Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф05-19895/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А41-74434/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
в судебном заседании участвуют:
от Федерального агентства лесного хозяйства: Косых Н.С., по доверенности от 26.08.2020;
от Администрации городского округа Лобня Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года по делу N А41-74434/19 по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации городского округа Лобня Московской области, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, об истребовании из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Лобня Московской области с требованиями:
- истребовать из чужого незаконного владения земельный участок с КН 50:09:0060736:572 площадью 2 кв.м.. налагающийся на земли лесного фонда Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества, квартал N 155 выдел 3;
- истребовать из чужого незаконного владения земельный участок с КН 50:09:0060736:573 площадью 730 кв.м.. налагающийся на земли лесного фонда Клинского лесничества. Краснополянского участкового лесничества, квартал N 155 выделы 5.8;
- исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060736:572;
- исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060736:573.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года по делу N А41-74434/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на территории городского округа Лобная расположены следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:09:0060736:572 площадью 2 кв.м, для комплексного освоения, в целях жилищного строительства с видами разрешенного использования - многоэтажное жилищное строительство, в том числе строительство объектов социального обеспечения, коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и инженерных сетей;
- с кадастровым номером 50:09:0060736:573 площадью 730 кв.м, для комплексного освоения, в целях жилищного строительства с видами разрешенного использования - многоэтажное жилищное строительство, в том числе строительство объектов социального обеспечения, коммунального хозяйства. Право собственности на участки зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Лобня", что подтверждается выписками из ЕГРН от 18.07.2019.
Истец, руководствуясь сведениями ФГБУ "Рослесинфорг", выявил полное вхождение границ земельных участков на земли лесного фонда - квартала N 155 выделов 3,5,8 Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Обосновывая свои доводы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060736:572 и 50:09:0060736:573 расположены на землях лесного фонда, истец ссылается на заключение "Рослесинфорга", сведения из государственной лесного реестра, копии лесоустроительных планшетов, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Однако в ЕГРН сведений о границах Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества не вносились.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 58 ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413), таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу пункта 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и части VI Лесоустроительной инструкции под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Соответственно, истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Указанные истцом в апелляционной жалобе документы сами по себе без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
При этом границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060736:572 и 50:09:0060736:573 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, из выписки из ЕГРН не усматривается наличие пересечений с иными участками (в том числе с землями лесного фонда).
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года по делу N А41-74434/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74434/2019
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация городского округа Лобня
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра"