государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 21.01.2019 N 50-0-1-265/301/218-4236 истцу сообщено, что действия по снятию указанного участка с государственного кадастрового учета приостановлены, так как данный участок не является преобразуемым объектом недвижимости и не подлежит снятию с учета. По сведениям Реестра объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040209:526 имеет статус "учтенный".
При таких обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что исключение сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0040209:526, образованного в результате процедуры перераспределения земельного участка из земель, отнесенных к государственной неразграниченной собственности и участка с кадастровым номером 50:22:0040209:441 противоречит положениям Федерального закона N 218-ФЗ, положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Принципами ведения Единого государственного реестра недвижимости, закрепленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" являются, в том числе, единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, а также достоверность его сведений.
В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, с 01 января 2017 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).
При таких обстоятельствах, с 01 января 2017 года принятие решения о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости отнесено к компетенции Управления Росреестра по Московской области.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств принятия соответствующего решения уполномоченным органом является ошибочным, поскольку в материалах дела имеется уведомление Ростреестра.
Вместе с тем, данный вывод не привел к принятию неправильного решения, так как спорный участок имеет статус "учтенный", процедура образования проведена уже после вступление в действие Федерального закона N 218-ФЗ, судом первой инстанции установлено, что земельный участок 50:22:0040209:526, в отношении которого сведения о правообладателе отсутствуют, по представленным материалам межевания полностью включает в себя границы участка 50:22:0040209:441, находящегося в частной собственности.
Исходя из процедуры перераспределения земель, сведений, содержащихся в ЕГРН, в случае исключения сведений о перераспределенном участке будет нарушено право собственности третьего лица Смирнова А.А.
При этом как указывает сам истец, участок сформирован в результате процедуры перераспределения участков.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае возможно снятие с кадастрового учета земельного участка только на основании решения суда, не основаны на правильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Отмена Администрацией своего постановления, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка не является основанием для снятия участка с кадастрового учета.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная практика по делу N А41-27867/19, на которую ссылается заявитель апелляционной жалобы, не подлежит применению в настоящем деле ввиду отличия фактических обстоятельств дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27.05.2020 по делу N А41-27870/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27870/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство имуществеенных отношений Московской области, Смирнов А.А., Смирнов А.А. (Сафронов П.В.)