город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2020 г. |
дело N А32-52525/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.
при участии:
от ООО "Святэко": Глуштарь В.А., представитель по доверенности от 10.03.2020;
от Центральной акцизной таможни: Радионова И.В., представитель по доверенности от 15.11.2019,
рассмотрев в режиме онлайн-заседания апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 по делу N А32-52525/2019
по иску Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Святэко" (ИНН 2317077817, ОГРН 1152367003612)
о взыскании утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Южный акцизный таможенный пост обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Святэко" (далее - Общество) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 2641120, руб. 65 копеек.
Определением от 18.03.2020 суд удовлетворил ходатайство о процессуальном правопреемстве с представлением доказательств реорганизации Южного акцизного таможенного поста в форме присоединения к Центральной акцизной таможне.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 в удовлетворении требований Центральной акцизной таможни было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального права, не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, в виду чего решение подлежит отмене.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 11.09.2020 по делу произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В., в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется с самого начала.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии посредством онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы таможенного органа по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производств и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учётом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Как следует из материалов дела, 21.06.2018 Обществом на таможенном посту по декларации на товары N 10009240/210618/0000999 в отношении товара 1-8 и 01.08.2018 по декларации на товары N 10009240/010818/0001264 в отношении товара 1-6 были задекларированы товары - транспортные средства челночного типа: электромобиль пассажирский, открытый, без дверей, для перевозки персонала в местах отдыха, районах нахождения вилл, гостиницах садового типа туристических местах и т.д. (не предназначены для дорог общего пользования), марка ЕAGLE, 2018 года выпуска, 14-ти местные, в количестве 14 единиц. Код ТН ВЭД ЕАЭС - 8702400009.
Указанные товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Сумма утилизационного сбора Обществом уплачена не была, в связи с чем, таможенный орган письмами от 11.12.2018 N 48-03-14/2057, от 26.07.2018 N 48-01-17/1314 информировал Общество о необходимости, в соответствии со статьёй 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, уплаты утилизационного сбора в отношении ввезённых транспортных средств.
Таможенным органом был рассчитан размер утилизационного сбора: по ДТ N 10009240/210618/0000999 он составил 1368000 руб.; по ДТ N 10009240/010818/0001264 - 1026000 рублей.
В связи с неуплатой Обществом сбора, таможенным органом также был произведён расчёт пени за неуплату:
- по ДТ N 10009240/210618/0000999, с момента выпуска транспортного средства - 22.06.2018 по дату истечения срока предоставления документов - 07.07.2018: период просрочки с 08.07.2018 по 16.09.2018 всего 71 день, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,25%, сумма пени 23472 руб. 60 коп.; период просрочки с 17.09.2018 по 16.12.2018 всего 91 день, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,50%, сумма пени 31122 руб.; период просрочки с 17.12.2018 по 15.03.2019 всего 89 дней, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,75%, сумма пени 31452 руб. 60 коп.; период просрочки: с 16.03.2019 по 16.06.2019 всего 93 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,75%, сумма пени 32866 руб. 20 коп.; период просрочки с 17.06.2019 по 28.07.2019 всего 42 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,50%, сумма пени 14364 руб.; период просрочки с 29.07.2019 по 08.09.2019 всего 42 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,25%, сумма пени 13885 руб. 20 коп.; период просрочки с 09.09.2019 по 10.10.2019 всего 32 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,0%, сумма пени 10214 руб. 40 коп.;
- по ДТ N 10009240/100818/0001264 с момента выпуска транспортного средства - 03.08.2018 по дату истечения срока предоставления документов - 18.08.2018: период просрочки с 19.08.2018 по 16.09.2018 всего 29 дней, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,25%, сумма пени 7190 руб. 55 коп.; период просрочки с 17.09.2018 по 16.12.2018 всего 91 день, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,50%, сумма пени 23341 руб. 50 коп.; период просрочки с 17.12.2018 по 30.01.2019 всего 45 дней, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,75%, сумма пени 11927 руб. 25 коп.; период просрочки с 31.01.2019 по 16.06.2019 всего 137 дней, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,75%, сумма пени 36311 руб. 85 коп.; период просрочки с 17.06.2019 по 28.07.2019 всего 42 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,50%, сумма пени 10773 руб.; период просрочки с 29.07.2019 по 08.09.2019 всего 42 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,25%, Сумма пени 10413 руб. 90 коп.; период просрочки с 09.09.2019 по 10.10.2019 всего 32 дня, ставка рефинансирования Банка России в указанный период 7,0%, сумма пени 7660 руб. 80 копеек.
