город Москва |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А41-74434/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Мособлкомлеса: Щипова А.Д., доверенность от 09.09.2019; от ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 03 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Рослесхоза
на решение от 16 января 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 15 сентября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-74434/19
по иску Рослесхоза
об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения
к Администрации городского округа Лобня,
третьи лица: Мособлкомлес, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Лобня (далее - администрация) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060736:572, площадью 2 кв.м, налагающегося на земли лесного фонда Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества, квартал N 155 выдел 3; об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060736:573, площадью 730 кв.м., налагающегося на земли лесного фонда Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества, квартал N 155 выделы 5, 8; об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060736:572; об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060736:573.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены Мособлкомлес, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец, ответчик и третьи лица - ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - Мособлкомлеса поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя третьего лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на территории городского округа Лобня расположены следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:09:0060736:572, площадью 2 кв.м, для комплексного освоения, в целях жилищного строительства с видами разрешенного использования - многоэтажное жилищное строительство, в том числе строительство объектов социального обеспечения, коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и инженерных сетей;
- с кадастровым номером 50:09:0060736:573, площадью 730 кв.м, для комплексного освоения, в целях жилищного строительства с видами разрешенного использования - многоэтажное жилищное строительство, в том числе строительство объектов социального обеспечения, коммунального хозяйства. Право собственности на участки зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Лобня", что подтверждается выписками из ЕГРН от 18.07.2019.
Рослесхоз, руководствуясь сведениями ФГБУ "Рослесинфорг", выявил полное вхождение границ земельных участков на земли лесного фонда - квартала N 155 выделов 3, 5, 8 Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества.
В связи с изложенным Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Рослесхоз, обосновывая свои доводы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060736:572 и 50:09:0060736:573 расположены на землях лесного фонда, ссылался на заключение ФГБУ "Рослесинфорг", сведения из государственной лесного реестра, копии лесоустроительных планшетов, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Однако, как установлено судами, сведения о границах Клинского лесничества, Краснополянского участкового лесничества в ЕГРН не вносились.
В соответствии с частью 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 58 ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 92 Лесоустроительной инструкции, каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу пункта 191 Лесоустроительной инструкции, таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и части VI Лесоустроительной инструкции, под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Таким образом, суды правомерно указали, что вопреки доводам Рослесхоза, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящим технический характер.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Рослесхозом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что указанные Рослесхозом в апелляционной жалобе документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов, не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
При этом границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060736:572 и 50:09:0060736:573 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, из выписки из ЕГРН не усматривается наличие пересечений с иными участками (в том числе с землями лесного фонда).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 года по делу N А41-74434/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
...
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
...
В соответствии с частью 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 58 ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
...
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и части VI Лесоустроительной инструкции, под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф05-19895/20 по делу N А41-74434/2019