Итого сумма пени за просрочку Обществом уплаты утилизационного сбора составила 247120 руб. 65 копеек.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктом 3 которого установлено, что уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в статье 24.1 Федерального закона Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 13 названных Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора установлено, что после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счёт органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Таким образом, уплата утилизационного сбора в установленном размере является одним из условий выдачи паспорта самоходной машины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в пункте 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.
Кроме этого, пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (включая самоходные машины).
Согласно пункту 8 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой.
Порядок проставления отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, и паспорте самоходной машины и других видов техники, или дубликате паспорта самоходной машины и других видов техники утверждён приказом Минсельхоза России, Минпромторга России, ФТС России от 31.01.2017 N 44/147/140 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2017 N 45871).
Согласно пункту 2 Порядка взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, проставление отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора производится на бланке паспорта, бланке паспорта единой формы, в паспорте, паспорте единой формы или дубликате паспорта, дубликате паспорта единой формы, выдаваемом на самоходные машины и другие виды техники, включенные в Перечень.
Таким образом, самоходные машины, не включенные в утверждённый Перечень взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, не являются объектом уплаты утилизационного сбора, в связи с чем, отметки об уплате либо об основании неуплаты утилизационного сбора в отношении них в ПСМ не проставляются.
Согласно Перечню, отнесение к самоходным машинам, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор, происходит на основании наименований их видов и категорий, а также классификационных кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
В материалы дела представлены паспорта самоходной машины и других видов техники, выданных центральной акцизной таможней, на товары, задекларированные Обществом по ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264 (т.2 л.д. 14-17), согласно которым Общество были везены электромобили пассажирские, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и имеющие максимальную скорость 25 км/ч, один электрический двигатель мощностью 7.5 кВт..
В материалы дела представлены инструкции по эксплуатации на ввезённые Обществом самоходные машины (т.1 л.д. 116-151).
В декларации соответствия ЕАЭС N RU Д-CN.АУ04.В.72319 от 14.06.2018 на электромобили модели EG6158K09, EG6158K, EG6158K01, EG6158K05, EG6158K10 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8703 10 1800.
Таким образом, товары, задекларированные Обществом по ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264 являются самоходными машинами, что исключает возможность применения к ним Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним".
В соответствии с абзацем вторым Перечня основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. В соответствии с абзацем 3 к Перечню в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами.
При этом код ТН ВЭД ЕАЭС имеет квалифицирующее значение для определения коэффициента расчета размера утилизационного сбора, как это определено в примечаниях 4 и 6 к Перечню, только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в Перечне.
В ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8702400009.
В перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор согласно коду ТН ВЭД ЕАЭС 8702400009, суд первой инстанции обосновано пришёл к выводу об отсутствии у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезённых товаров по указанным ДТ.
Доказательства, позволяющих отнести ввезённую Обществом самоходную технику по ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264 к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор уплачивается, в материалы дела таможенным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования таможенного органа о взыскании с Общества неуплаченного утилизационного сбора в сумме 2394000 руб. и пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в сумме 247120 руб. 65 коп. удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 по делу N А32-52525/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52525/2019
Истец: Южный акцизный Таможенный пост
Ответчик: ООО Святэко
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9709/20
16.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11519/20
09.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52525/19
18.12.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52525/19